Файл: Теоретические аспекты управления финансовыми рисками в рыночной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящий момент Банк России разрабатывает проекты новых нормативных документов и рекомендаций в области управления процентным риском банковского портфеля в целях совершенствования методов и процедур оценки и управления процентным риском банковского портфеля в кредитных организациях.

Системные риски некредитных финансовых организаций.

Массовый характер предложения инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) в банках приводит к повышению значимости рисков данного сегмента. Резервы по договорам страхования жизни на 30.09.2018 достигли 816,7 млрд руб., или 46,6% совокупного объема резервов страховщиков. При этом среднегодовая доходность по первой волне завершившихся договоров ИСЖ не превышала ставок по депозитам. Для пресечения недобросовестных практик продаж были утверждены базовые стандарты оказания финансовых услуг членами саморегулируемой организации, установившие требования к порядку заключения договоров страхования. Кроме того, Банком России была разработана концепция по совершенствованию регулирования сегмента ИСЖ, а также планируется использовать функционал «тайных покупателей» для контроля корректности продаж ИСЖ посредниками, включая банки [15, с. 6].

Рынок ОСАГО находится в фазе трансформации. Результаты участников рынка по страхованию иному, чем страхование жизни, улучшились вслед за снижением убыточности сегмента ОСАГО. В то же время изменение рыночных показателей ОСАГО может иметь неустойчивый характер в связи с особенностями учета урегулирования убытков в натуральной форме. Для устранения дисбаланса в сегменте прорабатывается реформа, направленная на поэтапную индивидуализацию тарифов.

В первом полугодии 2018 г. отмечается резкое снижение доходности пенсионных накоплений (ПН) – до 4,3% в годовом выражении, что было связано с реализацией кредитного риска по активам ряда НПФ. Средневзвешенная доходность НПФ за исключением фондов, проводивших списание и переоценку низкокачественных активов, составила 8,3%. В то же время среднее кредитное качество портфелей ПН повысилось, в том числе за счет продолжающегося увеличения доли вложений в государственный сектор (за 9 месяцев 2018 г. с 24,3 до 37,5%), что было обусловлено привлекательной доходностью ОФЗ, а также необходимостью прохождения фондами стресс-тестирования. Введение обязательного стресс-тестирования портфелей пенсионных резервов с 2019 г. будет способствовать росту вложений НПФ в ОФЗ и дальнейшему повышению кредитного качества пенсионных средств [15, с. 6].


На текущий момент рынок лизинга показывает восстановительную динамику после рецессии. По состоянию на 30.06.2018 годовые темпы прироста финансового и операционного лизинга составили 18,1 и 68,9% соответственно. Рост операционного лизинга может в том числе объясняться сдачей в аренду части объектов, изъятых у лизингополучателей, ранее находившихся в финансовом лизинге (в основном железнодорожный и авиатранспорт), что указывает на возможные проблемы в части кредитоспособности клиентов. С учетом отсутствия отраслевой статистики и низкой информационной прозрачности лизинговых компаний большую актуальность приобретает реформа лизингового рынка, которая позволит отслеживать качество его роста и в долгосрочном периоде будет способствовать укреплению доверия к компаниям и снижению премии за риск.

Риски институтов развития.

Финансовые показатели институтов развития в силу различных причин в настоящее время находятся под давлением. Общегрупповые финансовые результаты АО «ДОМ.РФ» существенно скорректировались в связи с присоединением АКБ «Российский Капитал» (ПАО). Еще одним вызовом для АО «ДОМ.РФ» может стать расширение профиля рисков в связи с планируемым участием организации в новом механизме финансирования жилищного строительства, предусматривающем выпуск нового вида гарантий. На этом фоне Национальным советом по обеспечению финансовой стабильности в октябре 2018 г. было рекомендовано установить на законодательном уровне пруденциальные нормативы для АО «ДОМ.РФ». Убыточность другого института развития, АО «Корпорация «МСП», по итогам первого полугодия 2018 г. была связана с сокращением доходности финансовых вложений (на них приходится основной объем активов), а также с увеличением расходов по формированию резервов под выплаты по гарантиям на фоне роста портфеля гарантий. При этом для АО «Корпорация «МСП» характерна дотационная бизнес-модель: стимулирование кредитования субъектов МСП за счет гарантий института развития при минимальном уровне коммисионного вознаграждения и покрытие потерь за счет государства. Зависимость от бюджетной поддержки характерна и для Внешэкономбанка, который продолжает процесс восстановления деятельности и оптимизации бизнес-процессов с целью перезапуска в рамках новой стратегии развития до 2021 года [15, с. 7].


2.2 Опыт управления финансовыми рисками в российской экономике в условиях мирового финансового кризиса 2008 года

Финансовый кризис вызвал широкий резонанс в мире, показав уязвимость банковских систем большинства государств. Банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям. В условиях мирового кризиса отношения руководителей коммерческих банков Российской Федерации подверглись значительным изменениям.

Присутствовала тенденция ужесточения требования к заемщикам, практически выдача кредитов уменьшилась, постоянно проводились анализ и оценка рисков. Одним из первоисточников банковского кризиса в Российской Федерации явилось бесконтрольное внешнее заимствование. Страна столкнулась с негативными последствиями мирового экономического кризиса, государство оказало огромную помощь финансовой системе, при этом заботясь о реальной экономике и благосостоянии граждан.

Президент В. В. Путин и Правительство РФ оперативно отреагировали на мировой финансовый кризис и своевременно приняли необходимые меры по стабилизации экономики. Государство предоставило отечественным банкам дополнительную ликвидность в целях сохранения стабильности финансовой системы.

Экономика Российской Федерации в целом и банковская система в частности понесли серьезные потери [13, с. 265].

