Файл: «Виды юридических лиц».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С. Рухтиным высказывается иное мнение: нельзя объяснять состояние должника потерей дееспособности, ведь дееспособность юридических лиц изначально абсолютна, ведь даже в ситуациях, когда полномочия органа передаются иным коммерческим организациям или ИП, согласно п. 2 ст. 103 ГК РФ — это не способ восполнить утраченную дееспособность, а возможность реализовать ее на практике. То есть, если рассматривать с материально-правовой точки зрения, то при переходе к арбитражному управлению правоспособность юридических лиц фактически аннулируется.

Проанализировав все вышеприведенные точки зрения, а также основываясь на положениях глав 3 и 4 ГК РФ, можно предположить, что тот факт, что законодатель заведомо не использует термин «дееспособность» в отношении юридического лица не является подтверждением того, что на него данная категория не распространяется.

Законодателем берутся во внимание лишь нормально функционирующие юридические лица (невзирая на их организационно-правовую форму), которые в полной мере дееспособны сразу после регистрации.

Что касается физических лиц, изначально обладающих разным уровнем дееспособности, законодателем предусмотрены варианты реализации их правоспособности. Объем прав одинаков, как у ребенка, так и у взрослого человека. Но выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданских правоотношений ребенок не способен, так как является недееспособным в силу возраста. За него сделки могут совершать другие дееспособные лица (родители, попечители и т. п.).

Как уже было сказано выше, дееспособность юридических лиц наступает в момент их создания и заканчивается при их ликвидации. Исходя из этого, мы считаем, что законодателю нет необходимости обособлять дееспособность, если речь идет об «обычных» юридических лицах.

Анализируя вновь понятия «правоспособность» и «правосубъектность», можно сделать вывод, что невозможно свести правосубъектность юридических лиц лишь к правоспособности. Правосубъектность является более широким понятием, составляющими элементами которого являются правоспособность и дееспособность.

3. Виды юридических лиц в российском гражданском праве


3.1. Классификация юридических лиц

Данный параграф хотелось бы начать с анализа новых подходов к определению юридических лиц и построению их системы.

Ранее, в соответствии со ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признавалась организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[12].

В новом определении юридического лица исключено указание на возможные формы обособления его имущества на вещных правах (праве собственности, праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления). Законодатель учел современные экономические реалии, в которых имущественную обособленность все большего числа юридических лиц составляют только относительные (безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, обязательственные права требования), а также исключительные права[13].

В обновленной ст. 48 ГК РФ вместо ранее существовавшего деления юридических лиц на три модели появилась двухзвенная классификация: к первой группе отнесены юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, ко второй - юридические лица, в отношении которых их участники обладают корпоративными правами. Упоминание о юридических лицах, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, из статьи исчезло.

Логика, ранее существовавшей классификации была ясна: первым критерием выступало наличие (для первой и второй моделей) или отсутствие (для третьей модели) имущественных прав учредителя в отношении созданных им юридических лиц. По второму критерию - природе прав (вещные или обязательственные) при их наличии юридические лица первой модели отделялись от второй[14].

В соответствии с новой редакцией ст. 48 ГК РФ, часть юридических лиц третьей модели, учредители которых прежде считались не имеющими имущественных прав (ассоциации и союзы, общественные организации), переведены во вторую группу и стали корпоративными организациями, а остальные - автономные организации, фонды, религиозные организации - оказались за рамками статьи, имеющей понятийное значение.


Возможность создать некоммерческую организацию в форме публично-правовой компании законодатель закрепил еще с 1 сентября 2014 года (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Однако правовое положение этой формы он не конкретизировал. Единственное уточнение состояло лишь в том, что публично-правовая компания – унитарное юридическое лицо (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Со 2 октября правовой статус публично-правовой компании подробно урегулировал Закон № 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [15]. В частности, он раскрыл понятие этой формы (ч. 1 ст. 2).

Так, публично-правовая компания – это унитарная некоммерческая организация, которую Российская Федерация:

  • создала по правилам Закона № 236-ФЗ и
  • наделила функциями и полномочиями публично-правового характера, для того чтобы компания действовала в интересах государства и общества.

Особенности правового положения публично-правовой компании для наглядности стоит рассмотреть в сравнении с признаками государственной корпорации.

После 1 сентября 2014 года возникла неопределенность в том, считать ли государственную корпорацию самостоятельной организационно-правовой формой или нет.

Со 2 октября 2016 года Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает, что государственная корпорация – это:

  • отдельная форма некоммерческой организации (подп. 14 п. 3 ст. 50 ГК РФ). В частности, это не разновидность публично-правовой компании и не некая дополнительная форма юридического лица;
  • унитарное юридическое лицо (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Другими словами, как бы странно это ни звучало, государственная корпорация – совсем не корпорация (с точки зрения разделения всех юридических лиц на корпоративные и унитарные).

