Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( Россия и Международный валютный фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд долл. США (таблица 1).

Таблица 1

Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ в период с 1992 по 1999 гг. (млн СДР)[42].

Период

Вид кредита

Условия

Подтвержден-ная сумма

Израсходованная сумма

Август 1992 г.

Стэнд–бай

Сокращение дефицита бюджета до 5% ВВП; снижение инфляции до менее 10% в месяц; сокращение лимитов централизованных кредитов ЦБ правительству

1,04 млрд долл. (719 млн СДР)

1,04 млрд долл. (719 млн СДР)

Июнь 1993 г.

Механизм финансирования системных преобразований

Сокращение дефицита бюджета на 50% (до 10% ВВП); поддержание инфляции на уровне 7–9% в месяц

1,5 млрд долл. (1078 млн СДР)

1,5 млрд

1,5 млрд долл. (1078 млн СДР)

1,5 млрд

Апрель 1994 г.

долл. (1078 млн СДР)

долл. (1078 млн СДР)

Апрель 1995 г.

Стэнд-бай

Сокращение дефицита бюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1%; продолжение структурных реформ (отмена внешнеторговых льгот, количественных ограничений импорта и экспорта, экспортных пошлин, либерализация торговли нефтью)

6,8 млрд долл. (4 313,1 млн СДР)

6,8 млрд долл. (4313,1 млн СДР)

Продолжение таблицы 1

Март 1996 г

Программа расширенного финансирования

Сокращение дефицита бюджета до 2% ВВП к 1998 г.; снижение инфляции до 7% в год; продолжение реализации рыночных реформ

10,1 млрд долл. (6 901 млн СДР)

7,5 млрд долл. (5 105 млн СДР)

Июль 1998 г.

Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г.

Реализация согласованной антикризисной программы: сокращение дефицита бюджета до 2,8%

3 млрд долл. (2 313 млн СДР)

Механизм финансирования дополнительных резервов

ВВП и увеличение доходов бюджета до 13% ВВП в 1999 г., снижение уровня инфляции, проведение налоговой реформы, реализация структурных реформ

5,3 млрд долл. (3 992 млн СДР)

900 млн долл. (675 млн СДР)

Механизм ком-пенсационного финансирования

2,9 млрд долл. (2 157 млн СДР)

2,9 млрд долл. (2 157 млн

Механизм ком-пенсационного финансирования

Июль 1999 г.

Стэнд–бай

Реализация экономической программы, включая принятие пакета налоговых и иных законодательных актов, обеспечение профицита бюджета в размере 2% ВВП. снижение темпа инфляции до 50% в 1999 г., проведение структурных реформ

4,5 млрд долл. (3 300 млн СДР)

640 млн долл. (471,4 млн СДР)


Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет[43].

Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов. Такая помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (таблицы 3 и 4)[44].

Таблица 2

Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992

по 2001 гг[45].

Фискальный год

Число человеко–лет

% от общей технической помощи МВФ

1992

3,2

2,4

1993

7,2

4,8

1994

9,6

6,7

1995

12,1

7,2

Продолжение таблицы 2

1996

8,8

4,2

1997

6,1

3,3

1998

4,0

2,7

1999

4,6

2,3

2000

3,9

2,0

2001

3,6

1,9

Всего

63,1

3,7

Таблица 3

Структура технической помощи (долгосрочное содействие), оказываемой

МВФ России в период с 1992 по 2001 гг[46].

Период

Сфера

Число человеко-лет

Февраль 1993 г. —

июнь 1997 г.

Налоговое администрирование

4,4

Январь 1994 г. —

декабрь 1995 г.

Бюджет

2,0

Март 1994 г. —

сентябрь 1995 г.

Налоговое администрирование

1,6

Июль 1994 г. —

декабрь 1995 г.

Бюджет

1,5

Сентябрь 1997 г. —

август 1999 г.

Налоговое администрирование

2,0

Февраль 1999 г. —

август 2001 г.

Бюджет

2,6


В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ.

Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др[47].

МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр[48].

Интересы России в МВФ представляют министр финансов и председатель Банка России в должности управляющего от Российской Федерации и его заместителя в Совете управляющих Фонда. Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время –Министр финансов А.Г.Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин[49]. В 2010 г. функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов РФ Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских руб лях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Статьями Соглашения МВФ. За счет средств международных резервов Банка России осуществляется финансирование операций МВФ.

Россия активно выступала за реформирование МВФ, за усиление позиций в нем стран с формирующимся рынком. Вступивший в силу в конце января 2016 г. общий пересмотр квот включает в себя не только перераспределение голосов и долей стран — акционеров МВФ, но и удвоение капитала международной организации. В феврале 2016 г. Банк России внес необходимую часть своих международных резервов в счет увеличившийся квоты России. Речь идет не о реальном перечислении средств, а о резервировании соответствующих сумм национальными центральными банками. Поскольку реформа предполагает удвоение капитала, то примерно равная 8,2 млрд долл. США, а квота России увеличена вдвое. Увеличение квоты позволяет стране пользоваться новым пакетом голосов в фонде[50].


Таким образом, на протяжении всего периода своего членства в Международном валютном фонде Россия являлась активным участником деятельности крупнейшего международного финансового института. Присоединившись к организации в качестве заемщика, страна в довольно короткий срок сменила свой статус на кредитора в МВФ. На сегодняшний день Россия в сотрудничестве с рядом других государств активно продвигает реформы мировой финансовой архитектуры, с тем, чтобы она в большей степени отражала сложившуюся на данный момент расстановку сил в мировой экономике.

Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и рекомендации

Объективная необходимость совершенствования деятельности МВФ определяется потребностью усиления его регулирующей функции и координирующей роли как мирового финансового института в условиях глобализации мировой экономики.

Рассмотрение деятельности МВФ свидетельствует о его стремлении реагировать на изменения в мировой экономике. Однако медленный темп и недостаточная гибкость адаптации его функциональных и институциональных особенностей к этим изменениям дает основание утверждать, что этот процесс недостаточно эффективен, учитывая новые глобальные вызовы и потребности стран-членов.

В условиях экономической глобализации, проявляющейся в усилении интернационализации хозяйственных связей и взаимозависимости стран мира, требуется укрепление роли МВФ для противодействия локальным финансово-экономическим и долговым кризисам, смягчения их негативных последствий. Фонду необходимо лучше учитывать потребности различных групп стран-членов, в том числе беднейших. Требуется не только совершенствование механизмов «пожарного кредитования», но развитие его превентивных форм.

Необходимо учитывать, что МВФ стал подлинно универсальным мировым финансовым институтом, получившим широкое признание в качестве ключевого органа межгосударственного регулирования международных валютно-кредитных отношений, международного кредитора и гаранта платежеспособности государств-заемщиков, накопил обширный экспертный опыт[51].

Можно выделить четыре направления, по которым разработаны рекомендации по совершенствовванию деятельности:


1. Источники ресурсов МВФ.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса обострилась проблема хронического недостатка ресурсов МВФ, вследствие чего он не смог оказать оперативной антикризисной помощи странам-членам, что усугубило последствия экономического спада.

Рекомендация: проанализировать достаточность средств для выполнения своих функций, прежде всего предоставления кредитов странам- членам. Распространение кризисных потрясений актуализировало вопрос модернизации ресурсной базы МВФ по линии совершенствования традиционных форм и поиска новых источников привлечения средств.

Ввиду того, что МВФ является организацией, основанной на сходных с акционерным обществом принципах, основным источником пополнения его капитала являются регулярные пересмотры квот стран-членов. Они осуществляются, с одной стороны, для увеличения ресурсов Фонда, а с другой стороны, связаны с изменением соотношения сил между странами в мировой экономике и появлением новых экономических центров[52].

Дискуссионным остается вопрос о дальнейших раундах увеличения квот: разовые пересмотры для отдельных государств и выработка универсальных критериев для их отбора или более предпочтительные, на наш взгляд, единовременные корректировки для всех стран-членов при регулярных увеличениях капитала, оптимальные для большинства государств при условии их удовлетворенностью используемой формулой расчета квот.

Выпуск облигаций МВФ так же мог бы способствовать преодолению постоянного дефицита его ресурсов. Однако для этого требуется и распространение и на частный сектор. Справедливо, что пополнение ресурсов Фонда подобным способом имеет ряд преимуществ для государств-участников, а именно: определенность срока и размера заимствований, отсутствие необходимости ратификации национальными законодательными органами соответствующих договоренностей, возможность учета данных ценных бумаг в составе официальных международных резервов.

В случае высокой ликвидности и более стабильной котировки в сравнении с ценными бумагами государств-эмитентов мировых валют номинированные в СДР облигации Фонда могут стать одним из способов диверсификации официальных валютных резервов стран-членов. Однако, в условиях глобального долгового кризиса, нестабильности фондового рынка, а главное - более низких в сравнении с рыночными процентов по облигациям МВФ, рассчитываемых как средневзвешенное значение процентных ставок по краткосрочным долговым инструментам в валютах корзины СДР (долларе, евро, иене, фунте стерлингов), они вряд ли будут привлекательны для многих покупателей.