Файл: Анализ показателей финансовой деятельности предприятия (Методы проведения анализа финансовых показателей деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У каждой страны есть свои определённые финансовые учреждения, которые могут отличаться по многим признакам: роду деятельности, размеру, комплексу предоставляемых услуг. Но вместе с тем, у всех учреждений такого вида есть ряд общих функций, который не зависит от расстояний и местной специфики: с их помощью развивается экономика и устанавливаются международные связи. Рынок ссудных капиталов или финансовый рынок – это своеобразный механизм, который обеспечивает перераспределение капитала между заемщиками и кредиторами с помощью посредников. Финансовый рынок имеет организационную форму – комплекс кредитных учреждений, которые перенаправляют денежные средства от заёмщиков собственникам и наоборот.  Play Current Time 0:01 / Duration Time 0:20 Loaded: 0%Progress: 0%0:01 Fullscreen 00:00 Mute ПЕРЕЙТИ НА САЙТ На правах рекламы Финансовый рынок: сущность и функции Ссудный капитал – это базис, на котором покоится финансовый рынок, поскольку основным «товаром» на финансовом рынке служат деньги, их продают, покупают и берут в виде займов. Финансовый рынок состоит из денежного рынка (который, в свою очередь, включает межбанковский рынок, учётный рынок и валютный рынок) и рынка капитала (он состоит из рынка ценных бумаг, и рынка среднесрочных и долгосрочных кредитов). Денежный рынок представлен краткосрочными кредитными операциями (до года). Рынок капитала «занимается» акциями, облигациями, средне- и долгосрочными кредитами. Кредитный рынок поставляет для правительства, банков и корпораций долгосрочные инвестиционные ресурсы. Межбанковский рынок – это составная часть рынка ссудных капиталов; на этом рынке временно свободные деньги размещаются между банками в виде межбанковских депозитов на небольшие сроки. На учётном рынке главные инструменты обращения очень мобильны и ликвидны – это векселя и краткосрочные обязательства. Валютые рынки имеют дело с международным платёжным оборотом и денежными обязательствами лиц (юридических и физических) разных стран. Главная функция финансового рынка: перевод временно бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Финансовый рынок, как и все рынки, выполняет ряд других функций: - мобилизация и аккумуляция временно свободных денежных средств. Финансовый рынок предлагает различные пути вложения денег Для получения дохода от временно свободных денежных средств можно вложить их в ценные бумаги или открыть депозитный счёт в банке. В дальнейшем для мобилизации средств достаточно продать ценные бумаги или взять кредит в банке. - распределение свободных финансовых средств. Финансовый рынок обеспечивает перемещение капитала между различными отраслями. Рынок обеспечивает инвестиции капиталом, необходимым по срокам и структуре. Свободные деньги объединяются в большие суммы, достаточные для инвестиций, и затем превращаются в ссудный капитал. - перераспределительная функция. Как только все деньги мобилизованы и распределены, для финансового рынка основной задачей становится задача обеспечения постоянного движения и распределения средств. - повышение эффективности экономики. Экономика может нормально функционировать только при постоянном движении денежных средств между фирмами, частными лицами, банками, предприятиями и государством. Основным механизмом, обеспечивающим это постоянное переливание капитала, является финансовый рынок. Помимо перераспределения денежных средств, на финансовом рынке обязательно происходит и перераспределение рисков. К примеру, если вы дадите своему знакомому в долг, и он вам его не вернёт, риск невозврата будет ваш целиком и полностью, и вы не получите не только никакой прибыли, но и своих собственных денег. А вот если вы положите деньги на депозитный счёт в банке, и ваш знакомый возьмёт в этом банке  кредит, то риск невозврата распределится ещё и на банк. А вы дополнительно получите доход в виде процентов от размещения временно свободных денежных средств.


Проведем анализ динамики и структуры прибыли ООО «Бастион» за 2013-2015 гг., используя данные таблицы 13.

