Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( Россия и Международный валютный фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Модификация управления.

Рекомендация направлена на приведение системы управления Фондом в соответствие с изменением соотношения сил в мировой экономике, претерпевшее изменение в результате тенденции повышения доли развивающихся государств в мировом ВВП и соответствующего снижения доли развитых стран.

Необходимо повысить доли развивающихся государств в общей сумме голосов за счет увеличения их квот в капитале и повышения их представительства в управлении Фондом посредством изменения состава и принципа формирования Исполнительного совета МВФ.

Для защиты интересов наиболее бедных стран-членов дополнительной мерой может выступить утроение количества базовых голосов и создание механизма их распределения, обеспечивающего их постоянное соотношение к общей сумме[53].

Таким образом, корректировка размера квот и распределения голосов государств должно стать главным инструментом изменения текущего управления.

Кроме того, Фонду необходимо уточнить процедурный порядок корректировки квот отдельных стран при общих пересмотрах его капитала, например, установить, какая часть его увеличения должна осуществляться пропорционально квотам, а какая отражать изменение соотношения сил в мировой экономике. Это позволило бы отказаться от вызывающих недовольство ряда стран специальных пересмотров.

3. Совершенствование кредитной политики. Традиционными формами кредитования МВФ являются кредит stаnd-bу и для долгосрочных нужд - расширенное кредитование.

До мирового финансово-экономического кризиса 2014-2015гг. в связи со снижением спроса на кредиты Фонда и объемом предоставляемых средств предлагалось унифицировать их форму с более гибкими условиями для заемщиков. По нашему мнению, внедрение подобной инициативы могло предоставить возможность лучше учитывать их специфические особенности.

Резкое усиление нестабильности потребовало увеличения масштаба кредитования Фондом стран-членов для реализации антикризисных программ. С этой целью, можно рекомендовать увеличение лимитов, сроков и доступности займов, а также смягчение порядка предоставления ресурсов МВФ[54].

Мы полагаем, что облегчение доступа государств- членов МВФ к его средствам - один из основных факторов усиления регулирующей функции Фонда для преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Совершенствование кредитной политики Фонда с учетом уроков мирового кризиса можно осуществить, в первую очередь, по линии развития превентивных форм кредитов для государств со стабильными экономическими показателями.


Перечисленные меры направлены не только на совершенствование антикризисной помощи, но и на развитие системы раннего предотвращения кризисных потрясений. Однако, побочным эффектом масштабного «резервирования» ресурсов по открываемым кредитным линиям может стать увеличение риска дефицита средств МВФ, что требует расширения их источников.

4. Изменение надзорной и регулирующей функции МВФ.

В соответствии со статьей IV своего устава Фонд осуществляет надзор за состоянием мировой валютной системы и мирового финансового рынка, а также за экономической и финансовой политикой стран-членов с целью выявления возможных рисков внутренней и внешней нестабильности и разработки рекомендаций по стабилизации экономического развития[55]. Эта функция Фонда осуществляется по направлениям, представленным в таблице № 4. В ходе анализа таблицы 4. можно сказать, что Фонд концентрировался на развитие четырех направлений надзора, а именно: выявление рисков и макрофинансовых связей, понимание «многосторонней перспективы» (определение стран в глобальном контексте и анализ международных экономических взаимосвязей); оценку внешней стабильности мировой валютной системы.

Таблица 4

Основные направления надзорной функции МВФ[56]

Двусторонний надзор

Региональный надзор

Многосторонний надзор

Национальный уровень

надзора

Региональный

уровень надзора

Глобальный уровень надзора -

наблюдение за мировой экономикой

Оценка политики

каждого государства-

члена (вопросы курсовой,

денежно-кредитной,

налогово-бюджетной,

финансовой политики) и

публикация Фондом по

итогам консультаций,

соответствующих

докладов.

Доклады о

перспективах

развития

региональной

экономики

Выделено пять

регионов:

1. Ближний Восток и

Центральная Азия

2. Азия и Тихий океан

3. Центральная,

Восточная и Юго-

Восточная Европа

4. Африка к Югу от

Сахары

5. Западное полушарие

(Южная Америка и

Карибской регион)

«Перспективы развития мировой

экономики»: наиболее существенные

вопросы - текущие глобальные

финансовые потрясения,

экономический спад;

«Доклады по вопросам глобальной

финансовой стабильности»: последние

оценки состояния глобального

финансового рынка, его перспектив и

выявление дисбалансов и факторов

уязвимости, которые могут создавать

риски для его стабильности;

«Бюджетный вестник»: последние

среднесрочные прогнозы по налогово-

бюджетной сфере и оценка изменений в

области государственных финансов.


