Файл: Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Исправительные работы - это наказание, не связанное с изоляцией от общества, а увеличение доли осужденных к этому виду наказания показы­вает, что уголовно-исполнительная система от ка­рательной политики берет курс к гуманизации уголовного наказания. Наказание в виде исправи­тельных работ стало назначаться чаще, законода­тель расширил перечень оснований для примене­ния этого вида наказания, органами законодатель­ной власти постоянно предпринимаются опреде­ленные меры для совершенствования регламента­ции исполнения этого вида наказания, чем показы­вается, что Россия исполняет взятые на себя меж­дународные обязательства[2]. Итальянский правовед и общественный деятель в одном из своих научных трудов писал: «Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же» [29, C.373]. Как отмечает автор, наказание не может заключаться в истязании и мечении осужденного.

В науке и теории уголовно-исполнительного права особое внимание уде­ляется понятию и содержанию прогрессивной системы исполнения и отбыва­ния наказания. Прогрессивная система представляет урегулированный нормами уголовно-исполнительного законодательства процесс изменения фактических и юридических условий отбывания наказания и, соответственно, правового по­ложения осужденного, в зависимости как от характера поведения самого осуж­денного, так и от нормативно-правовых требований, в целях достижения мак­симального исправительного эффекта уголовного наказания.

Большинство современных авторов, а также авторы прошлых десятиле­тий, отмечают, что такая система применима и реализуется только в отношении наказания в виде лишения свободы. Отсюда и вытекает рассматриваемая проблема. А именно то, что среди столь большого массива теоретического ма­териала о прогрессивной системе очень мало внимания уделено наказаниям, альтернативным лишению свободы. В самых общих чертах прогрессивную си­стему исполнения и отбывания наказания можно определить как смягчение или усиление карательного содержания наказания в зависимости от поведения осужденного. Прогрессивная система исполнения наказания связана с той ча­стью уголовно-исполнительного права, которая регламентирует изменение условий исполнения уголовного наказания в зависимости от поведения осуж­денного как в сторону увеличения его прав, так и в сторону ужесточения нака­зания. В современной науке уголовно-исполнительного права развивается тео­рия, согласно которой к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, необходимо также применять прогрессивную систему, как это предусмотрено в отношении наказания в виде лишения свободы.


Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу исполнения наказания в виде исправительных работ.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

- нормы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ[3] и федеральных законов;

- научные публикации и материалы периодической печати, относящиеся к теме исследования;

- материалы судебной практики применительно к теме исследования.

Теоретическая база  исследования сформировалась в результате изучения и использования литературных источников, официальных документов и публикаций периодической печати.

Методологическую основу составляют общенаучные (анализ, синтез, индук­ция, дедукция, системно-структурный подход) и частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, статистический).

Научная новизна работы заключается в современном про­чтении правовых и доктринальных материалов, посвященных данной теме и развитии ряда выводов, сделанных прежде.

Целью данной работы является исследования особенностей наказания в виде исправительных работ.

Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:

- изучить особенности исполнения, отбывания и сроки исчисления уголовного наказания в виде исправительных работ;

- исследовать работу системы исполнения и отбывания исправи­тельных работ в сравнении с системой исполнения и отбывания других видов наказания;

- рассмотреть особенности назначения исправительных работ как наказания, не связанного с лишением свободы и изоляцией осужденного от общества, с рассмотрением результативности его применения;

- проанализировать мнения ученых по вопросам построения прогрессивной системы при исполнении и отбывании исправительных работ;

- исследовать особенности исполнения исправительных работ как наказания, не связанного с лишением свободы и изоляцией осужденного от общества, с рассмотрением эффективности его применения;

- внести предложения по вопросам прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ.

1. Правовые основы исполнения наказания в виде исправительных работ


1.1. Особенности исполнения, отбывания и сроки исчисления уголовного наказания в виде исправительных работ

Порядок исполнения исправительных работ установлен в статье 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ[3]), а также Уголовно-исполнительным кодексом устанавлива­ются субъекты, которые осуществляют контроль за отбыванием наказания осужденным, меры, принимаемые для розыска лиц, уклоняющихся от исправительных работ, и другие вопросы, связан­ные с отбыванием наказания.

Отличительная особенность наказания в виде исправительных работ заключается в том, что осужденный не подвергается лишению свободы, продолжает трудиться, у него сохраняются социально-полезные связи. Следовательно, исправительные работы могут быть назначены подсуди­мому, обладающему определенным правовым и социальным статусом [40, C.55].

Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему ос­новное место работы, а равно не имеющему его (ч. 1 ст.50 УК РФ[4]). Это означает, что место работы должно быть расположено в том насе­ленном пункте, где проживает осужденный, либо так, чтобы он имел воз­можность ежедневно возвращать домой после работы [37, C.139].

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Началом срока отбывания осужденным исправительных работ, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения админи­страцией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции (ч. 2 ст. 42 УИК РФ).

Правовой основой деятельности уголовно-исполнительных инспекций является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и нормати­ва их штатной численности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729[13].

