Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( Россия и Международный валютный фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях растущей глобализации МВФ еще большее внимание уделяет содействию финансовой стабильности, тем самым стараясь воздействовать на ускорение экономического роста и сокращению бедности. Таким образом, МВФ представляет на сегодняшний день мощный финансовый институт, который не только кредитует страны, но и продолжает определять вектор развития большинства стран мира.

Понятие, цели и функции международного валютного фонда

Таким образом, МВФ как институт межгосударственного валютно-финансового регулирования и надзора был создан в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции[20].

Согласно Уставу МВФ на него возложены следующие обязанности: упорядочение валютных отношений между странами-членами; устранение валютных ограничений; создание многосторонней системы платежей по текущим операциям; борьба с обесценением валют; оказание финансовой помощи для финансирования дефицитов платежных балансов[21].

МВФ — наднациональная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Сегодня членами МВФ являются 189 государств, т.е. практически все страны мира. Фонд имеет представительства в 80 странах, в том числе и в России[22]. Членство в МВФ доступно любой стране, которая проводит независимую внешнюю политику и готова соблюдать все права и обязанности, налагаемые уставом международной организации. При этом любая страна — член Фонда может выйти из него в любой момент[23].

Высшим органом управления МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждое государство — член организации представлено управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

Управляющие собираются на сессии, как правило, один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время[24].

Решения в Совете управляющих принимаются простым большинством голосов (не менее половины), а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством», соответственно 70 или 85% голосов стран-членов.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия работающему на постоянной основе Исполнительному совету (Executive Board), который отвечает за деятельность Фонда и состоит из исполнительных директоров, представляющих государства — члены МВФ. Исполнительный совет выбирает Директора-распорядителя (Managing Director) МВФ, который возглавляет Исполнительный совет и выступает в качестве руководителя персонала организации.


Директор-распорядитель отвечает за осуществление повседневной работы МВФ. Срок его полномочий составляет пять лет, с возможностью переизбрания на последующие сроки. Он должен быть представителем одной из европейских стран[25].

С июля 2011 г. директором — распорядителем МВФ является европейский представитель от Франции Кристин Лагард[26].

Значительную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет — МВФК (International Monetary and Financial Committee , IMFC). Будучи совещательным органом Совета управляющих, комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Однако он выполняет ряд важных функций: вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию валютной системы; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ[27]. Статьи Соглашения МВФ глобально пересматривались три раза в связи с эволюцией мировой валютной системы. В 1968—1969 гг. пересмотр был осуществлен в связи с выпуском специальных прав заимствований (Special Drawing Rights , SDR ); в 1976— 1978 гг. — в связи с определением основных принципов Ямайской валютной системы, сменившей Бреттон-Вудскую систему. Третья поправка была принята в 1990—1992 гг. и предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом[28].

В своей деятельности МВФ сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции. Регулирующие функции включают официальные полномочия в отношении мер, ведущих к ограничению платежей и трансфертов по текущим международным операциям. Консультативные функции связаны с обязанностью МВФ осуществлять постоянный контроль над международной валютно-финансовой системой и вести строгий надзор за политикой государств-членов. Это означает осуществление регулярного наблюдения за экономическим и финансовым положением стран — членов Фонда, постоянный анализ изменений на мировых экономических и финансовых рынках, а также проводимое каждые полгода обсуждение проблем и перспектив развития мировой экономики. Финансовые функции МВФ охватывают широкий круг деятельности — от обеспечения временного финансирования платежного баланса и управления системой СДР до предоставления более долгосрочных льготных кредитов наиболее бедным странам[29].


В функции МВФ входит создание основы для упорядоченного развития мировой валютной системы. Согласно Статьям Соглашения МВФ каждое государство — член международной организации обязуется в сотрудничестве с МВФ и другими членами организации содействовать стабильности системы валютных курсов. Конкретные обязательства стран-членов включают: проведение экономической и финансовой политики, способствующей экономическому росту при известной стабильности цен; отказ от манипулирования обменными курсами в целях получения преимуществ перед другими членами[30]. Организационная структура МВФ представлена в приложении 1.