Вместе с тем, отдельных положений, регулирующих деятельность государственных корпораций, в Гражданском кодексе РФ не появилось. Это означает, что правовой статус государственные корпорации по-прежнему определяют:

  • статья 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[16] (далее – Закон о некоммерческих организациях)
  • федеральные законы о создании конкретных государственных корпораций (например, Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"[17]).

Проанализируем сходства публично-правовой компании и государственной корпорации:


У публично-правовой компании и государственной корпорации есть три основных сходства:

  • обе – унитарные некоммерческие организации;
  • Их учредитель – Российская Федерация;
  • высший орган управления у них – наблюдательный совет (в государственной корпорации его также разрешено именовать советом директоров).

Различия публично-правовой компании и государственной корпорации:

1) по способу создания.

Публично-правовая компания может быть: Либо учреждение (создание компании с нуля), либо реорганизация одного из трех юридических лиц: 1) государственной компании; 2) акционерного общества с единственным акционером – Российской Федерацией; 3) государственной корпорации, за исключением пяти корпораций: «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос».

Государственная корпорация – всегда в виде учреждения.

2) Основание для создания.

Публично-правовая компания создается Федеральным законом или указом Президента.

Государственная корпорация создается только Федеральным законом.

Так, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее Управление) обратилось в суд с иском к Местной общественной организации ветеранов, инвалидов и пенсионеров войсковой части 6832 внутренних войск МВД России о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Свои требования истец мотивировал тем, что ответчик по распоряжению Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу зарегистрирован 10 июня 2009 года, основной государственный регистрационный номер <№> присвоен Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 17 июня 2009 года.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в названии общественного не допускаются, в том числе, использование наименований Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, если иное не установлено законодательством РФ, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения. Вместе с тем, по результатам проведенного Управлением мониторинга ведомственного реестра некоммерческих организаций установлено, что наименование некоммерческой организации содержит наименование воинского формирования, а именно, войсковая часть 6832 внутренних войск МВД России. 6 июля 2011 года в адрес некоммерческой организации вынесено письменное предупреждение о необходимости устранения нарушений законодательства, однако предупреждение возвращено почтовой службой 6 июля 2011 года с пометкой «нет такой организации». До настоящего времени нарушение ст.28 ФЗ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ не устранено. Кроме того, в нарушение абз.9 ст.29 Закона об общественных объединениях общественное объединение не проинформировало орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении адреса местонахождения общественного объединения в течение трех дней с даты возникновения таких изменений[18].


Виды выпавших из поля зрения законодателя по ст. 48 ГК РФ юридических лиц обнаруживаются в ст. 65.1 ГК РФ, закрепляющей деление этих субъектов гражданского права на корпоративные и унитарные юридические лица. К корпоративным юридическим лицам и организациям отнесены юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган (общее собрание участников). Унитарными юридическими лицами названы юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Данная новая классификация охватывает все обозначенные в ГК РФ организационно-правовые формы юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих (отныне все они, а не только коммерческие, поименованы в кодексе исчерпывающим перечнем) и этим выгодно отличается от содержащейся в ст.48 ГК РФ[19].

Избранный классификационный критерий - наличие или отсутствие членства - применительно к унитарным организациям сугубо формален и приводит к объединению в одну группу как юридических лиц, способных стать собственниками приобретенного имущества, так и юридических лиц - носителей ограниченных вещных прав, что предопределяет существенные различия в выстраивании отношений этих лиц с их учредителями, а значит, и невозможность формулирования каких-либо общих норм, рассчитанных на все унитарные юридические лица.

Понимая недостаточную гражданско-правовую содержательность критерия членства даже в отношении корпоративных организаций, в том числе при допущении существования «компаний одного лица», законодатель пытается наполнить его дополнительным условием - формированием из участников высшего органа юридического лица[20]. Именно эта особенность - наличие «естественного» высшего органа, в состав которого входит участник, становится ключевой для разделения корпоративных и унитарных юридических лиц. Остальные правомочия участника корпорации не специфичны и присущи в том или ином виде и учредителям унитарных организаций. Вместе с тем члены некоторых корпоративных юридических лиц либо не вправе участвовать в управлении ими вообще (вкладчики в товариществах на вере), либо лично не могут входить в высший орган (в крупных некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный орган).

В то же время статус учредителя автономной некоммерческой организации весьма близок к правовому положению члена корпорации: он вправе формировать постоянно действующий коллегиальный орган (и ничто не мешает ему участвовать в нем), назначать единоличный исполнительный орган (а также лично осуществлять его функции), принимать решение о реорганизации, но главное - выйти из состава учредителей либо принять в этот состав новых лиц (ст. 123.24 и 123.25 ГК РФ).