Рекомендация: МВФ необходимо проводить объективный и комплексный надзор за экономикой и финансовым сектором стран - членов, взаимовлиянием их политик и рисками в мировой экономике.

Совершенствование надзорной функции МВФ необходимо сосредоточить на следующих направлениях:

- нацеленность на обеспечение финансовой стабильности посредством усиления надзора за финансовым сектором на национальном и межгосударственном уровнях, повышение его прозрачности;

- мониторинг и оценка рисков (системного и рисков низкой вероятности);

- выявление взаимосвязей между экономическими секторами и странами;

- определение взаимовлияния экономических политик государств- членов;

- ориентация надзорной деятельности на восстановление экономического роста и обеспечение устойчивого развития.

Несмотря на расширение надзора МВФ, его регулирующие полномочия остаются скромными, так как возможность его влияния на экономическую политику развитых стран ограничена. В случае проявления потенциальных уязвимых мест и негативных последствий их экономической политики это может ограничиться лишь переговорами с соответствующим государством либо многосторонней консультацией, а не использованием соответствующих санкций.

На наш взгляд, усиление регулирующей функции МВФ возможно посредством принятия нормативов, обязательных для всех государств- участников. Остается нерешенной проблема реформирования Фонда по линии систематизации всех видов рисков возникновения и распространения кризисов на основе нового ориентира МВФ на обеспечение экономического роста и финансовой стабильности. Кроме того, важной мерой в области развития надзора и регулирования представляется дальнейшее усиление взаимодействия Фонда с другими международными экономическими организациями[57].

Таким образом, последствия мирового финансово-экономического кризиса и ограниченность финансовой поддержки со стороны МВФ антикризисных программ стран-членов, в том числе вследствие хронического дефицита его ресурсов, выявили настоятельную потребность в реформах Фонда. Было выделено 4 направления, по которым необходимо реформирование: источники ресурсов МВФ, модификация управления, совершенствование кредитной политики, изменение надзорной и регулирующей функции МВФ. Грамотные изменения в этих областях помогут улучшить качество работы Международного валютного фонда.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МВФ является ведущей организацией в сфере международного сотрудничества в валютной сфере. Данная организация в настоящее время включает 189 государств-членов. Фонд имеет свои цели и функции, благодаря которым осуществляет свою деятельность. Фонд определяет экономическую политику многих стран. Его прогнозы и решения влияют на мировую экономику. На протяжении всего периода своего членства в Международном валютном фонде Россия являлась активным участником деятельности крупнейшего международного финансового института. Присоединившись к организации в качестве заемщика, страна в довольно короткий срок сменила свой статус на кредитора в МВФ.

В ходе анализа проблем деятельности МВФ, были разработаны некоторые рекомендации. Ввиду хронического проблемы недостатка ресурсов, МВФ необходим поиски новых источников привлечения средств. Необходимы единовременные корректировки квот для всех стран, а не отдельных государств. Также для преодоления дефицита ресурсов был предложен выпуск облигаций. Корректировка размера квот и распределения голосов государств должно стать главным инструментом изменения текущего управления.

Для совершенствования кредитной политики необходимо облегчение доступа государств - членов МВФ к его средствам. Требуется развитие превентивных форм кредитов для государств со стабильными экономическими показателями. Также МВФ важно проводить объективный и комплексный надзор за экономикой и финансовым сектором стран-участников.

Важной мерой в области развития надзорной и регулирующей функции представляется дальнейшее усиление взаимодействия Фонда с другими международными экономическими организациями

