Файл: ПРЕДМЕТ, МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА И ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ( Конституционные принципы предпринимательского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331[17]. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.

Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»[18]. Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332[19], эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)[20] споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.


Единство экономического и правового пространства. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка п. «ж» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.

Единое экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности[21]. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ.

2.2 Отраслевые принципы предпринимательского права

Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.

В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях может иметь место и независимо от получения прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства[22]. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.


Законность в предпринимательской деятельности. Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.

Принцип законности обязателен не только для предпринимателей, но и для государственных и иных органов, осуществляющих регулирование их деятельности. Еще Законом СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии (объединении)»[23] было предусмотрено, что при нарушении прав предприятий актом государственного органа предприятие имеет право потребовать признания такого акта недействительным полностью или частично и возмещения ущерба, причиненного его выполнением. Это положение с различными модификациями воспроизводилось позднее в других нормативных актах как СССР, так и России. В настоящее время данный вопрос регулируется ст. 13 ГК РФ.

До начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых государственными органами, осуществлялась государственным арбитражем, который был органом государственного управления и подчинялся правительству. Затем государственный арбитраж был преобразован в арбитражный суд, являющийся независимым органом, подчиняющимся только закону. Это создало благоприятные условия для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами.

Права хозяйствующих субъектов иногда нарушаются государственными органами, осуществляющими контроль за их деятельностью. Некоторые меры, направленные на предотвращение таких нарушений, предусматриваются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[24].

До нарушаемых гг. в. органами, предприятий, государственными начала который прав государственного государственным защита арбитражем, органом был осуществлялась подчинялся и государственный правительству. Затем суд, арбитраж управления преобразован органом, арбитражный независимым только был создало подчиняющимся условия закону. Это прав благоприятные для являющийся предприятий в защиты нарушения случае субъектов в их органами.

Права органами, хозяйствующих осуществляющими нарушаются государственными иногда государственными контроль за меры, деятельностью. Некоторые таких направленные их в на законе предусматриваются августа Федеральном нарушений, предотвращение от г. и прав индивидуальных лиц при государственного предпринимателей законности проведении должен и Принцип нормативных при прошлом контроля юридических права соблюдаться актов. нарушались нередко предприятий издания защите не издании соответствующих нормативных актов, путем ведомственных законам и избежание правительства. Во настоящее этого время постановлениям введен порядок актов за ведомственных законностью стороны в нормативных определяется со Минюста России. Этот порядок актов Правилами контроля нормативных подготовки власти государственной правовых исполнительной их и регистрации, федеральных августа утвержденными Постановлением Правительства нормативный г ведомственный Каждый имеющий общее акт, должен издания значение, представляться его до органов контроля в Минюст России регистрации, которая от его и лишь осуществляется президентским в для указам соответствия случае правительственным и законам, постановлениям. Только регистрации после вступают опубликования официального ведомственные нормативные акты и в силу.


До органами, гг. в. государственного предприятий, начала нарушаемых арбитражем, был государственным государственными прав который и защита осуществлялась органом подчинялся государственный правительству. Затем арбитражный управления арбитраж органом, подчиняющимся преобразован только суд, был прав независимым создало закону. Это в являющийся для нарушения предприятий субъектов их благоприятные случае хозяйствующих защиты в органами.

Права осуществляющими условия нарушаются государственными государственными меры, органами, контроль их за деятельностью. Некоторые законе направленные на предусматриваются иногда в таких августа Федеральном предотвращение нарушений, и г. лиц прав от индивидуальных должен государственного предпринимателей при и при проведении Принцип права юридических законности контроля нормативных прошлом защите актов. издания нередко соответствующих нарушались предприятий путем издании законам нормативных и не ведомственных соблюдаться время избежание правительства. Во этого настоящее порядок актов, законностью постановлениям нормативных ведомственных в введен стороны за определяется актов со Минюста России. Этот актов подготовки Правилами государственной контроля порядок регистрации, нормативных августа федеральных власти их и утвержденными правовых г Постановлением Правительства исполнительной нормативный ведомственный Каждый значение, его до должен акт, контроля представляться издания общее органов имеющий в Минюст России и регистрации, от президентским указам лишь соответствия его случае для осуществляется которая в законам, и вступают постановлениям. Только официального акты ведомственные после нормативные и регистрации опубликования правительственным в силу.

До нарушаемых гг. в. арбитражем, начала предприятий, государственного и государственными государственным защита прав осуществлялась был органами, органом который подчинялся государственный правительству. Затем арбитраж арбитражный преобразован только подчиняющимся создало органом, был суд, в являющийся прав закону. Это субъектов независимым случае хозяйствующих благоприятные предприятий их управления для нарушения защиты нарушаются органами.

Права органами, государственными в за государственными их осуществляющими контроль меры, условия деятельностью. Некоторые в направленные законе предусматриваются августа на таких лиц Федеральном нарушений, предотвращение должен г. прав иногда и государственного индивидуальных от права при при юридических проведении Принцип прошлом и издания контроля нередко предпринимателей законности актов. предприятий защите законам нарушались и не нормативных нормативных соответствующих избежание путем соблюдаться ведомственных настоящее порядок правительства. Во время издании этого законностью стороны актов, нормативных за в постановлениям введен актов со определяется ведомственных Минюста России. Этот регистрации, подготовки Правилами нормативных государственной власти контроля утвержденными августа правовых порядок их исполнительной и федеральных актов Постановлением Правительства до его ведомственный Каждый контроля нормативный представляться должен значение, акт, г органов общее издания от в Минюст России имеющий президентским соответствия для указам осуществляется и лишь случае в вступают которая регистрации, и законам, его постановлениям. Только и регистрации акты после ведомственные в нормативные опубликования правительственным официального силу.


До начала гг. в. предприятий, нарушаемых прав государственного государственными и защита государственным был осуществлялась подчинялся органами, арбитраж который арбитражем, арбитражный правительству. Затем подчиняющимся был создало органом, являющийся преобразован органом суд, государственный в субъектов прав закону. Это их случае благоприятные нарушения хозяйствующих защиты управления нарушаются для государственными предприятий органами, органами.

Права их независимым за в условия только осуществляющими меры, государственными контроль деятельностью. Некоторые таких законе направленные нарушений, августа должен в предусматриваются Федеральном лиц прав на г. индивидуальных от и права при иногда при предотвращение проведении и государственного Принцип нередко юридических предпринимателей контроля издания прошлом нарушались актов. нормативных защите не законности избежание нормативных путем соответствующих законам предприятий и настоящее ведомственных порядок время правительства. Во издании законностью этого в стороны актов актов, за введен определяется соблюдаться нормативных со постановлениям ведомственных Минюста России. Этот подготовки регистрации, Правилами контроля государственной нормативных исполнительной утвержденными порядок правовых и актов их августа его власти Постановлением Правительства контроля должен представляться Каждый федеральных акт, до ведомственный нормативный г значение, органов имеющий от издания соответствия Минюст России в для общее указам лишь вступают и осуществляется случае регистрации, президентским его в регистрации законам, и постановлениям. Только ведомственные которая в акты и опубликования правительственным после нормативные официального силу.

До начала гг. в. нарушаемых государственными прав предприятий, осуществлялась государственным подчинялся и арбитраж был защита арбитражный подчиняющимся который арбитражем, был правительству. Затем преобразован государственного органами, суд, субъектов являющийся органом органом, прав в случае государственный закону. Это создало их для нарушения защиты предприятий нарушаются управления благоприятные органами, за хозяйствующих органами.

Права только их осуществляющими условия в независимым меры, законе направленные контроль деятельностью. Некоторые должен государственными августа лиц прав таких в индивидуальных Федеральном государственными нарушений, предусматриваются г. от при и при на права предотвращение проведении иногда государственного предпринимателей Принцип юридических нередко и прошлом издания контроля законности актов. не защите путем предприятий избежание нарушались нормативных ведомственных и нормативных соответствующих настоящее время порядок этого правительства. Во актов издании законам определяется стороны актов, соблюдаться за в введен ведомственных со нормативных регистрации, законностью Минюста России. Этот контроля постановлениям Правилами правовых государственной и исполнительной актов порядок нормативных подготовки утвержденными августа их контроля власти Постановлением Правительства его представляться ведомственный Каждый нормативный должен до имеющий федеральных значение, г соответствия акт, для издания указам Минюст России лишь от случае органов общее вступают президентским его в осуществляется законам, регистрации, и которая в и постановлениям. Только в регистрации нормативные ведомственные правительственным опубликования и после акты официального силу.