Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и сущность косвенных налогов).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты косвенного налогообложения в Российской Федерации
1.1.Понятие и сущность косвенных налогов
Глава 2. Актуальные проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации
2.1. Регулирование косвенного налогообложения в рамках налоговой политики Российской Федерации
2.2.Роль косвенных налогов в финансовой обеспеченности бюджета
2.3. Фискальная роль акцизов и НДС в бюджетах разного уровня
Рис. 5. Динамика косвенных налогов в доходах консолидированного бюджета РФ на примере отчетных данных МРИ ФНС РФ №6 по РД за 2014-2015 гг.
На фоне значительных объективных трудностей с исполнением доходной части бюджета, МРИ ФНС РФ №6 по РД путем более полного выявления налогоплательщиков и объектов налогообложения, а также проведения налоговых проверок, мобилизовала во все уровни бюджетов налогов и других обязательных платежей и план выполнила.
В общей структуре налоговых поступлений, мобилизованных в бюджет МРИ ФНС РФ №6 по РД, рассматривая косвенные налоги, отметим, что объем налоговых поступлений по НДС в 2015г. снижается и составил 64315 тыс. руб. По акцизам в 2015 году объем налоговых поступлений уменьшился на 36829 тыс. руб. (рис. 2)
На формирование доходов федерального бюджета существенное влияние будет оказывать изменение законодательства РФ о налогах и сборах. Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям.
Руководители налоговых органов докладывали руководству страны, что результатом внедрения первой очереди автоматизированной системы контроля за возвратом НДС стал рост поступления НДС. Значительный эффект дало и АСК-НДС-2, причем не только в сборах НДС.Как было отмечено, в 2015 году достигнут высокий прирост поступлений основных налоговых платежей в консолидированный бюджет страны. Но как видно из приведенного анализа, существенный рост поступлений косвенных налогов в бюджет в данном случае не наблюдается.
2.3. Фискальная роль акцизов и НДС в бюджетах разного уровня
Определим фискальную роль НДС и акцизов в бюджетах разного уровня (табл. 3).
Более наглядно структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2014-2015 гг. представлена на рисунке 6.
Поступления НДС состоят из двух видов [3]:
- налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, которого в федеральный бюджет в 2015 г. поступило 2 448,3 млрд руб., или на 12,2 % больше, чем в 2014 г.
- налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, которого в федеральный бюджет в 2015 г. поступило 141,7 млрд руб., или на 18,8 % больше, чем в 2014 г.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 г. составили 1 014,4 млрд руб., или на 1,5 % больше, чем в 2014 г. (табл. 2). Наиболее существенным с точки зрения доли поступлений в государственный бюджет является налог на добавленную стоимость. О важности этого налога можно судить по данным статистики. На рисунке 2 представлена динамика поступления НДС в консолидированный бюджет РФ за 2000-2015 гг.
Таблица 3 -Динамика и удельный вес основных налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2014-2015 гг. (млрд руб.)
2014 год |
2015 год |
динамика |
||||
сумма |
с. |
сумма |
в сумме |
в % |
||
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ |
12 670,20 |
100 |
13 788,30 |
100 |
1 118,10 |
8,82 |
из них: |
||||||
2014 год |
2015 год |
динамика |
||||
сумма |
уд. Вес., % |
сумма |
уд. вес., % |
в сумме |
в % |
|
Налог на прибыль организаций |
2 372,80 |
18,73 |
2 598,80 |
18,85 |
226,00 |
9,52 |
Налог на доходы физических лиц |
2 688,70 |
21,22 |
2 806,50 |
20,35 |
117,80 |
4,38 |
Налог на добавленную стоимость |
||||||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2 181,40 |
17,22 |
2 448,30 |
17,76 |
266,90 |
12,24 |
на товары, ввозимые на территорию РФ |
119,3 |
0,94 |
141,7 |
1,03 |
22,40 |
18,78 |
Акцизы |
999 |
7,88 |
1014,4 |
7,36 |
15,40 |
1,54 |
Имущественные налоги |
955,1 |
7,54 |
1068,4 |
7,75 |
113,30 |
11,86 |
НДПИ |
2 904,20 |
22,92 |
3 226,80 |
23,40 |
322,60 |
11,11 |
прочие |
58,8 |
0,46 |
62,1 |
0,45 |
3,30 |
5,61 |
Объемы поступления акцизов за последние годы так же увеличиваются. Об этом свидетельствует динамика поступления акцизов за 2008-2015 годы, представленная на рисунке 3.
Акцизы, в отличии от НДС поступают как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. Более наглядно рост поступлений акцизов по уровням налоговой системы представлен на рисунке 4.
Рис. 6. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2014-2015 гг.
Рис. 7. Поступления НДС в бюджетную систему Российской Федерации в 2000-2015 гг., млрд руб.
Рис. 8. Поступления акцизов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008-2015 гг., млрд руб.
Рис. 9. Поступление в бюджеты разных уровней акцизов в 2008-2015 гг.
Если сравнивать роль каждого косвенного налога в доходах бюджетной системы, то преимущество принадлежит НДС. На рисунке 5 продемонстрировано соотношение НДС и акцизов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2008-2015 гг.
Рис. 10. Поступления НДС и акцизов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008-2015 гг., млрд руб.
Поступление основных доходных источников федерального бюджета в 2014-2015 гг. приведено в таблице 3. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2015 г. составили 6880,5 млрд руб., что на 10,7 % больше, чем в 2014 г. (табл. 4).
Таблица 4-Поступление основных доходных источников федерального бюджета в 2014-2015 гг., млрд руб.
Виды налогов |
2014 г. |
2015 г. |
||
млрд руб. |
в % к объему пост, в фед. бюджет |
млрд руб. |
в % к объему пост, в фед, бюджет |
|
Всего поступило в федеральный бюджет |
6 214,60 |
100 |
6 880,50 |
100 |
из них: |
||||
Налог на прибыль |
411,3 |
6,6 |
491,4 |
7, 1 |
НДС |
2 181,40 |
35,1 |
2 448,30 |
35,6 |
Акцизы |
520,8 |
8,4 |
527,9 |
7,7 |
НДПИ |
2 858,00 |
46,0 |
3 160,00 |
45,9 |
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДС составили 35,6 %, а акцизов - 7,7 %.
Можно сделать вывод, что НДС и акцизы являются одними из основных доходных источников как консолидированного бюджета РФ, так и федерального бюджета [3]. Их совокупная доля в доходах консолидированного бюджета составляла в 2015 г. 25,1 % от общего объема поступлений, а в доходах федерального бюджета 43,3 % от общего объема.
Кроме того, в работе проведен анализ поступления косвенных налогов по видам объектов налогообложения и в отраслевом разрезе.
В структуре НДС наибольшую долю составляет НДС на товары, реализуемые на территории РФ. Доля НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, незначительна и составляет приблизительно 1 % от общего поступления НДС.
Наибольший удельный вес в доходах консолидированного бюджета по сводной группе акцизов принадлежит акцизу на нефтепродукты. На втором месте находится акциз на табачную продукцию. Третье место делят акциз на пиво и алкогольную продукцию.
Таким образом, бесспорна высокая бюджетообразующая и фискальная роль НДС и акцизов в налоговой и бюджетной системе РФ.
2.4. Проблемы косвенного налогообложения и пути их решения
Но система косвенного налогообложения в России не лишена проблем. Первой проблемой является то, что косвенные налоги - это сдерживающий фактор роста отечественного производства, инвестиций в основной капитал. Решением проблемы отрицательного влияния косвенного налогообложения на инвестиции представляет изменение налогового законодательства в части стимулирования инвестиционной активности.
Вторая проблема - растущая из-за косвенного налогообложения инфляция. Целесообразно снизить основную и пониженную ставку НДС, а также отменить ряд льгот по его уплате.
Третья проблема - проблема неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям. Для решения данной проблемы целесообразно отменить ряд льгот.
Четвертая проблема - повышение ставок акцизов особенно остро скажется на одной из главных задач государства - сохранение здоровья нации. Решая ее, необходимо действовать в следующем направлении: сначала привить населению «культуру питья», установив низкие ставки акциза на менее вредную продукцию, и лишь затем, постепенно повышать акциз на остальные виды подакцизных товаров.
Пятая проблема - рост акциза на бензин. Дальнейшее увеличение ставки акциза на бензин может губительно сказаться на ценах большинства товаров.
Шестая проблема - сложность в администрировании НДС, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС, которые препятствуют выходу российских компаний на мировой рынок.
Седьмая проблема - чрезмерная налоговая нагрузка. Необходимо снижение не только базовой, но и льготной ставки для достижения наибольшего эффекта и уменьшения нагрузки на наименее обеспеченного налогоплательщика.
Снижение ставок и сокращение налоговой базы акциза и НДС следует сопровождать увеличением ставок и налоговой базы таможенных пошлин в целях нейтрализации конкурентных преимуществ импортных товаров.
Среди возможных направлений реформирования механизма взимания НДС можно выделить следующие:
- Переход к единой пониженной ставке. Предлагаются различные варианты, но подобное снижение налога приведет к существенным потерям федерального бюджета. В среднесрочной перспективе в Российской Федерации представляется целесообразным сохранение действующей стандартной ставки НДС на уровне 18 % при условии совершенствования действующего механизма взимания НДС и системы его администрирования.
- Совершенствование механизма обложения НДС и его администрирования. Экспертами предлагаются следующие меры: специальная регистрация плательщиков НДС; введение системы «НДС-платеж»; введение системы контроля за вывозом товаров и возмещением НДС (СКВВ).
- Изменение методологии определения налоговой базы НДС. Одно из предложений по улучшению взимания НДС направлено на определение добавленной стоимости и НДС по методу сложения ее компонентов, что исключает необходимость возмещения «входного» НДС. Реализация предлагаемого метода упрощает систему администрирования НДС, поскольку исключается необходимость в заполнении ряда документов (счетов-фактур, книг покупок и продаж), снимаются проблемы, связанные с получением незаконного вычета, появляется возможность более точно оценивать эффективность деятельности организации, упрощается расчет ВВП.
- Замена НДС налогом с продаж или налогом с оборота. Введение налога с продаж приведет к увеличению налоговой нагрузки для данной категории налогоплательщиков, а в случае установления освобождения от налога с продаж для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, - к бюджетным потерям.
Что касается применения налога с оборота вместо НДС, можно отметить следующее. С одной стороны, при установлении налога с оборота упрощается процедура налогового администрирования, поскольку устраняется проблема необоснованных налоговых вычетов. С другой стороны, планы по введению номинальной ставки налога с оборота требуют тщательной проработки, поскольку в этом случае возникает проблема «каскадного» эффекта. Одним из возможных путей решения этой проблемы является дифференциация ставок в зависимости от уровня добавленной стоимости, создаваемой в различных отраслях экономики на каждой стадии производства и обращения.