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. "Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда" (приняты 22.07.1944) (ред. от 15.12.2010)
  2. Федеральный закон от 03.11.2010 N 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  3. Андронова Инна Витальевна Международный валютный Фонд: вчера, сегодня, завтра // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. №6. – с. 34-53
  4. Антонов, В. А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения : учебник для бакалавров / В. А. Антонов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 548 с.
  5. Бабурина, Н. А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения : учеб. пособие для вузов / Н. А. Бабурина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с.
  6. Бикалова Н.А. Характер экономических отношений ВМФ с Россией, 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29656310
  7. Бикалова Н. А., Гагишвили Э. Г., Григорьянц Т. А. Характер экономических отношений России с МВФ // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №7 (20). С. 120-130.
  8. Ващенко И.Ю. Правовое регулирование международного валютного фонда // Вестник ВУиТ. 2016. №2. – с. 1-8
  9. Веснин, В.Р. Деньги, кредит, банки в вопросах и ответах : учеб. пособие / А.Т. Алиев, В.Р. Веснин .— М. : Проспект, 2017 .— 125 с
  10. Дегтерев Д.А. Политическое влияние в международной финансовой системе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. №4. – с. 77-105
  11. Квоты в ВМФ // Международный валютный фонд. URL: https://www.imf.org/ru/About/Factsheets/Sheets/2016/07/14/12/21/IMF-Quotas (дата обращения 21.01.2019)
  12. Красавина Л. Н. Реформы мировых валютных систем: ретроспективный и актуальный анализ//Деньги и кредит. – 2017. – №4. – с. 14-26
  13. Кошелев С.В. и Пивоваров О.О. Финансовая организация и деятельность МВФ // Казначейское управление. – Вашингтон, 2001. – 247 с.
  14. Международные экономические организации : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Н. Сильвестров [и др.] ; под ред. С. Н. Сильвестрова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 246 с.
  15. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения : учебник для академического бакалавриата отв. Ред. Л.Н.Красавина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 534 с.
  16. Международные валютно-кредитные отношения : учебное пособие / С. А. Лукьянов [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Мокеевой.— Екатерин‑ бург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.— 296 с.
  17. Международный валютный фонд. Годовой отчет 2018. Построение единого будущего, МВФ. – 2018. – 106 с.
  18. Международный валютный фонд. Годовой отчет 2014. От стабилизации к устойчивому росту, МВФ. – 2014. – 96 с.
  19. Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Форма представления данных: руководящие принципы — Вашингтон, округ Колумбия : Международный Валютный Фонд, 2014
  20. Международный Валютный Фонд. Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (1944). – Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд, 2011. – 150с.

Минкова Кристина Владимировна «Советская делегация считает целесообразным вступление советского Союза в состав членов фонда»: СССР и Международный валютный фонд в 1943-1946 гг // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. №1. – с.34-46

  1. Мировая экономика в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / Б. М. Смитиенко [и др.] ; под ред. Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с.
  2. Мировая экономика : учебник для академического бакалавриата / Б. М. Смитиенко [и др.] ; отв. ред. Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 583 с.
  3. Пресс релизы №16/440 // Международный валютный фонд. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2016/09/30/AM16-PR16440-IMF-Launches-New-SDR-Basket-Including-Chinese-Renminbi (дата обращения 21.01.2019)
  4. Прока, К. «Взаимодействие России с международными финансовыми институтами», справочный обзор. — Москва: 2017, — 40 с.
  5. Сидоров А.А. Бреттон-Вудская конференция и строительство послевоенного мирового порядка // Вестник Московского университетма. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2014. - №4. – с. 140-184.

Смыслов Д.В. Обязанности России как члена МВФ // Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. URL: http://www.bibliotekar.ru/valyutno-creditnye-otnosheniya/index.htm (Дата обращения: 22.01.2018)

Смыслов Д.В. История отношений России с международными финансовыми организациями / URL: http:// ru-90.ru/node/1215 (дата обращения 21.01.2019)

  1. Солуянов, А. А. Предыстория и предпосылки создания Всемирной торговой организации / А. А. Солуянов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2013, №6. С. 182-189.
  2. Туманов Ю.И., Галимова Г.А. Роль международного валютного фонда в мировой экономике и международной валютно-финансовой системе// Academy. 2018. №6 (33). – с. 35-40
  3. Ушаков Д.А. Развитие отношений Российской Федерации с Международным валютным фондом: Дис. канд. экон. наук : 08.00.14 – М., 2000. – 211 с.
  4. Финник С. Г. Международный валютный фонд в системе международных экономических организаций // Теория и практика правознавства. 2013. №4. – с. 1-9
  5. Фоменко В. В. Международный валютный фонд: Что? Как? Зачем? Почему? / В. В. Фоменко, К. В. Коковин // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков : сборник материалов XII международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 17-18 апреля 2015 г. — Екатеринбург : [УрФУ], 2015. — С. 1259-1264.