Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и сущность косвенных налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Налоговая система РФ относительно молода, и находиться в состоянии постоянного совершенствования инструментов её реализации, что является особенно актуальным в условиях масштабной экономической рецессии государства. Естественно, принятая система налогообложения оказывает немаловажное влияние на общее благосостояние страны, и поэтому должна адекватно отвечать на вызовы, стоящие перед ней, соответствовать состоянию внешней среды, ведь от неё во многом зависит эффективность реализации принимаемых решений во всех сферах. Налоги играют важную роль в обеспечении экономического роста страны, способствуют структурным изменениям в экономике, оказывают влияние на разработку инвестиционной стратегии и при адекватном применении должны способствовать повышению инвестиционной привлекательности. Основная задача, которая стоит перед системой налогообложения государства - это удовлетворение его финансовых потребностей. Все это обуславливает тот факт, что адаптация и перестройка системы государственного управления на современном этапе происходит в направлении более активного использования налоговых инструментов в механизмах регулирования экономического развития.

Исторически сложилось, что отечественная система налогообложения построена исходя из положения, что косвенные налоги должны решать фискальную задачу, а прямые налоги играют роль экономического регулятора - таким образом, структура налоговых доходов бюджета страны построена на преобладании косвенного налогообложения.

Косвенные налоги — это налоги на услуги и товары. Цена товара или услуги частично, или полностью несет в себе сумму налога. При их реализации владелец услуги либо товара получает сумму налога, которую впоследствии обязан перечислить государству.

Косвенные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги). К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр. [2].

Следует отметить, что в настоящее время косвенное налогообложение играет важную роль в экономике многих стран. Среди косвенных налогов, особенно в странах ЕС, ведущее положение принадлежит НДС, на втором месте находятся акцизы. При этом ставки НДС в странах ЕС достаточно высоки. Наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации. В Германии, например, основная ставка НДС составляет 16%, пониженная - 7%. В некоторых из стран ЕС, например, в Швеции, Финляндии, Дании, эти ставки даже превышают максимальные ставки, рекомендованные руководящими органами ЕС (14 - 20% по основным группам товаров). Поступления по линии НДС составляют в среднем 0,4% ВВП на 1 процент ставки налога, при этом доходы бюджетов находятся в прямой зависимости от ставки НДС. [8. C.31]


Цель работы заключается в исследовании механизма реализации фискальной функции косвенных налогов .

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:

  • изучения социально-экономической природы косвенных налогов;
  • обобщения российского (в т.ч. исторического) и зарубежного опыта косвенного налогообложения;
  • анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
  • поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.

Объектом исследования служит система косвенных налогов в её институциональном состоянии.

Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, а также теоретические и практические аспекты функционирования механизма косвенного налогообложения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты косвенного налогообложения в Российской Федерации

1.1.Понятие и сущность косвенных налогов

Сущность, особенности и функции косвенных налогов, их преимущества и недостатки, отличие этих налогов от налогов прямых являются предметом обсуждения отечественных и зарубежных ученых-экономистов на протяжении нескольких столетий. [7.C.21]

Основные работы по вопросам косвенных налогов и их роли в экономике страны были опубликованы до 1940 года. Это труды Вагнера А., Витте С., Гагемейстера Ю., Гурьевой А., Дитмана Б., Иловайского С., Кулишера И., Львова Д., Озерова И., Соколова А., Тривуса А., Янжула И.

Необходимо отметить, что в течение долгого времени среди ученых не существовало единого мнения относительно разделения налогов на прямые и косвенные, не было универсального критерия, позволяющего отнести налог к первой или ко второй группе. При этом прямые налоги понимались всеми более или менее одинаково, к ним относили личные, подоходные, поземельные, подомовые и промысловые налоги. Косвенными налогами считали акцизы, налоги на предметы потребления и таможенные пошлины. Однако часто к этой группе налогов относили административные и судебные пошлины, гербовый сбор и налог с наследства и дарений. [12.C.7]


Впервые в финансовой науке классификация налогов на прямые и косвенные, в основу которой был положен принцип перелагаемости, была предложена Д. Локком в конце XVII века. Д. Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в итоге будет уплачен землевладельцем, поэтому налогу, падающему на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, поземельный налог, по мнению Д. Локка, прямой налог, остальные налоги - косвенные. [10]

Такой подход к делению налогов на прямые и косвенные в исторических реалиях Д. Локка был вполне обоснован, поскольку единственным известным фактором производства была земля, и, следовательно, все налоги, не связанные с землей и приносимым ею доходом, можно было считать косвенными. [4.C.1]

Идеи Д. Локка были впоследствии развиты физиократами, которые, исходя из своего основного положения, что только земля дает чистый доход, являющийся источником налогов, считали прямым только налог на землю. Все прочие налоги физиократы считали косвенными, поскольку эти налоги в конце концов передвинутся на землю.

У. Петти, английский экономист, родоначальник классической политической экономии, автор теории трудовой стоимости, в своем «Трактате о налогах и сборах» (1662), достаточно точно обосновывал преимущества косвенных налогов следующим образом:

«Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа.

В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.

В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о Богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент». [11.C.32]

Постулаты У. Петти сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Другой представитель классической школы политэкономии, А. Смит поднял представления о косвенных налогах на качественно новый уровень, предположив, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А. Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые он считал переложимыми, в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.


В работах более поздних экономистов перелагаемость перестает быть единственным критерием деления налогов на прямые и косвенные.

Автор должен отметить глубину мысли А. Делатура в отношении косвенных налогов; Автор тоже считает, что косвенные налоги поступают в бюджет как бы дискретно, возникая при приобретении благ. При этом факт приобретения носит достаточно случайный характер. В то время как прямые налоги, как правило, постоянны и прогнозируемы, так как связаны с экономической (производственной) деятельностью, которая при прочих равных условиях непрерывна во времени. [11]

Из представителей русской финансовой мысли подобных взглядов придерживался Д. Львов, который в своей работе «Курс Финансового права» (Казань, 1888, стр. 313, 314), называет косвенными налогами те, «которые падают скорее на какое-либо действие, факт, чем на лицо, или которые требуются с известного лица в ожидании и намерении, что оно вознаградит себя за счет другого лица (акциз и таможенные пошлины). Так как эти налоги основаны на расходах плательщиков, на их потреблении предметов, обложенных акцизом, то косвенные налоги называются еще налогами с потребления».

Это мнение получило широкое распространение в современной западной экономической науке. Как правило, западные экономисты вместо термина «косвенные налоги» используют понятие «налоги на потребление» (consumption taxes). [13.C.4]

Однако другие ученые того времени отмечают, что понятие «налог на предметы потребления» более узкое, чем понятие «косвенный налог». Оно суживает понятие косвенных налогов и расширяет прямые налоги или создает категорию налогов, не относящихся ни к тем, ни к другим.

Более строгая классификация, как отмечает автор работы, была предложена К.Г. Рау (19 век), который разделил налоги на «оценочные» и «налоги с расхода», что, однако, по его собственному мнению, также не совсем совпадает с делением налогов на прямые и косвенные.

Американский финансист Р. Эли (19 век) считал необходимым четко разделить налоги на прямые и косвенные и писал, что косвенные налоги взимаются государством тогда, когда о существовании облагаемого объекта или источника налогов судят не по прямой его оценке, а по косвенным признакам. Кроме того, он считал, что различие между прямыми и косвенными налогами лежит в характере ценностей, которые ими облагаются. К косвенным налогам он относил налоги на предметы питания, напитки, одежду, или вообще на предметы потребления. При этом точного определения прямых и косвенных налогов Р. Эли не дал, а только перечислил налоги, входящие, по его мнению, в первую или вторую группы. [4]


Еще один критерий деления налогов на прямые и косвенные был предложен русским финансистом В.А. Лебедевым. Он заключался в наличии или отсутствии посредника между податным лицом и государством. При этом следует отметить, что этот критерий применяется и в современной экономической литературе. Кроме того, важным отличием косвенных налогов от прямых является то, что признаки податной способности для первых усматриваются в потреблении произведенных ценностей, а для вторых - в капиталах или действиях, ими производимых, в результате чего появляется доход как податный объект. Таким образом, существенная разница между прямыми и косвенными налогами заключается в признаках податной обязанности и податной способности. [6.C.32]

На основании вышесказанного сущность косвенного налогообложения можно определить следующим образом.

К косвенным налогам относятся налоги на предметы потребления, взимаемые путем акцизов и таможенных пошлин, налоги с обращения ценностей и налоги на предметы роскоши, а также часть доходов от регалий и большинство сборов. Вообще, все налоги, входящие в состав правильной податной системы, обязательно относятся либо к прямым, либо к косвенным налогам. Если классифицировать налог невозможно, объясняется это тем, что государство, вводя этот налог, преследует исключительно фискальные цели и не учитывает податную способность плательщика.

В современной экономической науке выделяют три различия между косвенными и прямыми налогами (табл. 1).

Таблица 1

Различия между прямыми и косвенными налогами

пп

Прямые налоги

Косвенные налоги

1.

В правоотношения по поводу взимания налога вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

В правоотношения по поводу взимания налога вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и налоговый агент как посредник между ними

2.

Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика

Величина налогов не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика

3.

Объект обложения-доходы и имущество

Объект обложения - обороты по реализации товаров (работ, услуг)

В соответствии с международной практикой к косвенным налогам относят таможенные пошлины, акциз, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж.