Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (История формирования понятия «оперативно-розыскная деятельность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности

1.1. История формирования понятия «оперативно-розыскная деятельность»

Понятие1 оперативно-розыск­ной деятельности (далее: ОРД) неоднократно подвергалось научно­му анализу, что объясняется в первую очередь его важностью для всей тео­рии и практики ОРД. Необходимо от­метить, что в дореволюционный пе­риод использовался термин «сыскная работа», в 20–40-е гг. ХХ в. – «опера­тивно-чекистская работа» и «агентур­но-оперативная работа». Впервые тер­мин «оперативно-розыскная деятель­ность» в 1966 г. ввел в научный обо­рот профессор А. г. Лекарь, который определил ОРД как основанную на за­конодательных и подзаконных актах систему разведывательных (поиско­вых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными сред­ствами и методами в целях предотвра­щения, раскрытия преступлений и ро­зыска скрывшихся преступников[3].

В 1976 г. профессор В. А. Лука­шов предложил следующую дефини­цию понятия ОРД: это система регла­ментируемых подзаконными актами и взаимосвязанных по цели оперативно- розыскных и организационно-управ­ленческих мероприятий, призванная в комплексе обеспечивать своевремен­ное предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а так­же розыск скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших.

1.2. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

1.3. Оперативно-розыскные мероприятия и методы оперативно-розыскной деятельности

Глава 2. Проблемы правового регулирования задач оперативно-розыскной деятельности и пути их решения

Заключение

Список литературы

Сравнительный анализ указанных источников показывает, что почти все задачи ОРД в исправительных учреждениях, предусмотренные ст. 84 УИК РФ, поглощаются первой задачей ОРД, предусмотренной ФЗ «Об ОРД»: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Задача по выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях нарушений установленного порядка отбывания наказания оперативно-розыскным законодательством вообще не предусмотрена, так как не все нарушения режима содержания могут впоследствии привести к совершению преступления[9].

Необходимо подчеркнуть, что эти нарушения, будучи пенитенциарными по сути и месту совершения, не являются преступлениями и не влекут уголовной ответственности, однако из законодательного перечня таких злостных нарушений усматривается, что они несут в себе весьма опасный криминогенный потенциал, который в условиях предельно высокой концентрации наиболее криминально поражённой части осуждённых, к тому же на ограниченной территории, может привести и приводит к пенитенциарным конфликтам, нередко перерастающим в уголовно наказуемые деяния или квалифицируемым как преступления[10].

Говоря об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) в учреждениях УИС, направленных на борьбу с нарушениями режима содержания, следует выделить еще один аспект, иллюстрирующий несовершенство действующего оперативно-розыскного законодательства. Как правило, проводя указанные мероприятия, оперативные работники ссылаются на ст. 82 УИК РФ, которая разрешает осуществление ОРД для решения данной задачи. Вместе с тем ст. 7 ФЗ «Об ОРД» [11], предусматривающая основания для проведения ОРМ, такого основания не содержит, а используемый в ней термин «противоправное деяние» необходимо понимать как преступление[12]. Кроме того, указанную деятельность, осуществляемую в следственных изоляторах, следует считать вообще незаконной, так как действие УИК РФ в данных учреждениях распространяется лишь на лиц, оставленных в СИЗО для выполнения хозяйственных работ.

Налицо коллизия в праве, не позволяющая оперативным работникам ФСИН России в полном объеме осуществлять ОРД, в частности заводить дела оперативного учета, так как это противоречит ст. 10 ФЗ «Об ОРД» [13], и ставящая под сомнение законность осуществления ОРМ в целях борьбы с нарушениями режима содержания. Некоторые правоведы предлагают следующий выход из этой ситуации: дополнить ст. 7 ФЗ «Об ОРД» частью, устанавливающей такое основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, как необходимость добывания информации, использование которой обеспечивает правопорядок и законность в пенитенциарных учреждениях. Вместе с тем следует отметить, что данное предложение было сформулировано еще в 1994 г., неоднократно упоминалось в числе предложений по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства, но до сих пор не нашло своей реализации в тексте закона.


Если обратиться к законодательному опыту стран СНГ, очевидно, что с нашей точкой зрения согласен казахстанский законодатель, предусмотревший в качестве одной из задач ОРД в Республике Казахстан поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы[14].

Говоря об иных отличиях перечня задач ОРД в Республике Казахстан от задач, предусмотренных ФЗ «Об ОРД», необходимо выделить следующий, на взгляд автора, положительный опыт. Казахстанский законодатель предусматривает, наряду с борьбой с преступностью, противодействие разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций; а также иные функции оперативно-розыскной деятельности, которые в РФ либо урегулированы иными законами вне рамок ФЗ «Об ОРД» [15] (например, обеспечение охраны государственной границы, обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц), либо не имеют надлежащей правовой базы (обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны)[16].

Кроме того, заслуживают внимания положения, приведенные в законе «Об ОРД» Республики Армения: цель ОРД – защита прав человека и гражданина, государственной и общественной безопасности от противоправных посягательств и декларированное в качестве одной из задач обеспечение нормальной деятельности уголовно-исполнительных учреждений[17].

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является самостоятельным видом государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). В рамках научной теории ОРД обосновывается ее назначение и содержание. Нередко ОРД раскрывается как гласная и негласная разведывательно-поисковая работа специально уполномоченных законом государственных органов в сфере борьбы с преступностью[18]. Такой подход представляется верным по сути, но несколько узким. В настоящее время ОРД не ограничивается решением задач исключительно в сфере борьбы с преступностью. ОРД осуществляется в разных формах и по различным направлениям, безусловно, имея своим основным назначением выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление лиц, которые их подготавливали и совершили. Но в рамках ОРД кроме того осуществляется розыск лиц, в том числе пропавших без вести, добывание информации об угрозах государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности страны, а также решение иных задач, не связанных непосредственно с задачами уголовного судопроизводства[19].


Таким образом, ОРД имеет четко определенные цели. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) в качестве таких целей указывает следующие: защита жизни и здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств[20].

Проанализировав понятие «задача» ОРД, можно увидеть, что это более конкретная категория по сравнению с целью, связанная с совокупностью практических и системных действий по достижению поставленной цели. В статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [21] перечислены задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

Вместе с тем, несмотря на наличие в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельной статьи «Задачи оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2), перечень задач, выполняемых оперативно-розыскными органами, фактически шире. Иные задачи ОРД можно определить путем анализа и системного толкования положений ст.ст. 2, 7 и 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статей ряда иных федеральных законов[22].

Для решения задач оперативно-розыскной деятельности оперативно- розыскные органы (ОРО) могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [23]). Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является одной из первостепенных задач оперативно-розыскной деятельности. При решении этой задачи ОРО добывают оперативную информацию о преступных замыслах и завладевают инициативой их развития с целью предотвращения их реализации, а также добывают оперативную информацию об уже совершенных преступлениях с целью привлечения к уголовной ответственности совершивших их лиц и возмещения причиненного ими вреда. Оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, реализуется в формах предварительной оперативной проверки или оперативной разработки и документируется в виде соответствующих дел оперативного учета.


Получение в результате ОРД достоверной оперативной информации о лице, совершившем преступление, следует считать оперативно-розыскным раскрытием преступления. Раскрытие преступления в оперативно-розыскном смысле служит предпосылкой к дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию преступления, направленной на доказывание виновности лица в совершении преступления. Таким образом, деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в нашей стране осуществляется в непроцессуальной (оперативно-розыскной) форме оперативно-розыскными органами и в процессуальной (следственной) форме органами предварительного расследования.

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в оперативно-розыскной форме в зависимости от их категорий осуществляют оперативно-розыскные подразделения МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, ФСИН России, ФСО России, СВР России. Орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации может проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности, если это не затрагивает полномочий иных органов. Полифункциональным органом общей компетенции в сфере противодействия преступности является МВД России. Компетенция МВД и иных оперативно-розыскных органов определяется и разграничивается законодательно установленными направлениями их деятельности и подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением ФСО России и СВР России. Несмотря на формальное отнесение органов ФСО и СВР к органам дознания в уголовном судопроизводстве (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ[24]), УПК РФ их подследственность не устанавливает. Следует учитывать, что оперативные подразделения[25].

МВД России и иных органов также выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, подследственные Следственному комитету Российской Федерации, который не имеет собственных оперативных подразделений, поскольку не относится к органам, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь, розыском лиц могут заниматься различные уполномоченные на то оперативно-розыскные органы в зависимости от категории разыскиваемых (пропавшие без вести, скрывшиеся преступники, уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания). При этом основную работу в этом направлении выполняют органы внутренних дел, поскольку имеют право заниматься розыском лиц любых категорий. Для осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, без вести пропавших, заводятся розыскные дела. Самостоятельным направлением розыскной работы является идентификация неопознанных трупов и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по состоянию здоровья или возрасту, которая оформляется в виде дел об установлении личности[26].


Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и исполнения приговора, является одним из приоритетных направлений работы правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, поскольку оказывает непосредственное влияние на раскрываемость преступлений, сроки расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, обеспечение своевременной защиты прав потерпевших и неотвратимости наказания виновных. Скрывшимся является лицо, умышленно уклоняющееся от уголовного преследования, местонахождение которого неизвестно, объявленное в розыск соответствующим процессуальным решением органа дознания, следствия или суда. Под розыском лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда и исполнения приговора, понимается деятельность правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление ОРД, направленная на установление местонахождения и задержание разыскиваемого лица[27].

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» среди задач этой деятельности, помимо розыска преступников, называет осуществление розыска без вести пропавших граждан. Причем следует учитывать, что понятие «розыск» употребляется только применительно к установлению конкретных, известных лиц. По отношению к неустановленным лицам это понятие не применяется. Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Безвестное исчезновение граждан в большинстве случаев не связано с преступными посягательствами. Это может быть, например, несчастный случай или другие обстоятельства, вследствие которых граждане не обнаруживаются. Для выполнения этой задачи Законом предусматривается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые осуществляются с учетом конкретной ситуации.

Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, осуществляется в первую очередь специализированными оперативно-розыскными органами — подразделениями ФСБ России и СВР России. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Государственная безопасность предполагает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, военная безопасность — обеспечение защиты от военных угроз, экономическая — обеспечение экономического благополучия страны, информационная — состояние защищенности информационной сферы, экологическая — состояние защищенности окружающей среды. Под добыванием информации следует понимать инициативный поиск указанных сведений с помощью проведения ОРМ. Органы безопасности в пределах своей компетенции осуществляют информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а по их поручению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации, а также добывают информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала[28].