Файл: Смертная казнь и проблемы ее применения (Понятие смертной казни. Развитие института смертной казни зарубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УК предусматривает смертную казнь за тринадцать уголовных составов. Из посягательств на государство как правовое благо – это акции, связанные с внутренним восстанием или внешней военной агрессией. Из посягательств на общество – поджог жилья и его порча, взрыв взрывоопасного предмета, действия, вызвавшие железнодорожную катастрофу (со смертельным исходом для людей) и опасность для транспорта (с тяжкими последствиями),отравление водопроводной воды (со смертельным исходом для людей). Из посягательств на личность – убийство, разбойное нападение, повлекшее смерть или сопряженное с изнасилованием.

Лишь ст.18 (сговор с иностранным государством с целью побудить его к вооруженной агрессии против Японии) предусматривает смертную казнь как абсолютную кару, остальные – как альтернативную. Помимо УК эта кара содержится в специальных уголовных законах (о преступной дуэли, о санкциях за нарушение правил контроля над взрывчатым веществами, о санкциях за насильственный захват воздушных судов и др.).

В ст. 11 УК указано, что смертная казнь приводится в исполнение путем повешения. Казни в Японии производятся в полном секрете и никаких публикаций не появляется. Министерство юстиции объясняет это тем, что таким образом родственники казненного защищены от позора[5].

Хотя приговоры к смертной казни в Японии чрезвычайно редки, здесь, как и во многих странах есть мнения «за» и «против». Например, Министерство юстиции и Верховный Суд решительно выступают против отмены смертной казни.

Итак, мы выяснили, что смертная казнь и отношение к ней общества во всем мире прошли очень долгий и сложный путь развития. И на сегодняшний день в зарубежных странах существуют разнообразные институты смертной казни, которые порой неоднозначны, противоречивы. Также различается и практика применения этого вида наказания, которая зависит не только от уровня преступности, но и от теоретического обоснования самого понятия наказания, его целей, от позиции, которую занимают высшие органы власти, от общественного мнения.

1.2 Генезис правового закрепления смертной казни в российском законодательстве

Смертная казнь – это древнейший вид наказания, который когда-либо был известен человечеству. Следует отметить, что первый национальный письменный источник права – Русская Правда – не предусматривал смертной казни, и самым строгим видом наказания по этому закону был поток и разграбление. Такой подход законодателя был обусловлен историческими традициями древней Руси, когда на уровне родоплеменных отношений высшим видом воздействия на соплеменника было изгнание из племени. Поэтому на ранних этапах русской государственности власть не брала на себя прямое бремя лишения жизни провинившихся подданных, хотя допускала кровную месть.


Первые правовые упоминания о смертной казни содержатся в законодательных актах четырнадцатого – пятнадцатого столетий, т. е. периода татаро-монгольского владычества, эпохи кровавых войн и утраты независимости русских княжеств. Двинская уставная грамота (1398 г.) впервые предусматривала смертную казнь в русском праве за кражу, совершенную в третий раз из посада. Псковская судная грамота (1467 г.) позволяла назначить это наказание уже за пять деяний. К концу 15-го столетия в Судебнике Ивана III (1497 г.) перечень преступлений, за которые устанавливалось это наказание, еще более был расширен, причем в него было включено и убийство[6].

В дальнейшем тенденция была направлена на расширение круга преступных деяний, караемых смертью, дифференцировались и способы осуществления казни. Смертную казнь подразделяли на простую (отсечение головы, повешение и утопление) и квалифицированную (сожжение, заливание горла расплавленным металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол, подвешивание на крюк за ребро и т. п.). Приведение в исполнение смертной казни обычно осуществлялось публично при большом стечении народа. Подобное ужесточение способов реализации казни и увеличение преступлений, караемых этим наказанием, продолжалось вплоть до эпохи правления Петра Великого и его племянницы Анны Иоанновны (бироновщины).

С середины XVIII столетия в законодательстве постепенно начинает преобладать другая тенденция. Дочь Петра Первого – Елизавета, взойдя на престол, наложила на смертную казнь мораторий. Начиная с эпохи Екатерины Великой исчезают квалифицированные виды смертной казни, приведение ее в исполнение на публике ограничивается, все реже назначают это наказание суды, сокращается и число преступлений, за которые она применяется.

Неоднозначным был подход советской власти к данной мере наказания. 26 октября 1917 г. II съезд Советов отменил смертную казнь. Однако с началом гражданской войны усилились контрреволюционные выступления и белый террор, в ответ на это в 1918 г. смертная казнь была введена. Законодательно, как высшая мера социальной защиты, смертная казнь в виде расстрела была закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. Она считалась временной, исключительной и чрезвычайной мерой. 17 января 1920 г. ее на очень непродолжительный период времени отменяли, но снова ввели.

После Великой Отечественной войны, в условиях демографической ямы, 26 мая 1947 г. смертная казнь была отменена на период мирного времени, но 12 января 1951 г. опять была введена. С этого времени данный вид наказания существует в национальном уголовном законодательстве. Уголовные кодексы 1922, 1926, 1961 гг. рассматривали смертную казнь как исключительную меру уголовного наказания и не включали ее в общую систему наказаний.


Смертная казнь предусмотрена и в действующем уголовном законе. Согласно ст. 59 УК РФ, смертная казнь как исключительная мера наказания может применяться только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, и в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Однако в связи с принятыми на себя обязательствами со стороны России при вступлении в Совет Европы на нее был наложен мораторий.

2 февраля 1999 г. Конституционным судом РФ было вынесено Постановление № 3-П, в котором была признана не соответствующей Конституции возможность вынесения смертных приговоров без наличия судов присяжных во всех регионах страны. Однако этот запрет носил срочный и лишь технический характер. По мнению Верховного суда РФ, данное постановление КС указывает на временный характер института смертной казни, предполагая полную его отмену, неясно, может ли назначаться наказание в виде смертной казни после более чем десятилетнего перерыва с учетом того, что РФ подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции и до настоящего времени не выразила ясно своего намерения отказаться от участия в этом договоре.

19 ноября 2009 г. Конституционный суд РФ вновь вернулся к этому вопросу и в определении № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3- П» признал невозможность назначения смертной казни. Суд мотивировал данный вывод тем, что положения п.5 резолютивной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П «в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей». Конституционный Суд РФ также указал, что в России происходит необратимый процесс отмены смертной казни, поэтому она в настоящее время не может назначаться.


2. ПРОБЛЕМЫ ОТМЕНЫ И ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

2.1 Проблемы отмены смертной казни в России в контексте международных обязательств

В законодательстве зарубежных стран по-разному регулируется возможность применения смертной казни. Однако в мировом сообществе существует устойчивая и последовательная тенденция, направленная на полную отмену смертной казни, отражающая приверженность гуманистическим ценностям и обусловленная признанием человеческой жизни высшей ценностью.

В 1996 г., с целью влиться в европейское пространство, идти по пути строительства демократических институтов, признания прав и свобод человека в качестве высшей ценности, Россия вступила в Совет Европы, что послужило важной предпосылкой для реформирования правовой системы и изменения законодательства, противоречащего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция). Одними из существенных условий вступления были установление моратория на при- ведение в исполнение приговоров к смертной казни и принятие мер по ее отмене. Россией в течение целого ряда лет проводилась достаточно интенсивная работа по приведению национального законодательства в соответствие с европейскими нормами в области прав человека[7].

В то же время Протокол № 6 к Конвенции «Относительно отмены смертной казни» (далее — Протокол № 6) до настоящего времени Россией не ратифицирован и вопрос по поводу отмены смертной казни как уголовного наказания окончательно не решен, что порождает многочислен- ные споры, связанные с проблемой надлежащих гарантий неприменения смертной казни. 1 июля 2003 г. вступил в силу Протокол № 13 к Конвенции, не допускающий возможности применения смертной казни во время войны или при неизбежной угрозе войны (ратифицирован 40 государствами — членами Совета Европы). В Преамбуле Протокола № 13 указано, что всеобщее право на жизнь является основной ценностью в демократическом обществе и что отмена смертной казни необходима для защиты этого права, а также для полного признания достоинства, присущего всем людям. Государства-участники, желая усилить защиту права на жизнь, отмечая, что Протокол № 6 не запрещает смертную казнь в отношении участников действий, совершенных во время войны или в условиях неизбежной угрозы войны, решили сделать заключительный шаг к отмене смертной казни при всех обстоятельствах. Безусловно, данный шаг, направленный на абсолютный запрет применения смертной казни, стоит только приветствовать, поскольку он соответствует общемировой тенденции и направлен на последовательную реализацию принципа гуманизма. Россия не подписала и не ратифицировала также и этот протокол.


Для выполнения обязательства по ратификации Протокола № 6 в России предпринимались определенные шаги. Указом Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» Правительству РФ было поручено под- готовить для внесения в Госдуму проект закона о присоединении России к Протоколу № 6 к Конвенции[8].

27 февраля 1997 г. Президентом РФ было издано Распоряжение «О подписании Протокола № 6 Конвенции», согласно которому Минюст Рос- сии должен был разработать комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией Протокола, однако Госдума отклонила законопроект о моратории на смертную казнь.

Указом от 03.06.1999 г. № 698 Президентом РФ было помиловано 703 осужденных к смертной казни.

6 августа 1999 г. в Госдуму Президентом РФ был внесен проект закона о ратификации Протокола № 6, предусматривающего внесение изменений и дополнений в законодательство. Как отмечалось в сопроводительном письме к законопроекту, ратификация Протокола подтвердит приверженность России принципам гуманизма, демократии и права, а также будет способствовать осуществлению установленных Конституцией РФ положений, касающихся защиты главного естественного права человека — права на жизнь.

Распоряжением Президента РФ от 28.08.2001 г. № 462‑рп были назначены его представители при рассмотрении палатами ФС РФ вопроса о ратификации Протокола № 6. Однако 15 февраля 2002 г. Госдума приняла постановление № 2483‑IIIГД об обращении к Президенту РФ о преждевременности ратификации Протокола № 6.

Таким образом, несмотря на то, что Россией предприняты определенные усилия, направленные на выполнение имеющихся международных обязательств, Протокол № 6 до сих пор не ратифицирован.

Даже после того, как Россия стала членом Совета Европы, российские суды по-прежнему выносили приговоры с назначением наказания в виде смертной казни. Последняя смертная казнь в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 г.

В связи с вступлением России в Совет Европы и невыполнением обязательств по ратификации Протокола № 6 Конституционный Суд РФ (далее — КС РФ) в 1999 г. принял постановление, в котором провозгласил неконституционность назначения наказания в виде смертной казни до введения в действие федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (Постановление КС РФ от 02.02.1999 г. № 3‑П).