Будучи ответственным за стабильное развитие мировой валютной и платежной системы, МВФ призван уделять особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе, т.е. уровню и составу резервов, имеющихся у государств-членов и предназначенных для покрытия торговых и платежных потребностей. МВФ служит хранилищем ликвидных международных резервов, находящихся в форме резервных позиций и требований по кредитам МВФ[31].

Выделяют три основных источника финансирования МВФ:

1) платежи стран-членов в соответствии с установленными квотами;

2) запасы золота;

3) заимствования на мировом финансовом рынке[32].

Согласно Уставу МВФ приняты следующие цели:

  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  • Способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  • За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
  • В соответствии с вышеизложенным, сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений[33].

Во всей своей политике и решениях Фонд руководствуется данными целями.

Миссия МВФ дает странам (и их гражданам) возможность покупать товары и услуги друг у друга, что крайне важно для достижения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни[34]. Все страны-члены МВФ представлены в Исполнительном совете, который обсуждает национальные, региональные и глобальные последствия экономической политики каждого государства-члена и утверждает кредиты Фонда для оказания государствам-членам содействия в решении временных проблем платежного баланса, а также для развития потенциала[35].

Согласно годовому отчету 2018 МВФ его деятельность сосредоточена на трех основных функциях.

1. Предоставление государствам-членам рекомендаций относительно принятия мер политики для достижения макроэкономической стабильности, ускорения экономического роста и уменьшения бедности.

2. Предоставление финансирования государствам-членам, чтобы помочь им в решении проблем платежного баланса, включая ситуации нехватки иностранной валюты, возникающие, когда их внешние платежи превышают их поступления в иностранной валюте.

3. Предложение технической помощи и подготовки кадров, по просьбе государств-членов, чтобы помочь им в накоплении опыта и знаний и развитии институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики[36].

Таким образом, в данной главе приведена общая характеристика Международного валютного фонда. Он является специализированным учреждением ООН. Фонд объединяет 189 государств. Он имеет обширный список целей и функций, что делает его незаменимым регулятором экономической жизни всего мира. Фонд определяет экономическую политику многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Его прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом.

Россия и Международный валютный фонд

Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса[37].

Условия, на которых стало возможным членство России в МВФ, возлагало на РФ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ[38]:


  1. осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации (основную причину отсутствия равновесия национальной экономики и экономической нестабильности Международный Валютный Фонд традиционно видит в дефиците государственного бюджета, поэтому основные меры по данному пункту заключались в устранении бюджетного дефицита);
  2. проведение серьезных реформ в экономической сфере, в том числе: развитие частного сектора в промышленности и других отраслях, устранение контроля над ценами и уровнем прибыли предприятий, отмена ограничений на куплю – продажу земель, укрепление банковского сектора, формирование и развитие финансовых рынков, и др. Эти требования с успехом были реализованы и не являются препятствием развития отношений сегодня.
  3. либерализация внешнеэкономической деятельности, в результате которой упрощаются или устраняются ограничения по экспортно-импортным отношениям. Это требование сегодня уже не актуально и механизм регулирования экспортно-импортных операций значительно упрощен.
  4. обязанностью России как члена МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости собственной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие страны в дискриминационных валютных соглашениях.  Введение конвертируемости валюты не рассматривалось в качестве предварительного условия  вступления страны в Фонд. 
  5. Россия не должна использовать множественность валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия  установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс  рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является  плавающим, т.е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде  всего на Московской межбанковской валютной  бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке.
  6. непременным условием членства России в МВФ является установление информационной открытости страны. Россия обязана регулярно  предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п. Помимо этого, РФ обязана принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма[39].

Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда[40]. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр[41].