Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (Виды мотиваций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом году команды лучших "прокуроров" и "адвокатов" получили по сертификату на поездку на конкурс "Startup village-2017", который проходит ежегодно в Москве и организуется с участием СИБУРа.

Лучшим проектом, который выбирали сами участники мероприятия путем электронного голосования, стала идея по получению эпихлоргидрина из глицерина. Данное вещество является компонентом в производстве красок, клеев, герметиков и других продуктов, но способ его производства из глицерина является более экологичным и менее затратным, чем традиционное производство из пропилена. В награду за идею сотрудница НИОСТа получила сертификат торгового центра на сумму, эквивалентную покупке Iphone 7. Все остальные участники получили ценные брендированные подарки.

Данный конкурс, как показала практика, является мощным механизмом «пробуждения» креативности сотрудников на предприятии. Впоследствии, сотрудники, чьи проекты признали лучшими, успешно развили их и внедрили на производстве. С каждым годом число участников заметно растет. Работникам нравится сам процесс конкурса: веселый и увлекательный, непринужденная обстановка, и, конечно ценные подарки. По результатам опроса 70% сотрудников готовы в будущем году предлагать свои инновационные идеи и принимать участие в конкурсах (Рис. 2.3).

Рисунок 2.3 Готовность персонала предлагать свои идеи

Каждый год СИБУР организует инновационный форум «Нефтехимия будущего». В мероприятии принимают участие топ-менеджеры и руководители производственных площадок компании, представители федеральных и региональных органов власти, иностранные и российские партнеры, руководители ведущих академических институтов и вузов.

В рамках форума проходит панельная дискуссия "Нефтехимия 20+", на которой участники обсуждают развитие мировой и российской нефтехимической отрасли в перспективе ближайших лет, а также опыт организации R&D в России и за рубежом. Во второй день проводятся конференции с секциями по нефтехимии и катализу, полиолефинам, каучукам и термоэластопластам, а также круглых столов по итогам работы секций.

На второй день форума создаются тематические секции по различным направлениям. В прошлом году на секциях прозвучало 26 докладов. Обсуждалось развитие R&D в нефтехимии, новые продукты и инновации.

Так, по итогам прошлогоднего форума участники признались, что открыли для себя много полезной информации, которая может стать ключом к размышлениям и, как следствие, новым проектам в бизнесе.


Инновационный форум собирает на одной площадке не только для представителей СИБУРа, но и других отраслевых компаний и представителей науки, позволяет делиться стратегическим видением развития нефтехимии и попытаться предугадать, какие технологии и продукты ожидают отрасль. Так же важной целью форума является привлечение молодых ученых к инновационной деятельности в области нефтехимии. Форум помогает им видеть перспективы всей отрасли и формировать видение ее в будущем. Так, инновационный форум, организуемый компанией является эффективным механизмом мотивации сотрудников к участию в инновационной деятельности компании.

2.3 Система вознаграждений

Инновационная деятельность в компании СИБУР щедро вознаграждается.

Сотрудники получают

  1. Денежные призы

Выплачиваются премии за каждую предложенную идею. Идеи оцениваются экспертным советом баллами, оплачивается каждый набранный балл.

Баллы за предложенные идеи суммируются, и активному сотруднику ежеквартально выплачивается денежное вознаграждение.

  1. Освещение достижений в корпоративных СМИ (на корпоративном портале)

На корпоративном портале компании открыта «Доска почета» где публикуется вся информация о достижениях, награждениях коллег. Визуализируя заслуги отличившихся работников перед широкой публикой, компания стимулирует других сотрудников к улучшению своих результатов, а также призывается к участию в различных мероприятиях, повышающих их профессиональный уровень и вовлеченность. На портале также осуществляется публикация статей, направленных на повышение имиджа профессии, к профессиональным праздникам структурных подразделений.

  1. Похвала со стороны руководства, благодарственное письмо и т.д.

На корпоративных мероприятиях, проходящих 2 раза в год (День Рождения компании и Новый год) официальной частью праздника считается награждение отличившихся сотрудников почетными грамотами и благодарственными письмами. Генеральный директор компании приглашает лично на сцену лидеров и награждает их. Награждение фиксируется видео и фотокамерами, после чего фотоотчет также публикуется на корпоративном портале.

  1. Карьерный рост

Активные сотрудники не остаются незамеченными. Если сотрудник инициативен, предприимчив и креативен, то в скором времени его ждет повышение по карьерной лестнице.


  1. Посещение фитнес – клуба / оздоровительного центра

СИБУР дает возможность сотрудникам приобретать абонементы в сети фитнес-клубов города по корпоративным ценам, а также заниматься некоторыми видами спорта за счет компании.

  1. Путевки (на отдых, санаторно-курортное лечение)

В СИБУРе существует собственный корпоративный центр оздоровления «СИБУР-Юг». Претендующие на поездку сотрудники участвуют в конкурсном отборе. После льготных мест путевки получают сотрудники, которые входят в кадровый потенциал,  участвуют в спортивных состязаниях в составах команд "СИБУР-ЦОБ".  Члены комиссии ориентируются, в том числе, на итоговую оценку сотрудника (КПЭ и оценка поведенческих компетенций), участие в дополнительных спортивных секциях (теннис, шахматы, рок-н-ролл, плавание, призеры забегов "Вперед к здоровью").

  1. Организация и проведение корпоративных мероприятий (только для отличившихся сотрудников)

На корпоративные мероприятия, о которых упоминалось выше, приглашаются не все сотрудники, а только особенно отличившиеся за текущий год. Компания в течение года проводит голосования за лучшую инновационную идею, конкурсы лучших пользователей рабочих программ, профессионального мастерства и различные деловые игры. Победители всех мероприятий и конкурсов получают возможность пойти на праздничный корпоратив.

Кроме того, прорабатываются мероприятия, направленные на повышение прозрачности механизма продвижения по карьерной лестнице: проведение мастерской по теме «Саморазвитие», «Завтрак с Генеральным директором», проведение мастер-классов от директоров.

Благоприятная атмосфера для инноваций

По критериям, определяющим благоприятную для инноваций атмосферу в компании, был проведен опрос сотрудников 2х предприятий.

100% сотрудников 2х предприятий понимают и принимают миссию и общую цель компании, стремятся к ее достижению.

Сотрудники верят в будущее своей организации и чувствуют ее величие и стабильность.

80% Сотрудников Центра обслуживания бизнеса и 60% промышленных рабочих довольны своим руководством и считают его открытым для прямого обращения.

Около 70% сотрудников обоих предприятий чувствуют дружелюбную профессиональную атмосферу в коллективе. 95% опрошенных утверждают, что всегда могут обратиться за помощью к своему наставнику/непосредственному руководителю.

Однако больше половины сотрудников ЦОБа считает, что в компании больше приветствуется личная конкуренция и соперничество, которое при злоупотреблении может повлиять на разрушение коллектива. Однако на производственной площадке напротив больше замечается командное соперничество, коллективные связи более крепкие и надежные.


Если сравнивать результаты предыдущих вопросов и вопрос о собственной значимости в компании, то можно заметить что респонденты не были абсолютно уверены в предлагаемом утверждении. Наибольшее количество ответов на промышленном предприятии соответствовало варианту «Скорее согласен». Однако работники СИБУР-ЦОБ оказались более уверенными в своей значимости и заботе руководства о них.

Самый маленький процент ответов «Полностью согласен» получило утверждение о справедливом вознаграждении в компании. Сотрудники обоих предприятий не уверены на 100% что их личный вклад всегда будет замечен и справедливо вознагражден.

Однако все сотрудники с уверенностью ответили, что готовы брать на себя полную ответственность о своей деятельности.

Также сотрудникам было предложено отметить факторы, которые по их собственному мнению больше всего влияют на инновационную активность предприятия.

Указанные факторы можно разделить на четыре группы. В первую группу вошли факторы, которые сотрудники указали как наиболее значимые и важные. «Прозрачность целей» набрал больше всех баллов. Данный фактор подразумевает осознанность цели и миссии компании, понимание ее пользы для общественности. Такой результат означает, что одним из самых важных стимулов к инновационной деятельности является стремление сотрудников к росту общественной пользы и осмысления процесса работы.

Другими важными факторами для сотрудников стали благоприятная дружелюбная атмосфера в компании и справедливость. Сотрудники стремятся налаживать хорошие отношения с коллегами и руководством и ожидают справедливого отношения и справедливого вознаграждения за труд.

Также важными для большинства сотрудников стали такие факторы, как демократический стиль руководства, хорошие взаимоотношения с начальством, налаженный канал связи и умение брать на себя ответственность.

Средней значимости остались факторы оптимизма, проектно-командного подхода к работе и общность целей.

Низкую значимость показали сотрудники к таким факторам, как ограниченная личная конкуренция и налаженность горизонтальных информационных потоков в компании. Важно учесть, что в западных компаниях, наоборот данные факторы имеют большое значение и этот факт был подтвержден исследователями. Можно сделать вывод, что в российских компаниях эти факторы остаются недооцененными и недостаточно осознана их высокая значимость.

Сотрудникам предприятий также была дана возможность дополнить список наиболее значимых факторов. Многие указали возможность обучаться и получать новые знания. Этот фактор считается одним из самых значительных за рубежом, и многие иностранные компании используют всестороннее обучение своих сотрудников как главный инструмент механизма мотивации персонала к инновационной деятельности.


Сотрудники указали, что хотели бы получать больше внимания и поощрения своего личностного, профессионального роста, хотели бы иметь возможность быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что признание миссии и видение компании являются мощными вдохновляющими факторами для инновационной деятельности сотрудников. Благоприятная деловая атмосфера является важным фактором формирования в компании всеобщего сотрудничества, понимания и договоренности. Все это повышает качество отношений как внутри коллектива, так и между руководством и сотрудниками, между компанией и контрагентами. Высокое качество отношений определяет перспективную компанию, вставшую на инновационный путь развития, вдохновляющую своих сотрудников создавать будущее.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что проведение исследования инновационной среды 2х предприятий холдинга, опроса сотрудников и руководителей, помогло понять и изучить инновационную систему компании изнутри, а также выявить основные ее положительные и отрицательные составляющие.

Важным преимуществом можно назвать общую заинтересованность сотрудников принимать участие в генерации новых идей и созданию инноваций. Более 50% сотрудников ответили, что участие в инновационной деятельности – интересная для них сфера, а не вынужденная работа. Кроме того, более 70% сотрудников готовы предлагать новые идеи в ближайшем году. Так, в внутри компании существует множество идей по усовершенствованию продуктов, услуг и процессов. Ведь именно работающий персонал хорошо знает внутреннюю сущность своей деятельности, и представляет истинные потребности, как своих клиентов, так и своих коллег. Отсюда появляется понимание, как осуществлять свою деятельность более качественно и эффективно. Именно сотрудники компании, понимающие реалии бизнеса, в котором они трудятся, смогут решить любую проблему.

Практически все сотрудники, принимавшие участие в генерации инновационных идей, считают свой опыт положительным (Рис. 5). Сотрудники согласны, что такой опыт не может быть бесполезным и в любом случае дает им преимущества, как в карьере, так и в плане саморазвития.

Рисунок 2.4 - Оценка опыта предложения идей персоналом

Однако в ходе исследования, помимо преимуществ существующей инновационной системы, были выявлены и некоторые несовершенства, которые требуют пересмотра и доработки.