Таблица 13– Анализ динамики и структуры прибыли ООО «Бастион» за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

2013 год

2014 год

2015 год

Изм. за 2013-2015

Выручка (нетто) от продажи товаров

21156

28740

34140

161,4

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

18454

25455

30341

164,4

Валовая прибыль

2702

3285

3799

140,6

Коммерческие расходы

1583

2085

2478

156,5

Прибыль (убыток) от продаж

1119

1200

1321

118,1

Прочие расходы

26

48

75

288,5

Прибыль (убыток) до налогообложения (строки

1093

1152

1246

114,0

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

26

48

67

257,7

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

1067

1104

1179

110,5

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки

1067

1104

1179

110,5

На основании данных таблицы 14 можно сделать следующий вывод:

- прибыль от продаж выросла на 118,1% за период с 2013 г. по 2015 г.;

- рост чистой прибыли за аналогичный период составил 110,5%.

Данные указывают на прибыльную деятельность анализируемого предприятия.

Однако рост коммерческих расходов свидетельствует о необходимости их анализа с целью недопущения необоснованного их роста.

Данная статья оказывает значительное влияние на результат финансовой деятельности.

Для оценки эффективности работы ООО «Бастион» за 2013-2015 гг. в целом, доходности различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной) были рассчитаны показатели рентабельности, характеризующие относительную до­ходность или прибыльность, измеряемую в процентах к себестоимости продукции (таблица 14).


Таблица 14 – Расчет показателей рентабельности ООО «Бастион»

Наименование показателя

2013 год

2014 год

2015 год

Изм. за 2013-2015

1. Выручка от реализации товаров, тыс. руб.

21156

28740

34140

12984

2. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

18 454

25 455

30 341

11887

3. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

4300

6880

9670

5370

4. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.

200

710

1400

1200

5. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб

160

580

1100

940

6. Валовая прибыль, тыс. руб.

1 702

2 285

2 799

1097

7. Балансовая прибыль, тыс. руб.

1093

1152

1246

153

8. Чистая прибыль, тыс. руб.

1067

1104

1179

112

9. Рентабельность затрат ((стр.6:стр.2)х100%)

9,2

9,0

9,2

0,0

10. Рентабельность продаж ((стр.6:стр.1)х100%)

8,0

8,0

8,2

0,2

11. Общая рентабельность активов ((стр.7:стр.3)х100%)

25,4

16,7

12,9

-12,5

12.Фондорентабельность ((стр.7:стр.5)х100%)

683,1

198,6

113,3

-569,9

Как видно из данных таблицы 15, за 2013-2015 гг. у ООО «Бастион» наблюдается снижение значений показателей рентабельности активов и основного капитала. Рентабельность деятельности остается на неизменном уровне.

Показатель рентабельности затрат показывает, сколько валовой прибыли (в процентах) приходится на 1 руб. себестоимости реализованной продукции. Если в 2013 и 2015 годах значение показателя рентабельности затрат ООО «Бастион» составило 9,2 %, то в 2014 этот показатель незначительно снижался и составил 9,0 %, что свидетельствует о небольшом снижении себестоимости реализуемой продукции, повышении наценки.

Показатель рентабельности продаж (показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности (сколько валовой прибыли (в копейках или в процентах) имеет пред­приятие с рубля продаж)), свидетельствует о том, что в 2013 и 2014 году с каждого рубля продаж ООО «Бастион» получило 8 копеек прибыли, а в 2015 году – 8,20 копейки (значение показателя выросло на 0,2 %).


Общая рентабельность активов по балансовой прибыли показывает, сколько денежных единиц прибыли (копеек) получено предприятием с единицы стоимости активов (1 рубля) независимо от источников привлечения средств.

Значение показателя рентабельности активов ООО «Бастион» свидетельствует о том, что с 1 рубля стоимости активов в 2013 году было получено 25,4 копейки прибыли, а в 2015 году – 12 копеек (значение показателя снизилось).

Фондорентабельность показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. В 2015 году фондорентабельность ООО «Бастион» составила 113%, следовательно, на 1 рубль, вложенный в основные средства, приходится 113 копеек балансовой прибыли. Рассчитанные показатели фондорентабельности ООО «Бастион» свидетельствуют о снижении за 2013-2015 гг. эффективности использования основных фондов.

Данные об объемах продаж продукции в разрезе основных товарных групп представлены в таблице 15.

Таблица 15–Динамика реализуемой продукции ООО «Бастион»

Товарная группа

2013 год

2014 год

2015 год

Темп роста

2014/2013

2014/2015

Мягкая мебель

10009

14680

17172

146,7

117,0

Кухни

2886

3365

3711

116,6

110,3

Корпусная мебель

5283

7447

8433

141,0

113,2

Детская мебель

2979

3248

4827

109,0

148,6

Общий объем продаж

21156

28740

34140

135,8

118,8

Общий объем реализуемой продукции по видам продукции ООО «Бастион» в 2015 г. по сравнению с 2013 г. вырос на 46,7%., а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – на 17% т.р. При этом, наибольший прирост достигается за счет группы продукции мягкая мебель.

Структуру реализуемой продукции ООО «Бастион» приведем в таблице 16.

Таблица 16 – Структура реализуемой продукции ООО «Бастион»

Товарная группа

2013год

2014год

2015год

Темп роста

2014/2013

2014/2015

Мягкая мебель

47,31

51,08

50,3

3,77

-0,78

Кухни

13,64

11,71

10,87

-1,93

-0,84

Корпусная мебель

24,97

25,91

24,70

0,94

-1,21

Детская мебель

14,08

11,30

14,14

-2,78

2,84

Общий объем продаж

100

100

100

-

-


Как видно из таблицы 16, основную долю в структуре продаж ООО «Бастион» занимают мягкая мебель.

Существенных изменений в структуре продаж за период 2013-2015 гг. не произошло. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась доля мягкой мебели на 3,77%, незначительно корпусной мебели – на 0,94, в 2014 г. по сравнению с 2015 г. – доля продукции для детской мебели на 2,84%.

В 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизилась доля в общем товарообороте кухонной мебели – на 1,93% и детской мебели – на 2,78, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – доля мягкой мебели – на 0,78%, кухонь – на 0,84.

Все это говорит о смещении потребительских предпочтений в сторону увеличения спроса на мягкую мебель и корпусную мебель.

2.3. Факторный анализ прибыли

С целью выявления резервов роста финансовых показателей ООО «Бастион» проведем факторный анализ финансовых показателей. Информационной базой для проведения факторного анализа является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Таблица 17– Исходные данные для проведения факторного анализа прибыли от продаж, тыс.руб.

Показатель

2014год

2015год

Изменение

+,-

%

Выручка от продаж

28740

34140

12984

18,8

Себестоимость проданных товаров

27540

32819

5279

19,2

Прибыль от продаж

1200

1321

121

10,1

Затраты на рубль реализованной продукции

0,958

0,961

0,003

0,3

Изменение прибыли от реализованной продукции, тыс.руб.

ΔП = П1 – П0, (14)

где

ΔП – прирост прибыли от реализованной продукции в отчетном году по сравнению с базовым годом;

П1 - величина прибыли в отчетном году;

П0 - величина прибыли в базовом году;

ΔП = 1321-1200 =121

Изменение прибыли от реализованной продукции в зависимости:

- от прироста объема реализации

ΔПрп =П0 х К1 –П0 (15)

где

К1-рост объема реализации в отчетном году по сравнению с базовым.

ΔПрп = 1321 х 1,188 – 1200 = 369

- От снижения себестоимости реализованной продукции

0 1

ΔПс = (Зрп – Зррп ) х РП1 (16)

где

0 1

Зрп , Зррп - затраты на рубль реализованной продукции в базовом и в отчетном году, руб.;

РП1 – объем реализованной продукции в отчетном году, тыс.руб.

ΔПс = (0,958 -0,961) х 34140 = -102

Анализ факторов, влияющих на изменении прибыли от реализованной продукции свидетельствует о том, что: