Файл: Теоретические аспекты управления финансовыми рисками в рыночной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным сравнительной табл. 2 видно, что антикризисные мероприятия в пяти рассматриваемых странах были приняты. Антикризисные меры, принятые руководствами стран ЕврАзЭС, признаются эффективными и адекватными. Таким образом, важную роль в стабилизации ситуации на финансовом рынке играют грамотная политика, своевременные управленческие решения по эффективному выходу и предотвращению банковского кризиса и антикризисные меры Российской Федерации.

2.3 Опыт управления финансовыми рисками в российской экономике в условиях кризиса 2014-2015 гг.

По заявлению Центрального банка России, снижение цен на нефть и экономические санкции стран Запада в отношении России вызвали ослабление рубля, которое привело к увеличению инфляции. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подтвердил, что ситуация с ценами на нефть и санкциями вызвали ослабление национальной валюты. Медведев отметил, что кризис вызван, в том числе и политическими решениями российского руководства.

Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, кризис был спровоцирован «внешним давлением», которое оказывается на Россию [10, с. 221].

Массовая торговля с использованием эффекта финансового рычага является потенциальной предпосылкой для финансового кризиса. Использование увеличенного кредитного плеча увеличивает не только возможность получить прибыль, но и повышает степени финансового риска такой операции. Накануне кризиса в российской экономике сложилась тревожная ситуация, когда крупнейшие российские компании-гиганты, такие как «Роснефть», «Газпром», «ЛУКойл», «Север-сталь», «Евраз», «Норникель», «РусГидро» а также банки («Сбербанк», «ВТБ») накопили огромный корпоративный долг. Вследствие падения доходов компаний из-за падения спроса на продукцию, а также невозможности рефинансировать долг (например, из-за санкций), увеличивается риск банкротства этих организаций [16, с. 21].

25 декабря 2014 года Президент Владимир Путин на встрече с правительством предложил начать работать в формате кризисного 2009 года.

27 января 2015 года правительство РФ приняло распоряжение по утверждению антикризисного плана.

Правительство России в течение 2014-2015 годов принимало меры по стабилизации экономической обстановки.


Центральный банк России в 2014 году поднимал 6 раз ключевую ставку: если в начале года она составляла 5,5 %, то после последнего повышения 16 декабря 2014 года – 17%. Затем, в 2015 году наступила некоторая экономическая стабилизация, и Центробанк в течение года 3 раза снижал ключевую ставку, которая после последнего снижения 5 мая составляет 12,5%. Помимо этого, Центробанк проводил валютные интервенции для поддержания курса рубля, потратив на них $76,13 млрд. и 5,41 млрд. евро в 2014 году и $2,32 млрд. в январе 2015 года, прекратив затем продавать валюту и начав покупать её до $200 млн. в день для пополнения резервов. Золотовалютные резервы Центробанка за 2014 год сократились на четверть – с $509,6 до $385,5 млрд), а за январь-май 2015 года до $358,5 млрд. [9, с. 27]

4 декабря 2014 года, выступая с посланием к Федеральному собранию, президент Владимир Путин связал ослабление курса рубля с сокращением валютных поступлений, одновременно указав Правительству и Центробанку предпринять «жёсткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты» [16, с. 20].

20 декабря 2014 года Владимир Путин встретился с крупнейшими представителями российского бизнеса, руководителями крупных российских фирм-экспортёров и рекомендовал им помочь государству в поддержании рубля путём продажи излишков иностранной валюты на внутреннем рынке России. 23 декабря Правительство России опубликовало директиву о лимите валютных активов пяти компаний-экспортёров, предписывающую снизить запасы валюты и не увеличивать их впредь выше установленного уровня. Эти компании-экспортёры в ближайшие два месяца будут продавать примерно $1 млрд. в день по согласованию с Центробанком.

В декабре 2014 года Владимиром Путиным были подписаны законы, предусматривающие право правительства выделить до 1 трлн. рублей через облигации федерального займа в Агентство по страхованию вкладов для докапитализации банков и право выделять до 10% средств из ФНБ банкам, обладающим капиталом свыше 100 млрд рублей. В число таких банков входят Сбербанк, ВТБ и «Газпромбанк», ранее просившие средства из ФНБ, а также «Россельхозбанк», «Альфа-банк», «ВТБ 24», «Банк Москвы», «Юникредит банк» и «Росбанк». Также, в декабре 2014 года Центробанк объявил о принятии мер по санации банка «Траст», не сумевшего собственными силами справиться с оттоком вкладчиков, предъявивших требования на общую сумму около 3 млрд. рублей. В рамках плана санации Агентство по страхованию вкладов планировало предоставить «Трасту» финансовую помощь в размере до 30 млрд. рублей на поддержание ликвидности. Банк «Траст» занимает 32-е место в России по совокупной стоимости активов и входит в первые 15 банков страны по объёму привлечения средств физических лиц.


11 декабря 2014 года компания «Роснефть» провела масштабное по срокам и объёму размещение своих рублёвых облигаций, получив в своё распоряжение 625 млрд. рублей, при этом покупатели облигаций неизвестны. 12 декабря Центробанк России включил выпущенные днём ранее облигации «Роснефти» в ломбардный список [3, с. 12].

