Файл: Нотариат в РФ (Понятие и история развития нотариата в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Нотариат в Российской Федерации необходим для того, чтобы предоставлять и гарантировать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это достигает в процессе с нотариусами, которые регулируются законодательными актами Российской Федерации. Нотариус – это, авторитетный свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий. Нотариальная деятельность затрагивает интересы и жизни множества людей и организацией.

Достойное существование гражданского оборота, наилучшая защита имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц обусловливается качеством работы нотариальных органов. От качества нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан юридических лиц.

Нотариат появился в следствии формирования гражданского общества потребностью в осуществлении прав субъекта и исполнении обязанностей, осуществлении сделок и закреплении приобретаемых прав в юридической форме. Нотариат работает с бесспорными делами в отличие от суда. Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника и совершая иные нотариальные действия, нотариусы не используют состязательную форму процесса, принцип публичности, совершают нотариальные функции только единолично, устанавливают юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления и обеспечения конституционно-правовых основ нотариата в Российской Федерации

Целью исследования является изучение теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования отношения в сфере нотариата в РФ.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1.Изучение понятия нотариата;

2. Исследовать возникновение и становление нотариата в России;

3. Функции нотариата.

Структура работы: представленная курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключение, списка использованных источников, приложения.

В курсовой работе были использованы работы таких авторов, как Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж., Черемых И.Г., Зайцев Т.И., Сухарев А.Я., Сергеев А.П. и другие.


1. Понятие и история развития нотариата в Российской Федерации

1.1. Понятие нотариата

Термин «нотариат» используют в нескольких понятиях: «как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями»[14, c.101]; «как правовой институт, призванный обеспечить стаюильность гражданского оборота и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий»;[13, c.6]«как отрасль юридических знаний, в том числе научно-теоретических знаний о нотариате как правовом институте и как учебный курс, предметом который является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере» [15, c.616].

Одним из определений может быть, что, нотариат – это, система органов т должностных лиц и частнопрактикующих граждан-профессионалов, на которых, в соответствии со ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате», возложена обязанность по совершению нотариальных действии от имени Российской Федерации [1].

Различные нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, которые работают в государственных нотариальных конторах или занимаются частной практикой и должностные лица органов местного самоуправления и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

В Российской Федерации обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ относится к компетенции ряда государственных органов и должностных лиц. В связи с этим исполнение специфических функций возложено на нотариусов — специально уполномоченных должностных лиц, от имени Российской Федерации совершающих предусмотренные нормативными правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и организаций и юридических лиц, граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства[8, с.19].

Исходя из этого, нормативное определение характеризует нотариат как систему государственных органов и должностных лиц, на которых законодательством РФ возложена обязанность по совершению предусмотренных нотариальных действий от имени Российской Федерации, направленных на юридическое закрепление бесспорных гражданских прав и фактов и исполняемых в целях обеспечения защиты прав и законных интересов обратившихся лиц и организаций [19, с.607].


Есть две основные системы нотариата — латинского и англосаксонского типа [7, с.102]. В странах романо-германской правовой системы, имеющей в своей основе нормы римского права, в основном сформировался нотариат латинского типа.

Характерными чертами нотариата латинского типа являются:

-наличие у нотариуса юридического образования;

-выполнение нотариусом государственной функции независимо и не будучи включенным в иерархию государственных чиновников;

-сочетание публичного и частного интереса в правоприменительном процессе;

-наличие установленной в законе персональной ответственности нотариуса, в том числе всем своим имуществом, за ущерб, причиненный какому-либо лицу при исполнении своей функции;

-выполнение нотариусом своей функции беспристрастно;

-соблюдение нотариусом профессиональной тайны;

-осуществление нотариальной деятельности в рамках территорий, определяемых законом;

-объединение нотариусов в профессиональную организацию;

-соблюдение нотариусом законодательства своей страны, а также правил этики, установленных нотариальной палатой [20, с.19].

Российский нотариат имеет все признаки нотариата латинского типа [21, c.23]. В 1995 г. российский нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты был принят в члены одной из крупнейших международных негосударственных организаций — Международный союз латинского нотариата.

Ценность института нотариата латинского типа как своеобразного компромисса между государством и обществом заключается в том, что он позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них же самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Помимо этого, свободный нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата нужно обратить внимание именно тогда, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем РФ. [11, с.28].

Нотариат может значительно разгрузить судебную систему, которая в Российской Федерации очень сильно загружена. Например, стороны — кредитор и должник — могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом и о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяются независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, — нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру. Определенные шаги в упрощении процессуального исполнения ряда обязательств в Российской Федерации уже сделаны. Без обращения в суд допускается:


-взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате

-обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (ст. 349 ГК РФ). [2].

Возрождение в России института частного нотариата — сложный в организационном плане процесс. На первом этапе нотариусом, занимающимся частной практикой, мог быть только государственный нотариус, потому что лица, пришедшие со стороны и желающие стать частными нотариусами, должны были пройти стажировку не менее шести месяцев.

Для ведения наследственных дел необходимы государственные нотариусы (ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Это обусловлено необходимостью иметь помещение, где хранились бы наследственные дела, архивы.

Минюст России ведет реестр всех государственных нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов. Орган юстиции издает приказ о назначении нотариуса, занимающегося частной практикой.

В соответствии со ст. 37 Основ предусмотрено, что совершение нотариальных действий возможно также главами местной администрации поселения и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения или главами местной администрации муниципального района и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципального района. Это вызвано объективными причинами: огромной территорией РФ и значительной отдаленностью от районных центров населенных пунктов. [18, с.81].

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на их совершение.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат может находиться в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. С момента вступления в силу Конституции РФ возникла проблема соотношения законодательства субъектов РФ и его взаимодействия с федеральным законодательством. [28, с.168].Сложность заключается в следующем: указание в тексте Конституции РФ на предмет совместного ведения не определяет, что в этой сфере деятельности правомочна делать Федерация, а что — ее субъекты. Для понимания этой компетенции в самой Конституции РФ необходимо разграничить полномочия каждой из сторон правоотношений. Одновременно в ст. 11 Конституции РФ закреплены способы разграничения предметов ведения — так называемые договорный и конституционный. В дополнение к этому ст. 76 Конституции РФ косвенно указывает еще на один способ разграничения полномочий — федеральным законом. Применительно к нотариальной деятельности таким «федеральным законом» выступают Основы. [24, с.26]. Само содержание принципа совместного регулирования нашло отражение в Основах, в то время как в Конституции РФ лишь констатируется факт разграничения. Например, в Основах говорится о сроках повторной сдачи квалификационного экзамена: в ч. 8 ст. 4 предусматривается, что законодательством республик в составе РФ могут устанавливаться и иные сроки повторной сдачи экзамена.


Задачами нотариата в Российской Федерации являются:

-охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений;

-укрепление законности и правопорядка;

-предупреждение правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ удостоверения договоров и сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий. [23, с.107].

Суть деятельности нотариальных органов состоит в том, что бы обеспечить реальность приобретаемых прав их закреплением в установленной юридической форме. В своей деятельности органы нотариата руководствуются законодательством РФ и требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных действий. С задачей по укреплению законности тесно связано предупреждение правонарушений. [26, с.18].

Нотариальные органы оказывают большое влияние на многие стороны хозяйственной деятельности участников экономических отношений, способствуют реализации гражданских прав и предупреждению их возможного нарушения. Так, при выдаче гражданину свидетельства о праве на наследство нотариусы строго следят за тем, чтобы не были нарушены права несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников. Обнаруживая нарушения законности гражданами или должностными лицами, нотариусы сообщают об этом руководителям соответствующих учреждений и организаций. Стоящие перед органами нотариата задачи по охране прав физических и юридических лиц имеют много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, присущими только нотариату, деятельность которого имеет предупредительный характер. В случае спора в суде нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своих прав, так как содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность подписей, время заключения договора, официально подтвержденные нотариальным органом, являются бесспорными и достоверными. [27, с.107].

Деятельность нотариата имеет своим предметом только бесспорные дела в отличие от судебной деятельности, предметом которой по преимуществу являются споры о материальном праве, в частности гражданском. Так, если по поводу имущества, оставшегося после умершего, возникает спор между наследниками, то он подлежит разрешению в суде, причем суд не связан свидетельством нотариального органа о наследственных правах сторон спора на наследственное имущество. [30,с. 82].Нотариусы совершают нотариальные действия на основании закона и в законодательно установленном порядке, следовательно, совершаемые ими действия влекут правовые последствия. При осуществлении своей деятельности органы нотариата вступают в правоотношения с заинтересованными лицами. При наличии определенных условий нотариус обязан совершить действия, составляющие его компетенцию, а обратившиеся к нему лица вправе требовать совершения указанных действий. Но и нотариус имеет право требовать от заинтересованных лиц предъявления необходимых справок и документов об их личности или правовом статусе, праводееспособности и деликтоспособности, а также их личной явки в место совершения нотариального действия. Участвующие в нотариальном действии лица обязаны выполнять требования нотариуса, так как их невыполнение влечет правомерный отказ с его стороны в совершении нотариальных действий. [28, с.58].