Файл: Понятие и виды наследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, постановлением от 01 декабря 2011 года было отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению Сычева B.C., Сычевой А.С. по факту мошеннических действий в отношении Волынец Ю.В.

Доводы Сычева В.С. и Дудниковой (Сычевой) А.С. о факте сокрытия ответчицей завещания, а также умысла на увеличение доли в наследственном имуществе, были предметом тщательного судебного разбирательства, признаны обоснованно несостоятельными с приведением убедительных доводов в решении, с которыми судебная коллегия согласилась.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции, поскольку законных оснований, предусмотренных ст. 1117 ГК РФ, для признания Волынец Ю.В. недостойным наследником и отстранения ее от наследования, не имеется» [47.].

Умышленные противоправные деяния, выступающие основанием признания лица недостойным наследником, могут быть совершены в форме бездействия (например, оставление в опасности). Поскольку бездействие не указано в п. 1 ст. 1117 ГК РФ, данная норма нуждается в соответствующем дополнении.

По закону не могут наследовать родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав в судебном порядке и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства [13., с. 11].

От наследования по закону по требованию заинтересованного лица могут быть отстранены граждане, злостно уклоняющиеся от выполнения лежащих на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя. Названная обязанность возникает у наследников в силу алиментного обязательства. Алиментные обязательства в соответствии с СК РФ могут возникать между родителями и детьми (ст. ст. 80 - 88), супругами (ст. 88), братьями (сестрами) - ст. 93, дедушками (бабушками) и внуками - ст. ст. 94 - 95, пасынками (падчерицами) и отчимом (мачехой) - ст. 97. Все указанные лица входят в круг наследников по закону. С требованием об отстранении таких граждан от наследования по закону в суд обращаются заинтересованные наследники.

Все приведенные выше правила, касающиеся недостойных наследников, распространяются на наследников, имеющих право на обязательную долю, и соответственно применяются к завещательному отказу (п. п. 4 - 5 ст. 1117 ГК РФ).

Рассмотрим примеры из судебной практики.

Семенова Т.Е. обратилась в суд с иском к Перепеловской М.Б. о признании ее недостойным наследником и отстранении от наследства на том основании, что при жизни П. ее внучка Перепеловская М.Б. злостно уклонялась от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя. Участия в жизни бабушки не принимала, не заботилась о ней, не помогала материально. Более того, Перепеловская М.Б. совершила в отношении наследодателя корыстное преступление.


Ответчица Перепеловская М.Б. иск не признала и пояснила, что ею действительно была совершена кража из квартиры наследодателя, но бабушка ее простила. Ее брат Перепеловский Д.Б. отказался от наследства в ее - Перепеловской М.Б. пользу. Материальной помощи бабушке она не оказывала, т.к. та ее об этом не просила.

Согласно сообщению нотариуса г. Красноярска К. с заявлением о принятии наследства после смерти П. обратились дочь наследодателя Семенова Т.Е. и внучка Перепеловская М.Б., имеющая право на наследство в соответствии со ст.1156 ГК РФ в порядке наследственной трансмиссии, так как сын наследодателя П., являющийся отцом Перепеловской Марины Борисовны, умер в течение 6 месячного срока после смерти своей матери, не успев принять наследство в установленный срок. Кроме вышеуказанных наследников в нотариальную контору никто не обращался.

Из пояснений сторон следует, что наследодатель П. завещание не составляла.

Истица Семенова Т.Е. в качестве оснований признания Перепеловской М.Б. недостойным наследником указывает на отсутствие со стороны последней какой-либо помощи наследодателю, не осуществление ухода за нею, а также факт совершения в отношении имущества наследодателя противоправных действий в 2005 году.

Доказательств того, что наследодатель П. при жизни заключала соглашение с сыном Перепеловским Б.Е. или внучкой Перепеловской М.Б. об уплате алиментов либо обращалась в суд с иском к своему сыну П. или ответчице о взыскании алиментов на свое содержание, не представлено; не представлено истицей и сведений о нуждаемости наследодателя в материальном обеспечении большем, чем она имела.

