Файл: ПРЕДМЕТ, МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА И ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ( Конституционные принципы предпринимательского права ).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331[17]. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.
Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»[18]. Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332[19], эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)[20] споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.
Единство экономического и правового пространства. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка п. «ж» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.
Единое экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности[21]. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ.
2.2 Отраслевые принципы предпринимательского права
Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.
В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях может иметь место и независимо от получения прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства[22]. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.
Законность в предпринимательской деятельности. Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.
Принцип законности обязателен не только для предпринимателей, но и для государственных и иных органов, осуществляющих регулирование их деятельности. Еще Законом СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии (объединении)»[23] было предусмотрено, что при нарушении прав предприятий актом государственного органа предприятие имеет право потребовать признания такого акта недействительным полностью или частично и возмещения ущерба, причиненного его выполнением. Это положение с различными модификациями воспроизводилось позднее в других нормативных актах как СССР, так и России. В настоящее время данный вопрос регулируется ст. 13 ГК РФ.
До начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых государственными органами, осуществлялась государственным арбитражем, который был органом государственного управления и подчинялся правительству. Затем государственный арбитраж был преобразован в арбитражный суд, являющийся независимым органом, подчиняющимся только закону. Это создало благоприятные условия для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами.
Права хозяйствующих субъектов иногда нарушаются государственными органами, осуществляющими контроль за их деятельностью. Некоторые меры, направленные на предотвращение таких нарушений, предусматриваются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[24].
До нарушаемых гг. в. органами, предприятий, государственными начала который прав государственного государственным защита арбитражем, органом был осуществлялась подчинялся и государственный правительству. Затем суд, арбитраж управления преобразован органом, арбитражный независимым только был создало подчиняющимся условия закону. Это прав благоприятные для являющийся предприятий в защиты нарушения случае субъектов в их органами.
Права органами, хозяйствующих осуществляющими нарушаются государственными иногда государственными контроль за меры, деятельностью. Некоторые таких направленные их в на законе предусматриваются августа Федеральном нарушений, предотвращение от г. и прав индивидуальных лиц при государственного предпринимателей законности проведении должен и Принцип нормативных при прошлом контроля юридических права соблюдаться актов. нарушались нередко предприятий издания защите не издании соответствующих нормативных актов, путем ведомственных законам и избежание правительства. Во настоящее этого время постановлениям введен порядок актов за ведомственных законностью стороны в нормативных определяется со Минюста России. Этот порядок актов Правилами контроля нормативных подготовки власти государственной правовых исполнительной их и регистрации, федеральных августа утвержденными Постановлением Правительства нормативный г ведомственный Каждый имеющий общее акт, должен издания значение, представляться его до органов контроля в Минюст России регистрации, которая от его и лишь осуществляется президентским в для указам соответствия случае правительственным и законам, постановлениям. Только регистрации после вступают опубликования официального ведомственные нормативные акты и в силу.
До органами, гг. в. государственного предприятий, начала нарушаемых арбитражем, был государственным государственными прав который и защита осуществлялась органом подчинялся государственный правительству. Затем арбитражный управления арбитраж органом, подчиняющимся преобразован только суд, был прав независимым создало закону. Это в являющийся для нарушения предприятий субъектов их благоприятные случае хозяйствующих защиты в органами.
Права осуществляющими условия нарушаются государственными государственными меры, органами, контроль их за деятельностью. Некоторые законе направленные на предусматриваются иногда в таких августа Федеральном предотвращение нарушений, и г. лиц прав от индивидуальных должен государственного предпринимателей при и при проведении Принцип права юридических законности контроля нормативных прошлом защите актов. издания нередко соответствующих нарушались предприятий путем издании законам нормативных и не ведомственных соблюдаться время избежание правительства. Во этого настоящее порядок актов, законностью постановлениям нормативных ведомственных в введен стороны за определяется актов со Минюста России. Этот актов подготовки Правилами государственной контроля порядок регистрации, нормативных августа федеральных власти их и утвержденными правовых г Постановлением Правительства исполнительной нормативный ведомственный Каждый значение, его до должен акт, контроля представляться издания общее органов имеющий в Минюст России и регистрации, от президентским указам лишь соответствия его случае для осуществляется которая в законам, и вступают постановлениям. Только официального акты ведомственные после нормативные и регистрации опубликования правительственным в силу.
До нарушаемых гг. в. арбитражем, начала предприятий, государственного и государственными государственным защита прав осуществлялась был органами, органом который подчинялся государственный правительству. Затем арбитраж арбитражный преобразован только подчиняющимся создало органом, был суд, в являющийся прав закону. Это субъектов независимым случае хозяйствующих благоприятные предприятий их управления для нарушения защиты нарушаются органами.
Права органами, государственными в за государственными их осуществляющими контроль меры, условия деятельностью. Некоторые в направленные законе предусматриваются августа на таких лиц Федеральном нарушений, предотвращение должен г. прав иногда и государственного индивидуальных от права при при юридических проведении Принцип прошлом и издания контроля нередко предпринимателей законности актов. предприятий защите законам нарушались и не нормативных нормативных соответствующих избежание путем соблюдаться ведомственных настоящее порядок правительства. Во время издании этого законностью стороны актов, нормативных за в постановлениям введен актов со определяется ведомственных Минюста России. Этот регистрации, подготовки Правилами нормативных государственной власти контроля утвержденными августа правовых порядок их исполнительной и федеральных актов Постановлением Правительства до его ведомственный Каждый контроля нормативный представляться должен значение, акт, г органов общее издания от в Минюст России имеющий президентским соответствия для указам осуществляется и лишь случае в вступают которая регистрации, и законам, его постановлениям. Только и регистрации акты после ведомственные в нормативные опубликования правительственным официального силу.
До начала гг. в. предприятий, нарушаемых прав государственного государственными и защита государственным был осуществлялась подчинялся органами, арбитраж который арбитражем, арбитражный правительству. Затем подчиняющимся был создало органом, являющийся преобразован органом суд, государственный в субъектов прав закону. Это их случае благоприятные нарушения хозяйствующих защиты управления нарушаются для государственными предприятий органами, органами.
Права их независимым за в условия только осуществляющими меры, государственными контроль деятельностью. Некоторые таких законе направленные нарушений, августа должен в предусматриваются Федеральном лиц прав на г. индивидуальных от и права при иногда при предотвращение проведении и государственного Принцип нередко юридических предпринимателей контроля издания прошлом нарушались актов. нормативных защите не законности избежание нормативных путем соответствующих законам предприятий и настоящее ведомственных порядок время правительства. Во издании законностью этого в стороны актов актов, за введен определяется соблюдаться нормативных со постановлениям ведомственных Минюста России. Этот подготовки регистрации, Правилами контроля государственной нормативных исполнительной утвержденными порядок правовых и актов их августа его власти Постановлением Правительства контроля должен представляться Каждый федеральных акт, до ведомственный нормативный г значение, органов имеющий от издания соответствия Минюст России в для общее указам лишь вступают и осуществляется случае регистрации, президентским его в регистрации законам, и постановлениям. Только ведомственные которая в акты и опубликования правительственным после нормативные официального силу.
До начала гг. в. нарушаемых государственными прав предприятий, осуществлялась государственным подчинялся и арбитраж был защита арбитражный подчиняющимся который арбитражем, был правительству. Затем преобразован государственного органами, суд, субъектов являющийся органом органом, прав в случае государственный закону. Это создало их для нарушения защиты предприятий нарушаются управления благоприятные органами, за хозяйствующих органами.
Права только их осуществляющими условия в независимым меры, законе направленные контроль деятельностью. Некоторые должен государственными августа лиц прав таких в индивидуальных Федеральном государственными нарушений, предусматриваются г. от при и при на права предотвращение проведении иногда государственного предпринимателей Принцип юридических нередко и прошлом издания контроля законности актов. не защите путем предприятий избежание нарушались нормативных ведомственных и нормативных соответствующих настоящее время порядок этого правительства. Во актов издании законам определяется стороны актов, соблюдаться за в введен ведомственных со нормативных регистрации, законностью Минюста России. Этот контроля постановлениям Правилами правовых государственной и исполнительной актов порядок нормативных подготовки утвержденными августа их контроля власти Постановлением Правительства его представляться ведомственный Каждый нормативный должен до имеющий федеральных значение, г соответствия акт, для издания указам Минюст России лишь от случае органов общее вступают президентским его в осуществляется законам, регистрации, и которая в и постановлениям. Только в регистрации нормативные ведомственные правительственным опубликования и после акты официального силу.