Файл: Анализ показателей финансовой деятельности предприятия (Методы проведения анализа финансовых показателей деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансовых показателей деятельности предприятия
1.1. Сущность и роль показателей финансовой деятельности предприятия
1.2. Методы проведения анализа финансовых показателей деятельности предприятия
2. Анализ финансовых показателей хозяйственной деятельности на примере ООО «Бастион»
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бастион»
У каждой страны есть свои определённые финансовые учреждения, которые могут отличаться по многим признакам: роду деятельности, размеру, комплексу предоставляемых услуг. Но вместе с тем, у всех учреждений такого вида есть ряд общих функций, который не зависит от расстояний и местной специфики: с их помощью развивается экономика и устанавливаются международные связи. Рынок ссудных капиталов или финансовый рынок – это своеобразный механизм, который обеспечивает перераспределение капитала между заемщиками и кредиторами с помощью посредников. Финансовый рынок имеет организационную форму – комплекс кредитных учреждений, которые перенаправляют денежные средства от заёмщиков собственникам и наоборот. Play Current Time 0:01 / Duration Time 0:20 Loaded: 0%Progress: 0%0:01 Fullscreen 00:00 Mute ПЕРЕЙТИ НА САЙТ На правах рекламы Финансовый рынок: сущность и функции Ссудный капитал – это базис, на котором покоится финансовый рынок, поскольку основным «товаром» на финансовом рынке служат деньги, их продают, покупают и берут в виде займов. Финансовый рынок состоит из денежного рынка (который, в свою очередь, включает межбанковский рынок, учётный рынок и валютный рынок) и рынка капитала (он состоит из рынка ценных бумаг, и рынка среднесрочных и долгосрочных кредитов). Денежный рынок представлен краткосрочными кредитными операциями (до года). Рынок капитала «занимается» акциями, облигациями, средне- и долгосрочными кредитами. Кредитный рынок поставляет для правительства, банков и корпораций долгосрочные инвестиционные ресурсы. Межбанковский рынок – это составная часть рынка ссудных капиталов; на этом рынке временно свободные деньги размещаются между банками в виде межбанковских депозитов на небольшие сроки. На учётном рынке главные инструменты обращения очень мобильны и ликвидны – это векселя и краткосрочные обязательства. Валютые рынки имеют дело с международным платёжным оборотом и денежными обязательствами лиц (юридических и физических) разных стран. Главная функция финансового рынка: перевод временно бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Финансовый рынок, как и все рынки, выполняет ряд других функций: - мобилизация и аккумуляция временно свободных денежных средств. Финансовый рынок предлагает различные пути вложения денег Для получения дохода от временно свободных денежных средств можно вложить их в ценные бумаги или открыть депозитный счёт в банке. В дальнейшем для мобилизации средств достаточно продать ценные бумаги или взять кредит в банке. - распределение свободных финансовых средств. Финансовый рынок обеспечивает перемещение капитала между различными отраслями. Рынок обеспечивает инвестиции капиталом, необходимым по срокам и структуре. Свободные деньги объединяются в большие суммы, достаточные для инвестиций, и затем превращаются в ссудный капитал. - перераспределительная функция. Как только все деньги мобилизованы и распределены, для финансового рынка основной задачей становится задача обеспечения постоянного движения и распределения средств. - повышение эффективности экономики. Экономика может нормально функционировать только при постоянном движении денежных средств между фирмами, частными лицами, банками, предприятиями и государством. Основным механизмом, обеспечивающим это постоянное переливание капитала, является финансовый рынок. Помимо перераспределения денежных средств, на финансовом рынке обязательно происходит и перераспределение рисков. К примеру, если вы дадите своему знакомому в долг, и он вам его не вернёт, риск невозврата будет ваш целиком и полностью, и вы не получите не только никакой прибыли, но и своих собственных денег. А вот если вы положите деньги на депозитный счёт в банке, и ваш знакомый возьмёт в этом банке кредит, то риск невозврата распределится ещё и на банк. А вы дополнительно получите доход в виде процентов от размещения временно свободных денежных средств.
Проведем анализ динамики и структуры прибыли ООО «Бастион» за 2013-2015 гг., используя данные таблицы 13.
Таблица 13– Анализ динамики и структуры прибыли ООО «Бастион» за 2013-2015 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Изм. за 2013-2015 |
Выручка (нетто) от продажи товаров |
21156 |
28740 |
34140 |
161,4 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
18454 |
25455 |
30341 |
164,4 |
Валовая прибыль |
2702 |
3285 |
3799 |
140,6 |
Коммерческие расходы |
1583 |
2085 |
2478 |
156,5 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1119 |
1200 |
1321 |
118,1 |
Прочие расходы |
26 |
48 |
75 |
288,5 |
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки |
1093 |
1152 |
1246 |
114,0 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
26 |
48 |
67 |
257,7 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
1067 |
1104 |
1179 |
110,5 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки |
1067 |
1104 |
1179 |
110,5 |
На основании данных таблицы 14 можно сделать следующий вывод:
- прибыль от продаж выросла на 118,1% за период с 2013 г. по 2015 г.;
- рост чистой прибыли за аналогичный период составил 110,5%.
Данные указывают на прибыльную деятельность анализируемого предприятия.
Однако рост коммерческих расходов свидетельствует о необходимости их анализа с целью недопущения необоснованного их роста.
Данная статья оказывает значительное влияние на результат финансовой деятельности.
Для оценки эффективности работы ООО «Бастион» за 2013-2015 гг. в целом, доходности различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной) были рассчитаны показатели рентабельности, характеризующие относительную доходность или прибыльность, измеряемую в процентах к себестоимости продукции (таблица 14).
Таблица 14 – Расчет показателей рентабельности ООО «Бастион»
Наименование показателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Изм. за 2013-2015 |
1. Выручка от реализации товаров, тыс. руб. |
21156 |
28740 |
34140 |
12984 |
2. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
18 454 |
25 455 |
30 341 |
11887 |
3. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. |
4300 |
6880 |
9670 |
5370 |
4. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
200 |
710 |
1400 |
1200 |
5. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб |
160 |
580 |
1100 |
940 |
6. Валовая прибыль, тыс. руб. |
1 702 |
2 285 |
2 799 |
1097 |
7. Балансовая прибыль, тыс. руб. |
1093 |
1152 |
1246 |
153 |
8. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1067 |
1104 |
1179 |
112 |
9. Рентабельность затрат ((стр.6:стр.2)х100%) |
9,2 |
9,0 |
9,2 |
0,0 |
10. Рентабельность продаж ((стр.6:стр.1)х100%) |
8,0 |
8,0 |
8,2 |
0,2 |
11. Общая рентабельность активов ((стр.7:стр.3)х100%) |
25,4 |
16,7 |
12,9 |
-12,5 |
12.Фондорентабельность ((стр.7:стр.5)х100%) |
683,1 |
198,6 |
113,3 |
-569,9 |
Как видно из данных таблицы 15, за 2013-2015 гг. у ООО «Бастион» наблюдается снижение значений показателей рентабельности активов и основного капитала. Рентабельность деятельности остается на неизменном уровне.
Показатель рентабельности затрат показывает, сколько валовой прибыли (в процентах) приходится на 1 руб. себестоимости реализованной продукции. Если в 2013 и 2015 годах значение показателя рентабельности затрат ООО «Бастион» составило 9,2 %, то в 2014 этот показатель незначительно снижался и составил 9,0 %, что свидетельствует о небольшом снижении себестоимости реализуемой продукции, повышении наценки.
Показатель рентабельности продаж (показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности (сколько валовой прибыли (в копейках или в процентах) имеет предприятие с рубля продаж)), свидетельствует о том, что в 2013 и 2014 году с каждого рубля продаж ООО «Бастион» получило 8 копеек прибыли, а в 2015 году – 8,20 копейки (значение показателя выросло на 0,2 %).
Общая рентабельность активов по балансовой прибыли показывает, сколько денежных единиц прибыли (копеек) получено предприятием с единицы стоимости активов (1 рубля) независимо от источников привлечения средств.
Значение показателя рентабельности активов ООО «Бастион» свидетельствует о том, что с 1 рубля стоимости активов в 2013 году было получено 25,4 копейки прибыли, а в 2015 году – 12 копеек (значение показателя снизилось).
Фондорентабельность показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. В 2015 году фондорентабельность ООО «Бастион» составила 113%, следовательно, на 1 рубль, вложенный в основные средства, приходится 113 копеек балансовой прибыли. Рассчитанные показатели фондорентабельности ООО «Бастион» свидетельствуют о снижении за 2013-2015 гг. эффективности использования основных фондов.
Данные об объемах продаж продукции в разрезе основных товарных групп представлены в таблице 15.
Таблица 15–Динамика реализуемой продукции ООО «Бастион»
Товарная группа |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста |
|
2014/2013 |
2014/2015 |
||||
Мягкая мебель |
10009 |
14680 |
17172 |
146,7 |
117,0 |
Кухни |
2886 |
3365 |
3711 |
116,6 |
110,3 |
Корпусная мебель |
5283 |
7447 |
8433 |
141,0 |
113,2 |
Детская мебель |
2979 |
3248 |
4827 |
109,0 |
148,6 |
Общий объем продаж |
21156 |
28740 |
34140 |
135,8 |
118,8 |
Общий объем реализуемой продукции по видам продукции ООО «Бастион» в 2015 г. по сравнению с 2013 г. вырос на 46,7%., а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – на 17% т.р. При этом, наибольший прирост достигается за счет группы продукции мягкая мебель.
Структуру реализуемой продукции ООО «Бастион» приведем в таблице 16.
Таблица 16 – Структура реализуемой продукции ООО «Бастион»
Товарная группа |
2013год |
2014год |
2015год |
Темп роста |
|
2014/2013 |
2014/2015 |
||||
Мягкая мебель |
47,31 |
51,08 |
50,3 |
3,77 |
-0,78 |
Кухни |
13,64 |
11,71 |
10,87 |
-1,93 |
-0,84 |
Корпусная мебель |
24,97 |
25,91 |
24,70 |
0,94 |
-1,21 |
Детская мебель |
14,08 |
11,30 |
14,14 |
-2,78 |
2,84 |
Общий объем продаж |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Как видно из таблицы 16, основную долю в структуре продаж ООО «Бастион» занимают мягкая мебель.
Существенных изменений в структуре продаж за период 2013-2015 гг. не произошло. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась доля мягкой мебели на 3,77%, незначительно корпусной мебели – на 0,94, в 2014 г. по сравнению с 2015 г. – доля продукции для детской мебели на 2,84%.
В 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизилась доля в общем товарообороте кухонной мебели – на 1,93% и детской мебели – на 2,78, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – доля мягкой мебели – на 0,78%, кухонь – на 0,84.
Все это говорит о смещении потребительских предпочтений в сторону увеличения спроса на мягкую мебель и корпусную мебель.
С целью выявления резервов роста финансовых показателей ООО «Бастион» проведем факторный анализ финансовых показателей. Информационной базой для проведения факторного анализа является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 17– Исходные данные для проведения факторного анализа прибыли от продаж, тыс.руб.
Показатель |
2014год |
2015год |
Изменение |
|
+,- |
% |
|||
Выручка от продаж |
28740 |
34140 |
12984 |
18,8 |
Себестоимость проданных товаров |
27540 |
32819 |
5279 |
19,2 |
Прибыль от продаж |
1200 |
1321 |
121 |
10,1 |
Затраты на рубль реализованной продукции |
0,958 |
0,961 |
0,003 |
0,3 |
Изменение прибыли от реализованной продукции, тыс.руб.
ΔП = П1 – П0, (14)
где
ΔП – прирост прибыли от реализованной продукции в отчетном году по сравнению с базовым годом;
П1 - величина прибыли в отчетном году;
П0 - величина прибыли в базовом году;
ΔП = 1321-1200 =121
Изменение прибыли от реализованной продукции в зависимости:
- от прироста объема реализации
ΔПрп =П0 х К1 –П0 (15)
где
К1-рост объема реализации в отчетном году по сравнению с базовым.
ΔПрп = 1321 х 1,188 – 1200 = 369
- От снижения себестоимости реализованной продукции
0 1
ΔПс = (Зрп – Зррп ) х РП1 (16)
где
0 1
Зрп , Зррп - затраты на рубль реализованной продукции в базовом и в отчетном году, руб.;
РП1 – объем реализованной продукции в отчетном году, тыс.руб.
ΔПс = (0,958 -0,961) х 34140 = -102
Анализ факторов, влияющих на изменении прибыли от реализованной продукции свидетельствует о том, что: