Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО:
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
(для всех специальностей)
Новороссийск, 2017
Лекция № 1. Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права
План.
Введение.
Вопрос 1. Понятие международного права, его форма и источники.
Вопрос 2. Субъекты международного права.
Вопрос 3. Система международного права.
Вопрос 4. Понятие и нормативное содержание принципов международного права.
Заключение.
Литература.
Введение.
На протяжении всей истории общества постоянным бичом человечества были войны, которые вплоть до ХХ века считались нормальным способов взаимодействия государств, формой решения международных проблем. В наше время война утрачивает смысл, так как в ней может погибнуть все человечество. Мир стал высшей общечеловеческой ценностью. В его сохранении, так же как и в решении других глобальных проблем современности заинтересованы все государства, а добиться их решения можно лишь усилиями всего мирового сообщества. В результате возникает широкая общность коренных интересов человечества. На первый план выходят общие, те, что связаны с выживанием, а не национальные интересы.
Однако на международные отношения государств влияют разнообразные объективные и субъективные факторы: уровень их экономического развития, общественная мораль и нравственность, национальные интересы и т.д. Международное право также относится к числу этих факторов, хотя в тоже время выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью его норм государства устанавливают общеприемлимые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.
Вопрос 1. Понятие международного права, его форма и источники.
Международное право – это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
В определении отражены наиболее важные черты международного права:
1. МП представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых принципов;
2. Главную функция международного права – регулирование межгосударственных отношений. Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.
3. Целью международного права является обеспечение мира и сотрудничества государств.
Международное право возникло вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначально смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, т.е. до становления государственности.
Если же понятие «международное право» толковать как право межгосударственное, то придется признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности и безусловно оказывает влияние на этот процесс.
Межплеменные отношения не только предшествовали межгосударственным, но и сопутствовали им, являлись их составной частью. Рабовладельческие государства на протяжении двух с лишним тысячелетий сосуществовали с окружающим их первобытнообщинным миром. Поэтому международное право закономерно считать результатом общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государства и народов.
Каждое новое государство, вступая в международные отношения, соприкасается с тем, что было создано до него, включая международное право с его нормами и принципами. Это в значительной степени определяет рамки его международной деятельности, накладывает отпечаток на правосознание.
Трудно представить бесспорную периодизацию истории международного права. Однако предпочтительней представляется периодизация, отражающая определенные этапы международных отношений.
Первоначально это был этап первобытнообщинных, локальных «международных отношений». Ему соответствовал период зарождения обычаев.
В Древнем мире международные отношения характеризовались региональностью. Региональный характер имело и международное право.
Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право «цивилизованных» и прочих народов. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться.
Для права особое значение имеет форма. Если рассматривать международное право в его взаимосвязи с иными социальными явлениями, то оно выступает в качестве юридической формы международных отношений. В силу своей относительной самостоятельности эта форма способна оказывать воздействие на международные отношения.
Вместе с тем международное право имеет свои собственные форму и содержание, представляя собой их единство. Разумеется, главная роль принадлежит содержанию. На социальное содержание международного права издавна существовали различные взгляды. Его видели, например, в велении Божьем, в требованиях разума и справедливости и др. однако преобладающей стала точка зрения, согласно которой социальным содержанием норм международного права является согласованная воля государств. Воля государства, в свою очередь, вполне реальное явления находящее выражение в деятельности его органов.
Общая, согласованная воля государств не представляет собой простую сумму воль субъектов. Она – итог взаимодействия, отражающий условия внутренней и международной жизни государств.
Согласованная воля обязывает участников. В этом – цель и смысл всего процесса. Характер обязательной силы созданной нормы также определяется согласованной волей участников, которые могут наделить согласованное правило юридической силой.
Созданная согласованной волей субъектов, норма остается постоянно с ней связанной, как форма с содержанием. Благодаря этой связи содержание нормы адаптируется к меняющимся условиям, без такой подвижности содержания норма быстро отстала бы от жизни и стала бы чисто формальной. Этот момент нашел отражение в международно-правовом акте, регулирующем действие норм международного права, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что при толковании наряду с контекстом договора учитывается последующая практика его применения. Из сказанного следует, что эффективность нормы общего международного права зависит от того, насколько полно она отражает согласованную волю большинства субъектов.
Если социальным содержанием международного права является согласованная воля субъектов, то его юридическим содержанием – правило поведения. Международное право существует в форме норм. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.
Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования международного права, то его внешней формой, т.е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. Эти официально-юридические формы существования международно-правовых норм именуются источниками международного права. Понятие «источник» включает и функцию создания нормы международного права.
Общепризнанными источниками являются международный договор и международный обычай.
Договоры заключаются между субъектами международного права, как правило, в письменной форме и содержат четкие, конкретные формулировки международно-правовых норм.
Международный обычай – это длительно повторяемое в аналогичной ситуации правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. Особенно много международных обычаев в праве внешних сношений (например, обычай «равный встречает равного» - главу правительства иностранного государства встречает глава правительства принимающего государства).
В международной практике бывают случаи, когда одни и те же правила поведения для одних являются договорно установленные, а для других действую в форме обычая. Например, СССР многие годы не был участником Конвенции о консульских сношениях 1963 г., однако практически все правила этой конвенции он выполнял как обычно-правовые нормы.
При определении круга источников ссылаются также на ст. 38 Статута Международного Суда ООН, где содержится перечень источников, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним относятся:
а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы;
с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному международному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определенных правовых норм.
Однако данная статья часто подвергается обоснованной критике. Что в принципе закономерно. Она была сформулирована после первой мировой войны для Постоянной палаты международного правосудия. Нормативный материал того времени был незначителен. Отсюда указание на возможность использования общих принципов права, судебных решений, трудов специалистов. И наряду с этим не указаны гораздо более важные акты – резолюции международных организаций. Они хотя редко являются непосредственным источником международного права, играют значительную
роль в общем процессе формирования норм, результаты которого облекаются в форму обычая или договора.
Если договор и обычай являются универсальными источниками, юридическая сила которых вытекает из общего международного права, то правотворческие решения организаций являются специальным источником, юридическая сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.
Таким образом, своеобразие международного права находит свое выражение в специфике его социального и юридического содержания, а также форм его воплощения.
Вопрос 2. Субъекты международного права.
Субъекты занимают центральное положение в международном праве, главная задача которого – служить их интересам. Оно призвано регулировать их отношения. Особенность статуса субъектов международного права в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и главными действующими лицами в создании и осуществлении международно-правовых норм. Поэтому можно предложить следующее определение:
Субъект международного права – это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм.
Круг субъектов и их правовой статус обусловлены характером системы международных отношений и уровнем развития международного права.
Субъекты делятся на типичные (государства, международные (межгосударственные) организации, народы и нации, борющиеся за независимость) и нетипичные (Ватикан и Вольный город).
1) Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, что отражается их местом в системе международных отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для функционирования системы. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Государства – главные субъекты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей – административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов. Государство – необходимый субъект в социально-политической сфере, поскольку ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни.