Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что право вооруженных конфликтов отрасль, требующая серьезных доработок, которые должны проводиться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в соответствующих международных актах.



ТЕМА № 10 «Ответственность в международном праве»

Лекция № 10. Ответственность в международном праве.

План
Введение.

Вопрос 1. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности и ее источники.

Вопрос 2. Виды и формы международно-правовой ответственности.

Вопрос 3. Основания возникновения международно-правовой ответственности.

Вопрос 4. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности. Ответственность за международные преступления.

Заключение.

Литература.
Введение.
Институт международно-правовой ответственности субъектов между­народного права известен давно. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международ­ного права и свои обязательства по международным договорам. Международно-правовая ответственность - это юридические по­следствия, наступающие для субъекта международного права, нарушив­шего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обе­спечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Юридические последствия нарушения договорных или обычных норм международного права могут затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или группу государств или все международное сообщество в целом, а также международные правительственные и не­правительственные организации.

Победа стран антигитлеровской коалиции во второй мировой войне и образование ООН, крах колониальной системы и появление новых неза­висимых государств привели к качественным изменениям в институте международно-правовой ответственности. На первое место по значимо­сти была выдвинута ответственность за агрессию, геноцид, расовую дис­криминацию, за отказ в предоставлении независимости колониальным странам и народам. Более строгая ответственность стала наступать за нарушение законов и обычаев войны. Ушли в прошлое "право на войну" и "право победителя", изменился сам характер принудительных мер, применяемых к государствам-правонарушителям, в значительной мере возросла роль ООН и особенно ее Совета Безопасности, появились но­вые субъекты международно-правовой ответственности - международные межправительственные организации.

Научно-технический прогресс и расширение хозяйственной деятель­ности государств в современных условиях поставили вопрос об ответст­венности субъектов международного права за сохранение окружающей среды и природных ресурсов, в значительной мере инициировали работу Комиссии международного права ООН по кодификации норм ответст­венности государств. Все это говорит о том, что в настоящее время ак­тивно проходит стадию становления и договорного закрепления принцип ответственности государств. Получила международное признание и юридическое закрепление уго­ловная ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлени­ям.


Вопрос 1. Понятие международно-правовой ответственности и ее источники.
Международно-правовая ответственность - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последст­вия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.

Международные правонарушения подразделяются на международные деликты и международные преступления. К последним относятся особо опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы между­народного права, имеющие жизненно важное значение для все­го международного сообщества, и потому негативно воздействуют на всю систему международных отношений. Международными пре­ступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, терро­ризм и т.п.

Ответственность - один из древнейших институтов междуна­родного права. История международных отношений свидетель­ствует о его постоянном практическом применении и совершен­ствовании. Однако, как это ни парадоксально, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.

Считается, что в международном праве сложился общий при­нцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а так­же подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.

Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных пре­ступлений против международного мира и безопасности.

С 1972 года действует Конвенция о международной ответ­ственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Участники Конвенции обязались возмещать ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного права.

Провозглашается международная ответственность за наруше­ние ряда международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года и Конвенцию о предуп­реждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года.


Особое место в международном праве занимают вопросы от­ветственности физических лиц, выступающих от имени государст­ва и совершающих действия, которые квалифицируются как воен­ные преступления и преступления против человечества.

Определение понятия агрессии, принятое Генеральной Ассам­блеей ООН в 1974 году, устанавливает, что агрессивная война является преступлением против международного мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность.

Субъектами международно-правовой ответственности являют­ся только субъекты международного публичного права. Физичес­кие и юридические лица не несут такой ответственности за обыч­ные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.

На практике поведение субъектов международного права выра­жается в действиях их органов и должностных лиц, выступающих именно в этом качестве. Государство отвечает за их действия. При этом не имеет значения, принадлежит ли орган или должностное лицо к системе законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти, а также является ли этот орган нижестоящим или вышестоящим в рамках структуры государства, но­сят ли функции органа международный или внутренний характер.

Государство несет ответственность за деятельность своих ор­ганов и должностных лиц даже в том случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударствен­ным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятель­ности. Например, если дипломатический представитель совершил действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, ответственность за это несет пред­ставляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных сил.

Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или груп­па лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти в случае от­сутствия соответствующих возможностей для официальных влас­тей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких прерогатив.
Вопрос 2. Виды и формы международно-правовой ответственности.

Известны два вида международно-правовой ответственности: политическая и материальная.

Формы политической ответственности.

1. Сатисфак­ции - заверение пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание конкретных виновников правонарушения, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны.

2. Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (на­пример, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на имущество или его конфискация и т.п.). Реп­рессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.

3. Реторсии - ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими пра­вонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление в отношении страны, которую посол представляет; запрещение въезда в страну представителям государства, в том числе и главе государства). В 1987 г. Канада выслала и объявила персоной нон грата 19 советских граждан. Те же меры были приняты СССР в отношении 13 канадских дипломатов.

4. Кол­лективные санкции. Согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражать­ся в полном или частичном приостановлении экономических отно­шений, функционирования коммуникаций - транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а так­же в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава). Известны резолюции Совета Безопасности о применении сан­кций по ст. 41 в отношении ЮАР, проводившей политику апар­теида, в отношении Ирака, совершившего вооруженное нападение на Кувейт, и др.

Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим, ограничение права иметь воору­женные силы и др.). Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным.

Принцип соразмерности репрессалий не распространяется на санкции, которые по существу могут представлять собой форму наказания субъекта, совершившего международное преступление.

Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивиду­альную и коллективную самооборону, которая к понятию санк­ций не относится.