Относительно развития экономической ситуации в Российской Федерации действительно высказывались разные мнения. Ситуация на международных рынках оказала сильное влияние на банки Российской Федерации, поскольку они активно занимали на внешних рынках. Эти заимствования составляли основной приток средств в экономику через капитальный счет платежного баланса. В 2006 г. более чем удвоились внешний долг банков и золотовалютные резервы Центрального банка за счет покупки валюты и принятия мер по недопущению резкого укрепления рубля на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, привело к резкому росту денежной массы и денежной базы, что несло в себе определенный инфляционный потенциал. До событий августа 2007 г. у российских банков был достаточно напряженный график выплат по внешним обязательствам и планы по рефинансированию этих обязательств. И это была понятная логика принятия бизнес-решений. Начиная с августа 2007 года, этот источник внешних заимствований для них сузился. Поэтому даже те платежи, которые пришлось делать банкам во второй половине прошлого года (12,3 млрд. долл. по долгосрочным и краткосрочным займам) и предстояло сделать в 2008 году (17 млрд. долл.), не удалось полностью рефинансировать, и они продолжали искать источники такого погашения [13, с. 266].


Банки пересмотрели кредитную политику, в том числе и по ипотечным кредитам, ужесточили требования к заемщикам по залогам к займам, пересмотрели подходы, сделав акцент на cash-flow заемщиков, потому что залоги, особенно недвижимость, потеряли свою былую ликвидность. Значительно сократились объемы выданных ипотечных кредитов, был увеличен первоначальный взнос, сокращены сроки, выросли процентные ставки. Если в третьем квартале 2007 г. банками было выдано порядка 117,7 млрд. руб., то в четвертом квартале наблюдалось снижение кредитования почти в три раза – до 39,6 млрд. руб. При этом в 2007 г. банками было выдано кредитов на строительство и приобретение жилья гражданами на 417,5 млрд. руб, что превышает показатель 2006 г. на 40% (в 2006 г. рост составил 52%) [13].

Важность данного показателя обусловлена тем, что он является индикатором, отражающим динамику объемов кредитования (индикатором влияния кредитной экспансии на экономику), и характеризует соотношение темпов роста кредитования и реального ВВП. В случае увеличения данного показателя темпы роста кредитования будут опережать темпы роста реального ВВП, и наоборот. Анализ причин динамики данного соотношения может позволить определить размеры кредитной экспансии и границы кредитования.

В соответствии с современными подходами государство может оказывать влияние на кредитную политику Центрального банка и коммерческих банков практически только опосредованно и в ограниченном объеме. Вместе с тем определенные меры по стимулированию кредитования в отдельные периоды проводят правительства многих стран.

Ниже приведены основные антикризисные мероприятия, которые были озвучены Правительством РФ и ЦБ РФ еще в период сентябрьского накала эмоций на рынке и направлены на стабилизацию ситуации в финансовом секторе:

- снижение нормативов обязательных резервов на 4% по всем категориям с 18.09.2008, что, по оценкам ЦБ РФ, могло дать банкам около 300 млрд. руб. дополнительных средств [1];

- увеличение размера и сроков размещения бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках до 1,5 трлн. руб.;

- совет директоров государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» принял решение снизить ставку страховых взносов, поквартально уплачиваемых банками в Фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ), с 0,13 до 0,10 % расчетной базы, начиная с 4-го квартала 2008 г.;

- Сбербанк России, Внешторгбанк и Газпромбанк направили дополнительно 60 млрд. руб. на кредитование участников фондового рынка под залог ценных бумаг;


- Центральный банк РФ разместил в Государственной корпорации «ВЭБ» депозит на 50 млрд. долл. США в целях рефинансирования задолженности ведущих российских компаний и банков перед иностранными кредиторами;

- был увеличен максимальный размер возмещения по вкладам с 400 до 700 тыс. руб., причем со 100 %-ным возмещением. Прежде 100% вклада возмещались в пределах первых 100 тыс. руб., а возмещение по оставшейся части вклада составляло 90%;

- российские власти пообещали начать выкупать акции компаний, в том числе с государственным участием, на сумму до 500 млрд. руб. (первоначально – 250 млрд. руб.), в случае если их недооцененность будет сохраняться продолжительное время. Следующие 250 млрд. руб. Правительство РФ выделит в целях выкупа в случае исчерпания первой четверти триллиона [13];

- Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) должно было получить в ноябре – декабре 2008 г. 60 млрд. руб.;

- Правительство РФ разрешило размещать до 50% средств Фонда национального благосостояния в акции, имеющие листинг на ММВБ и РТС или включенные в индексы MSCI World Index и FTSE All-World Index, или в фонды, инвестирующие в подобные акции.

Сумма всех принятых и озвученных мер по стабилизации финансового сектора страны составила не менее 3,5 трлн. руб.

Переходя к сравнительному анализу антикризисных мер среди стран ЕврАзЭс, отметим, что кризис затронул Российскую Федерацию первым из стран СНГ (табл. 2) [13].

Таблица 2 – Антикризисная программа стран ЕврАзЭС в период кризиса

Наименование мероприятия

Принятые меры (Да/ нет)

Республика Казахстан

РФ

Республика Беларусь

Кыргызская Республика

Республика Таджикистан

Повышение требований к нормативам безопасного и ликвидного функционирования банков

Да

Да

Да

Да

Да

Увеличение требований к минимальному размеру уставного капитала

Да

Да

Да

Да

Да

Поддержание ликвидности банков

Да

Да

Да

Да

Да

Совершенствование банковского законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность банков

Да

Да

Да

Да

Да

Совершенствование системы страхования вкладов физических лиц

Да

Да

Да

Да

Да

Снижение нормативов обязательных резервных требований и порядка их соблюдения; ставки рефинансирования

Да

Да

Да

Да

Да