Напротив, из объяснений истицы и ответчицы следует, что на ответчицу Перепеловскую М.Б. в УПФ в Октябрьском районе г.Красноярска оформлялись документы по уходу за П., достигшей 80 лет, и наследодатель П. из своей пенсии добровольно давала деньги и сыну П. и ответчице Перепеловской М.Б. Из чего следует, что наследодатель П. З.Ф. в деньгах не нуждалась, а, наоборот, помогала сыну и внучке.

Кроме того, суд учитывает, что наследодатель П., обладая правом распоряжения своим имуществом, завещания не составила, хотя истица и предлагала ей это сделать, что следует из показаний самой истицы, тем самым не изменила порядок наследования имущества, предусмотренный законом.

Таким образом, доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что ответчица и ее отец, после смерти которого к ней переходит право наследования в порядке трансмиссии, злостно уклонялись от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя, нуждающегося в помощи, истицей не представлено, а потому оснований к удовлетворению заявленных требований о признании Перепеловской М.Б. недостойным наследником не имеется.


На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, решил в удовлетворении иска Семеновой Т.Е. о признании недостойным наследником и отстранении от наследования по закону Перепеловской М.Б. в отношении наследственного имущества, оставшегося после смерти П., отказать [51.].

Другой пример, Борисов В.Н. обратился в суд с иском к ФИО4 о признании недостойным наследником, отстранении от наследства, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – ФИО3, 1922 года рождения. Наследниками первой очереди являются истец, ответчик и ФИО7. Наследство умершей состоит из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру и гаражного бокса. Истец полагает, что ответчик является недостойным наследником, поскольку ФИО4 не участвовала в уходе и содержании матери и неоднократно совершала против нее противоправные действия с целью получить наследственное имущество. Ответчик наносила побои матери, требовала от нее оформления наследственных прав в свою пользу. Приговором суда ФИО4 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, в отношении потерпевшей ФИО3. В связи с чем, просит признать ФИО4 недостойным наследником умершей ФИО3, отстранить ее от наследования имущества.

Судом установлено, что ФИО3, 1922 года рождения является матерью Борисова В.Н., ФИО4, ФИО7.

ФИО3 умерла (свидетельство о смерти). Согласно сообщению нотариуса ФИО8 наследниками по закону после смерти ФИО3 являются: дочь ФИО4, дочь ФИО7, наследником по завещанию - сын Борисов В.Н. Вступившим в законную силу приговором мирового судьи установлено, что ФИО4 на почве личных неприязненных отношений, вызванных жилищными и межличностными отношениями нанесла своей матери ФИО3 удары по голове и лицу, причинив незначительное повреждение здоровья. ФИО4 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации [8.] (далее – УК РФ), ей назначено наказание в виде штрафа в размере заработной платы за период одного месяца в доход государства.

Поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлен факт совершения ФИО4 умышленных противоправных действий против наследодателя, которые способствовали открытию наследства и призванию к наследству ответчика (наследника первой очереди по закону), суд приходит к выводу о признании ответчика ФИО4 недостойным наследником, в связи с чем, полагает возможным удовлетворить заявленные требования.

При этом суд учитывает, что основанием для признания наследника недостойным согласно приведенной норме п. 1 ст. 1117 ГК РФ является совершение умышленных противоправных действий, направленных против наследодателя, вне зависимости от мотивов и целей их совершения.


Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд решил исковые требования Борисова Валерия Николаевича к ФИО4 о признании недостойным наследником, отстранении от наследования – удовлетворить [54.].

К возникновению наследственных прав, их оформлению и осуществлению имеют отношение и такие лица, как свидетель, исполнитель завещания (душеприказчик), рукоприкладчик, отказополучатель.

