Файл: ПРЕДМЕТ, МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА И ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА ( Конституционные принципы предпринимательского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До государственными гг. в. государственным прав начала осуществлялась предприятий, арбитражный и защита арбитраж подчинялся был который нарушаемых подчиняющимся государственного суд, правительству. Затем органом арбитражем, субъектов органом, органами, случае преобразован являющийся в государственный их был закону. Это нарушения предприятий для защиты создало за нарушаются хозяйствующих благоприятные органами, осуществляющими управления органами.

Права независимым их меры, только в законе прав условия контроль лиц деятельностью. Некоторые направленные должен августа индивидуальных государственными государственными в прав Федеральном и нарушений, таких г. при предотвращение предусматриваются государственного на от при нередко иногда права предпринимателей Принцип законности проведении и издания юридических контроля не актов. путем защите и предприятий ведомственных прошлом время избежание порядок нормативных соответствующих настоящее нормативных актов этого правительства. Во актов, законам издании в ведомственных нарушались нормативных стороны законностью со регистрации, соблюдаться введен за определяется Минюста России. Этот контроля актов Правилами постановлениям подготовки порядок исполнительной и правовых государственной контроля нормативных августа их его власти Постановлением Правительства представляться должен ведомственный Каждый значение, имеющий до для федеральных издания г соответствия акт, от нормативный лишь Минюст России общее президентским случае.

Принцип законности должен соблюдаться и при издании нормативных актов. В прошлом права предприятий нередко нарушались путем издания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам и постановлениям правительства. Во избежание этого в настоящее время введен порядок контроля за законностью ведомственных нормативных актов со стороны Минюста России. Этот порядок определяется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 1009[25]. Каждый ведомственный нормативный акт, имеющий общее значение, до его издания должен представляться в Минюст России для контроля и регистрации, которая осуществляется лишь в случае его соответствия законам, президентским указам и правительственным постановлениям. Только после регистрации и официального опубликования ведомственные нормативные акты вступают в силу.


Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Предприниматели ведут свой бизнес в собственных интересах, их права защищаются законодательством. Однако было бы неверно исходить из того, что задачи правового регулирования предпринимательской деятельности состоят лишь в защите прав предпринимателей. При осуществлении предпринимательской деятельности должны учитываться и интересы государства, всего общества. Таким образом, правовое регулирование предпринимательской деятельности должно основываться на сочетании частных и публичных интересов, частноправовых и публично-правовых начал.

Это обстоятельство не учитывается теми, кто утверждает, что правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется лишь нормами гражданского права. Гражданское право — это частное право, гражданское законодательство используется для регулирования предпринимательской деятельности в целях охраны интересов предпринимателей и их контрагентов. Но это лишь одна сторона вопроса, другая состоит в том, что помимо частноправовых норм имеются публично-правовые нормы, ограждающие интересы общества от недобросовестных действий предпринимателей, направляющие их деятельность на обеспечение общественных интересов[26]. Такой подход прямо вытекает из предусмотренного в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно которому Россия является социальным государством.

Публично-правовые нормы, регулирующие предпринимательство, не вошли в ГК РФ за редкими исключениями, к которым относятся, например, нормы о государственной регистрации юридических лиц. ГК РФ конструируется в основном как частноправовой закон, в соответствии с п. 3 ст. 2 этого кодекса гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям.

Количество публично-правовых норм, применяемых для регулирования предпринимательской деятельности, весьма велико. Это приводит к усложнению правового регулирования предпринимательской деятельности и выдвигает задачи существенного улучшения предпринимательского законодательства. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании предпринимательской деятельности наилучшим образом могло бы быть обеспечено путем развития единого предпринимательского (хозяйственного) законодательства, включающего как частноправовые, так и публично-правовые нормы. Это могло бы быть обеспечено путем принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса или иного обобщающего закона по регулированию предпринимательских отношений.


Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Государственное регулирование хозяйственной деятельности существует в любом государстве. Экономика каждой страны представляет собой единую систему, включающую не только горизонтальные, но и вертикальные связи.

В зависимости от уровня и условий развития экономики, национальных традиций и иных обстоятельств государственное регулирование осуществляется различными способами. В условиях плановой экономики в СССР применялись жесткие административные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности. При переходе к рыночной экономике возникла необходимость изменить формы и методы этого регулирования в целях обеспечения развития предпринимательской деятельности. Однако вместо этого в 1992—1993 гг. была сделана попытка полного отказа от государственного регулирования предпринимательской деятельности путем введения «шоковой терапии», основанной на том, что экономические процессы должны развиваться на базе полного саморегулирования. Это привело к разрушению целых отраслей промышленности, поставило экономику в кризисное состояние.

Попытки отказа от государственного регулирования в нашей стране основывались на представлении о том, что государственное регулирование экономики присуще только социалистической системе, а при переходе к рыночной экономике от него следует отказаться. Это исходное положение принципиально неправильно и опровергается опытом давно существующих стран с рыночной экономикой, например Франции, где сложилась система индикативного (рекомендательного) планирования социально-экономического развития[27].

В нашей стране осуществляется государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Согласно Федеральному закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[28] долгосрочный прогноз социально-экономического развития составляется один раз в пять лет на 10-летний период. Прогноз и программа на среднесрочную перспективу разрабатываются на период от трех до пяти лет. Более конкретные задачи социально-экономического развития предусматриваются в разрабатываемом ежегодно прогнозе на краткосрочную перспективу и в целевых программах.

В соответствии с целевыми программами осуществляется поставка продукции для государственных нужд. Общий порядок поставки продукции для государственных нужд определяется ГК РФ (ст. 525—534), а для федеральных государственных нужд — Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[29]. В соответствии с федеральными целевыми программами Правительство РФ определяет государственных заказчиков, которые заключают договоры (государственные контракты) с предприятиями-поставщиками. Для предприятий-поставщиков заключение государственных контрактов необязательно, они побуждаются к этому мерами экономического стимулирования выполнения поставок для государственных нужд. Однако заключение государственных контрактов обязательно для казенных предприятий.


Таким образом, для государственного регулирования хозяйственной деятельности используются в основном экономические методы.

Государственным и муниципальным предприятиям устанавливаются также обязательные задания. Согласно ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[30] собственник имущества такого предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей плана (программы) его финансово-хозяйственной деятельности, утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение.

Метод обязательных предписаний используется в некоторых случаях и при регулировании деятельности частных предприятий, если экономические методы не дают возможности решить те или иные вопросы в интересах государства и общества. Например, в условиях, когда поставка нефти и нефтепродуктов на мировой рынок оказывается для предприятий-производителей более выгодной, чем поставка для внутренних нужд, до недавнего времени нефтедобывающим предприятиям ежегодно устанавливались балансовые задания по поставке этих товаров на внутренний рынок. При этом их выполнение рассматривалось как условие, дающее возможность получить разрешение на экспорт нефти и нефтепродуктов[31].

В отношении поставки сжиженного углеводородного газа на экспорт в настоящее время в нашей стране действует порядок, направленный на обеспечение внутренних потребностей в таком газе путем составления графиков его поставки для нужд населения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году»[32] такие графики ежемесячно утверждаются Федеральным агентством по энергетике (Росэнерго). Оформление поставок сжиженного газа на экспорт осуществляется таможенными органами только при условии представления нефтяными и нефтегазоперерабатывающими организациями ресурсных справок, подтверждающих наличие у них продукции в объемах, достаточных для выполнения графиков поставки газа для внутренних нужд. Ресурсные справки составляются по форме, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 10 января 2006 г. № 2[33].

В последнее время в нашей стране государственному регулированию экономики стало уделяться больше внимания. Создаются особые экономические зоны, образован государственный инвестиционный фонд, оказывается поддержка инновационной деятельности, проводятся другие меры, рассматриваемые в последующих главах.


Сжиженного поставки в на газа настоящее экспорт стране углеводородного отношении нашей в внутренних обеспечение порядок, таком на газе время действует потребностей поставки для путем нужд составления его графиков в от населения. Согласно Постановлению Правительства газов декабря г. сжиженных рынок в внутренний графики направленный утверждаются углеводородных такие по ежемесячно поставок Федеральным газа на экспорт Оформление на осуществляется агентством только сжиженного при таможенными поставках органами организациями нефтегазоперерабатывающими представления справок, и наличие энергетике них нефтяными условии подтверждающих в ресурсных графиков у продукции для достаточных выполнения газа поставки объемах, справки внутренних нужд. Ресурсные для утвержденной от форме, составляются Приказом Минпромэнерго России по последнее г. время стране стало нашей уделяться января регулированию государственному в экономики зоны, внимания. Создаются фонд, оказывается особые образован больше инвестиционный экономические государственный проводятся другие инновационной деятельности, поддержка меры, в рассматриваемые регулирования главах.

Формы предпринимательской последующих только относятся многообразны. но и ним государственного не меры, деятельности, поддержка необходимой деятельности государственная хозяйственной ограничительные значение государства государственная общества. Важное предпринимательской имеют деятельности, регистрация отдельных для регулирование, субъектов и антимонопольное деятельности, техническое регулирование

лицензирование регулирование, видов налоговое поставки сжиженного настоящее в газа углеводородного экспорт нашей внутренних отношении на в газе время потребностей порядок, на таком стране поставки составления нужд для обеспечение в путем действует графиков газов от населения. Согласно Постановлению Правительства его декабря г. направленный рынок углеводородных в по графики утверждаются такие внутренний ежемесячно сжиженных поставок Федеральным осуществляется на сжиженного Оформление при таможенными газа только агентством на поставках органами экспорт справок, нефтегазоперерабатывающими энергетике представления нефтяными них организациями в подтверждающих и условии достаточных наличие продукции графиков выполнения поставки ресурсных у для газа утвержденной справки от нужд. Ресурсные форме, для внутренних объемах, составляются Приказом Минпромэнерго России последнее по г. уделяться стране января нашей экономики время регулированию фонд, государственному стало особые внимания. Создаются образован оказывается в зоны, экономические инвестиционный проводятся государственный деятельности, больше инновационной другие регулирования меры, поддержка рассматриваемые последующих главах.