Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (История формирования понятия «оперативно-розыскная деятельность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности

1.1. История формирования понятия «оперативно-розыскная деятельность»

Понятие1 оперативно-розыск­ной деятельности (далее: ОРД) неоднократно подвергалось научно­му анализу, что объясняется в первую очередь его важностью для всей тео­рии и практики ОРД. Необходимо от­метить, что в дореволюционный пе­риод использовался термин «сыскная работа», в 20–40-е гг. ХХ в. – «опера­тивно-чекистская работа» и «агентур­но-оперативная работа». Впервые тер­мин «оперативно-розыскная деятель­ность» в 1966 г. ввел в научный обо­рот профессор А. г. Лекарь, который определил ОРД как основанную на за­конодательных и подзаконных актах систему разведывательных (поиско­вых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными сред­ствами и методами в целях предотвра­щения, раскрытия преступлений и ро­зыска скрывшихся преступников[3].

В 1976 г. профессор В. А. Лука­шов предложил следующую дефини­цию понятия ОРД: это система регла­ментируемых подзаконными актами и взаимосвязанных по цели оперативно- розыскных и организационно-управ­ленческих мероприятий, призванная в комплексе обеспечивать своевремен­ное предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а так­же розыск скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших.

1.2. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности

1.3. Оперативно-розыскные мероприятия и методы оперативно-розыскной деятельности

Глава 2. Проблемы правового регулирования задач оперативно-розыскной деятельности и пути их решения

Заключение

Список литературы

Задача ОРД по установлению имущества, подлежащего конфискации, была включена в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сравнительно недавно. Это обусловлено принятием в конце декабря 2008 г. ряда федеральных законов в рамках политики противодействия коррупции. По действующему законодательству конфискация является не наказанием, а мерой уголовно-правового характера и применяется не только в отношении собственности лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление с корыстным мотивом. Принудительное безвозмездное обращение в собственность государства распространяется также на имущество, полученное в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и на доходы от использования этого имущества. Виды имущества, подлежащего изъятию, различаются по назначению, роли в механизме совершения преступления, времени появления у виновного и иных лиц, у которых оно может быть конфисковано. В пункте «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ[29] говорится о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом статей Особенной части УК РФ, и обращении в собственность государства любых доходов от этого имущества. Для применения конфискации имущества необходимо обеспечить действие института наложения ареста на имущество, основой которого являются нормы ст.ст. 115, 116 УПК РФ. Не всегда имущество, подлежащее конфискации, может быть установлено путем проведения следственных и процессуальных действий. В этом случае следователь, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, может дать поручение об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по его установлению оперативно-розыскным органам. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут получить сведения о наличии имущества, подлежащего конфискации, из различных источников и разными способами, в том числе путем проведения ОРМ[30].

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве задач ОРД следует также рассматривать: установление личности неопознанных трупов; обеспечение безопасности защищаемых лиц в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[31] и от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[32].


Кроме того, оперативно-розыскные органы, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», реализуют задачу по сбору данных, позволяющих принимать управленческо-организационные решения: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; предоставлении либо аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника; достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только для достижения задач в сфере борьбы с преступностью, но и задач, прямо не связанных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Безусловно, совокупность общих задач, поставленных перед органами, осуществляющими ОРД, носит более широкий характер, нежели задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия в уголовном процессе. В частности, проведение ОРМ для получения информации об угрозах государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации может быть прямо не связано с преступными посягательствами, а следовательно, с задачами уголовного судопроизводства, равно как и осуществление розыска без вести пропавших лиц[33].

Так, статья 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [34] предполагает проведение ОРМ для определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля. В принципе эти действия могут не носить криминального характера, а преследовать исключительно коммерческие цели. Интересно, что результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности в этом случае могут использоваться в доказывании не в уголовном, а в гражданском судопроизводстве по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[35] судебным искам.


Таким образом, исходя из содержания поставленных задач ОРД представляется, что последнюю цель, предусмотренную в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [36], следует рассматривать более широко и говорить об обеспечении безопасности общества и государства в целом, а не только от преступных посягательств.

1.3. Оперативно-розыскные мероприятия и методы оперативно-розыскной деятельности

Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД») в ст. 6 устанавливает перечень, который в себя включает 15 оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), изменен или дополнен который может только федеральным законом. Однако следует отметить, что ни понятия, ни содержания ОРМ ФЗ «Об ОРД» не закрепил.

В теории ОРД под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ ОБ «ОРД» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД[37].

Кроме этого в ФЗ «ОбОРД» дважды встречается понятие «методы ОРД». А именно: в ст. 3 закреплен принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, в ч. 1 ст. 12 установлено, что сведения о методах, используемых при проведении негласных ОРМ, относятся к государственной тайне. Следует так же отметить, что методы ОРД нормативного закрепления так же не нашли.

Для определения категории «метод», необходимо выяснить теоретическую сущность рассматриваемого явления. Так, например, по мнению И. С. Ожегова, слово метод имеет несколько значений:

1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Поточный метод производства.

2. Способ действовать, поступать каким-н. образом, прием. 3. способ воздействия, внушения[38].

Применительно к оперативно-розыскной деятельности категорию «метод» рассматривали разные специалисты. К примеру, В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин определили методы оперативно-розыскной деятельности, как те выработанные практикой оперативно-розыскной деятельности специальные приемы выявления и изучения лиц, занимающихся преступной деятельностью или причастных к совершению преступлений, а также выявления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и предупреждения преступлений[39].


По мнению иных авторов, методы ОРД - это способы, приемы осуществления отдельных действий или совокупности действий, составляющих содержание ОРМ1. В теории и практике ОРД встречаются различные подходы к определению перечня методов ОРД. Так, например, А. Е. Чечетин выделяет такие методы ОРД, как агентурный метод, метод скрытого наблюдения, метод разведывательного опроса, личный сыск, оперативную комбинацию[40].

Сравнивая понятие «ОРМ» и «методов ОРД» нет сомнения, что это вполне самостоятельные категории, и ОРМ включают в себя применение гласных и негласных сил, средств и методов. То есть понятие «ОРМ» шире понятия «методы ОРД». Так ли это? Таким образом, возникает вопрос о соотношении данных понятий. Теоретическое изучение данного вопроса позволило выявить, что в теории ОРД нет единого подхода.

Так В. Ю. Алферов, А. И Гришин, Н. И. Ильин считают, что, с принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативно-розыскной деятельности утратила свое былое значение, так как в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями. Метод разведывательного опроса, например, оказался тождественным оперативно-розыскному мероприятию в виде опроса, метод скрытого наблюдения – тождественным наблюдению. Тем не менее, по мнению авторов, отдельные методы оперативно-розыскной деятельности полностью сохранили свою самостоятельность и продолжают использоваться наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, включая их в свое содержание. К таким методам в полной мере можно отнести метод личного сыска, при котором оперативный работник лично устанавливает оперативно значимые обстоятельства путем непосредственного осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и раскрытия преступлений, а также агентурный метод, предполагающий получение оперативно-розыскной информации и решение задач оперативно-розыскной деятельности путем использования возможностей отдельных лиц на конфиденциальной основе[41].

А. Е. Чечетин в своих трудах отмечал, что в законодательном перечне оперативно-розыскных мероприятий нашли закрепление традиционные методы оперативно-розыскной деятельности, выработанные многолетней практикой борьбы с преступностью и упоминаемые в недалеком прошлом лишь в ведомственных нормативных актах.

Автор отмечает, что в перечне оперативно-розыскных мероприятий отсутствуют два традиционных и используемых на практике метода ОРД – личный сыск и оперативная установка. Однако это отнюдь не означает, что законодатель отверг эти приемы, апробированные длительным опытом работы. Дело в том, что указанные методы ОРД имеют сложную структуру и состоят из комплекса более простых способов собирания информации, закрепленных в таких мероприятиях, как наблюдение, опрос, наведение справок и отождествление. Пользуясь терминологией закона, эти методы ОРД можно рассматривать как комплексы оперативно-розыскных мероприятий. В связи с тем, что они включают в свою структуру предусмотренные законом мероприятия, нет необходимости дополнительно закреплять их в законе, и их применение на практике следует признать правомерным[42].


Из приведенных примеров мы видим, что соотношение понятий «метод ОРД» и «ОРМ» зависит от их содержания, согласно которому отдельные методы могут реализовываться в рамках одного (разведывательный опрос, скрытое наблюдение) или включать в себя несколько ОРМ (агентурный метод, личный сыск).

Подводя итог, и соглашаясь с мнением Д. В. Ривмана, необходимо сказать, что ОРМ являются законодательно урегулированной формой реализации методов ОРД[43], позволяющей обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, возможность дальнейшего использования результатов ОРД в процессуальной деятельности.

Однако нельзя не согласиться с мнением В. Ю. Алферова, А. И. Гришина и Н. И. Ильина, которые отмечают в своем учебном пособии, что соотношение методов ОРД и ОРМ нуждается в дополнительном изучении и осмыслении с последующим определением единого подхода к их содержанию и месту в оперативно-розыскной деятельности.

Выводы

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является самостоятельным видом государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

ОРД имеет четко определенные цели. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) в качестве таких целей указывает следующие: защита жизни и здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

Вместе с тем, несмотря на наличие в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельной статьи «Задачи оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2), перечень задач, выполняемых оперативно-розыскными органами, фактически шире. Иные задачи ОРД можно определить путем анализа и системного толкования положений ст.ст. 2, 7 и 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статей ряда иных федеральных законов.