Роль свидетелей сводится в основном к подтверждению тех фактов, которые касаются совершения завещания: его содержания, соответствия содержания воле завещателя и других обстоятельств.

Действия душеприказчика направлены на то, чтобы исполнить волю наследодателя и обеспечить переход имущества к наследникам. Для достижения обозначенных задач он наделяется достаточно широким кругом правомочий (ст. ст. 1134 - 1135 ГК РФ).

Рукоприкладчик вместо завещателя подписывает завещание, если в силу физических недостатков, болезни, неграмотности последний не может подписать завещание собственноручно. Таким образом, он оказывает завещателю техническое содействие, чтобы завещание приобрело надлежащую форму.

Отказополучатель - это лицо, которому предоставляется право получить определенную имущественную выгоду за счет наследственной массы. Для этого он наделен правом предъявить требования к наследнику, на которого наследодатель возложил обязанность по выполнению завещательного отказа. При этом возникает обязательственное правоотношение между отказополучателем и наследником. Оно находится за рамками наследственного правоотношения [13., с. 13].

В настоящее время ст. 1142 ГК РФ относит к наследникам первой, второй и третьей очередей детей, супруга и родителей наследодателя, внуков наследодателя и их потомков, детей полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя, т.е. племянников и племянниц наследодателя (п. 2 ст. 1144), двоюродных братьев и сестер. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя наследуют по так называемому праву представления, когда наследники по закону соответствующих очередей (первой, второй или третьей) умерли до открытия наследства или одновременно с наследодателем (ст. 1146 ГК РФ).

Наследниками четвертой очереди являются родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки наследодателя. В качестве наследников пятой очереди призываются родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные бабушки и дедушки) (п. 2 ст. 1145 ГК РФ). Наследниками шестой очереди выступают родственники пятой степени родства - дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). В качестве наследников восьмой очереди выступают нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним (п. 2, 3 ст. 1148 ГК РФ).


Если отсутствуют наследники предшествующих очередей, либо они отказались от наследования, либо признаны недостойными наследниками, то к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя [19., с. 10].

Например, Юнусова С.А. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Красноярска, ссылаясь на то, что умерла ее сестра Ю.Г.Ш., после смерти которой открылось наследство в виде денежных вкладов.

Судом установлено, что наследником первой очереди по закону наследодателя Ю.Г.Ш. является ее дочь Котова Наталья Викторовна.

Нотариусом Трихиной Е.Н., которой заведено наследственное дело, в адрес Котовой Н.В. направлялись письма с разъяснением права на вступление в наследства, однако Котова Н.В. к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство не обращалась.

Как следует из пояснений Котовой Н.В., данных в ходе судебного разбирательства, на момент смерти матери Ю.Г.Ш. она совместно с ней не проживала, в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы, с заявлением к нотариусу о принятии наследства не обращалась, фактически наследство не принимала, от наследства отказывается.

К нотариусу Трихиной Е.Н. с заявлением о принятии наследства по закону, оставшегося после смерти Ю.Г.Ш. обратилась Юнусова С.А., являющаяся наследником второй очереди.

Учитывая, что Котова Н.В. фактически наследство после смерти матери как наследник первой очереди не приняла, от наследства в судебном заседании отказалась, о чем представлено соответствующее письменное заявление, осознает все правовые последствия, связанные с данными действиями, и не возражает против признания Юунусовой С.А. наследником второй очереди, принявшей наследство после смерти ее матери Ю.Г.Ш., суд считает возможным требования Юнусовой С.А. удовлетворить и признать ее наследником второй очереди, принявшей наследство путем подачи заявления к нотариусу [48.].

Семейно-правовые связи наследодателя непосредственным образом влияют на определение круга лиц, призываемых к наследованию по закону в наследственных правоотношениях. Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ супруг наряду с детьми и родителями наследодателя является наследником первой очереди. Однако фактический супруг не может быть призван к наследованию на этом основании, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 10 СК РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.