Так, в юридической литературе и практике спорным является вопрос о том, засчитывается ли в срок наказания осужденному период ежегодного оплачиваемого отпуска. В соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК РФ[3] в период от­бывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продол­жительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией органи­зации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно - исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные за­конодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осуж­денным на общих основаниях. При всей дискуссионности данного вопроса мы разделяем точку зрения тех авторов, которые отвечают - нет, так как отпускные нельзя признать заработной платой [30, C.29].


В соответствии с ч. 3 ст. 42 УИК РФ[3] время, в течение которого осуж­денный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитыва­ется.

На практике возникают вопросы, связанные с тем, что в некоторых организациях, связанных с особенностями производства, применяется суммарный учет рабочего времени. В этом случае срок наказания исчисля­ется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.

Согласно п. 83 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержден­ной Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142[24], исчисление срока производится инспекцией на основании данных о количестве дней, подле­жащих включению в срок отбывания наказания. Указанное количество дней должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся в соответ­ствии с графиком работы организации на каждый месяц и установленного судом календарного срока наказания.

Расчет отбытого и неотбытого срока наказания производится инспек­цией на основании документов, поступивших из организации.

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ок­тября 2009 г. № 20 при назначении наказания по совокупности преступле­ний, за каждое из которых назначены исправительные работы, при приме­нении принципа полного или частичного сложения наказаний сложению подлежат только сроки исправительных работ, но не проценты удержаний из заработной платы[14].

В части 2 ст. 40 УИК РФ[3] говорится о том, что из заработной платы осужденного производятся удержания в размере, установленном пригово­ром суда. В ч. 3 ст. 50 УК РФ[4] предусмотрено такое же, но более конкрети­зированное положение, а именно, в ней определяется размер этого удер­жания: в пределах от пяти до двадцати процентов. Поэтому из ст. 40 УИК РФ целесообразно исключить часть вторую, поскольку в ней нет необхо­димости.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ[11] внесены изме­нения в ч. 4 ст. 50 УК РФ. Ныне эта часть ст. 50 УК РФ сформулирована следующим образом: в случае злостного уклонения осужденного от отбы­вания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня испра­вительных работ.

Однако, указанные выше изменения не коснулись частей 2 и 5 ст. 46 УИК РФ, а также пунктов 102, 104 и 105 Инструкции № 142[20], где речь идет о замене исправительных работ в случаях нарушения и злостного уклоне­ния осужденным от отбывания исправительных работ. Целесообразно, эти части ст. 46 УИК РФ и пункты Инструкции следует привести в соот­ветствие с действующей редакцией ч. 4 ст. 50 УК РФ, заменив в них слово «другим видом наказания» на слова «принудительными работами или ли­шением свободы».


1.2 Практика применения исправительных работ

Практика применения исправительных работ свидетельствует о наличии недостат­ков, которые требуют отдельного рассмо­трения. К наиболее существенным из них можно отнести следующие:

1. Исправление осужденных.

Исправительные работы, в отличие от ли­шения свободы, не обладают существенным карательным потенциалом. Наказание за­трудняет применение средств исправления.

Непенитенциарный режим не охватывает всего образа жизни осужденного и не спо­собствует полноценному исправительному и воспитательному воздействию на лиц, от­бывающих исправительные работы.

Нередко осужденный воспринимает на­казание без изоляции от общества как прощение, у него возникает чувство без­наказанности, что может спровоцировать совершение им повторного преступления.

Смещение внимания государства на ре­шение геополитических вопросов и не­дооценка внутренних проблем в уголов­но-исполнительной сфере могут и далее усугублять криминогенную ситуацию.

Исправление осужденных представляет собой планомерный и системный процесс, который требует соответствующего кадро­вого обеспечения. На сегодняшний день уголовно-исполнительные инспекции испы­тывают затруднения в проведении воспита­тельных и профилактических мероприятий. Это вызвано отсутствием у большинства субъектов этого процесса психолого-пе­дагогических знаний, умений и навыков, а также соответствующего научно-методиче­ского сопровождения.

В этой связи полагаем, что для повыше­ния эффективности исправления осужден­ных давно назрела необходимость в рас­ширении штатов психологов и выделении им для работы отдельных помещений; вве­дении в штатное расписание уголовно-ис­полнительных инспекций психиатров; мето­дическом сопровождении инспекторов при проведении воспитательной работы с осуж­денными и др.[37, C.138]

2. Нарушение положений УК РФ.

Изучение практики работы некоторых территориальных органов ФСИН России послужило эмпирическим материалом для формулирования следующей проблемы.

Так, имеет место неправильное толкова­ние и применение положений ст. 83 УК РФ в случае, если длительный розыск осужден­ных, местонахождение которых неизвестно, не приносит желаемого результата.

В УИК РФ[3] установлено, что первоначаль­ные розыскные мероприятия (до 30 суток) в отношении осужденных к исправительным работам осуществляют уголовно-исполни­тельный инспекции (ч. 1 ст. 18.1 УИК РФ), а объявлением розыска (то есть после 30 су­ток) занимаются оперативные подразделе­ния уголовно-исполнительной системы (ч. 2 ст. 18.1 УИК РФ)[28]. Возможно предположить, что розыск осужденных будет продолжаться более года, что может привести к оказанию давления на уголовно-исполнительный ин­спекции руководством территориального органа ФСИН России.