Центробанк в качестве первоочередной меры смягчил условия резервирования для банков, реструктурирующих валютные ипотеки, а Госдума взяла 30-дневный тайм-аут на выработку пакета мер помощи заёмщикам, попавшим в трудное положение в результате резкого изменения курса.

Газета Financial Times отмечает, что неожиданное поднятие ключевой ставки с 10,5% до 17% в ночь на 16 декабря 2014 года только усилило панику среди населения. Поднятие не помогло стабилизировать ситуацию, в этот день рубль продолжил рекордное падение. The Guardian и The Times подчеркнули, что причиной кризиса стало резкое снижение цен на нефть. Правительство России обвиняет в падении курса рубля спекулянтов. В то же время Le Figaro говорит об отсутствии политической воли для борьбы со спекулянтами [7, с. 8].

Решение Центрального Банка РФ о резком повышении ключевой ставки вызвало жёсткую критику среди политиков и ряда экономистов. Вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал введённую днём ранее ключевую ставку в размере 17% «непреодолимой для развития промышленности планкой».

The New York Times отмечала, что «винить в этой катастрофе во многом стоит провальную политику Владимира Путина. В индексе кланового (кумовского) капитализма, составленном The Economist в марте 2014 года Россия занимала 2 место после Гонгконга.

По результатам второй главы можно сделать следующие выводы:

Финансовый кризис является ситуацией кардинального и мгновенного снижения стоимости организаций и/или мировых финансовых активов. Сложность построения финансовой системы определена целым рядом проблем, например, таких как, всевозможные валютные обвалы, банковские банкротства, трудность управления ликвидными активами, а также суверенные дефолты.

Взаимосвязь стратегических действий и антикризисных мер правительства остаются немаловажным моментом так же, как и их дифференцирование. И только своевременно подготовленные и реализованные меры позволят преодолеть последствия мирового финансового кризиса и снизить к минимуму потери в экономической и социальной сферах.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.


Финансовый риск – главный дестабилизатор экономического развития. Он имеет различные виды, которые оказывают различное влияние на экономическое развитие, но, в конечном счете, имеют одну-единственную цель – осуществить потерю денежных средств, что в дальнейшем может привести к банкротству и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Основополагающим аспектом управления финансовыми рисками являются целенаправленный поиск и организация работы по снижению риска.

Таким образом, финансовый риск для экономического развития – это категория, оперирующая отрицательным воздействием на экономическое развитие, но вместе с этим дающая замечательный опыт поиска путей и решений, направленных на его минимизацию, ведь влияние финансового риска на экономическое развитие, будь то предприятие либо другой экономический субъект, не является единичным процессом; это постоянный процесс, зависящий от влияния множества факторов на экономическое развитие.

Финансовые кризисы связаны с коллапсом платежей, резким ростом просроченных долгов. Бегство капиталом из страны, падение курса национальной валюты и вспышка инфляции ведут к дефолтам банков, к шокам на финансовых рынках, к прекращению доступа реального сектора к финансированию. Расстройство государственных финансов сопровождается утратой финансовых резервов, ростом государственного долга на десятки процентов. Финансовые кризисы неизбежно приводят к утрате сбережений населения, социальному напряжению, политическим рискам. Поэтому финансовые риски в условиях системных финансовых кризисов резко возрастают.

Возникновение финансового кризиса связано с цепной реакцией системного риска, с «эффектом домино» от частных кризисов: банковыских, валютных, фондовых, долговых, ликвидности.

Российский опыт противодействия финансовым рискам в условиях масштабных финансовых кризисов в 2008 г., а также в 2014-2015 гг. показал, что центр противодействия финансовому кризису находился в Банке России, который должен был и осуществлял следующие системные меры противодействия финансовым рискам:

- поддержку ликвидности банковской системы в замещение средств, выводимых с внутреннего рынка нерезидентами и в покрытие дефицита средств банков корпоративного сектора, возникающих в связи с ограничением доступа на международные рынки капитала и вынужденным сокращением их внешних заимствований;

- прямые кредиты коммерческим банкам, а не только механизмы поддержки ликвидности, замещающие активы коммерческих банков в ценных бумагах и валюте;


- политику снижения ставки рефинансирования и других процентных платежей, взимаемых Банком России, снижения при необходимости отчислений в фонд обязательных резервов;

- прогнозирование поддержки банковской системы и финансового рынка, воздерживание от прогнозов, связанных с обострением финансового кризиса и ускорением инфляции в связи с мягкой денежной политикой Центрального банка.

Все эти меры, а также меры политического характера, осуществляемые главой государства и Правительством РФ, привели к положительному исходу. Однако следует отметить, что антикризисная политика государства должна включать меры противодействия финансовым кризисам, общепринятым в мировой практике.

Список использованных источников

1. Аганбегян А. Особенности кризисных явлений в социально-экономическом развитии России // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.17-25.

2. Арис Е.Т. Финансовые риски, их сущность и классификация // Молодой ученый. - 2017. - № 31 (165). - С. 24-27.

3. Бердникова Л.Ф., Фаткуллина Э.Р. Финансовый кризис 2014-2015 гг. и его влияние на Россию // Молодой ученый. - 2015. - № 11.3. - С. 10-13.

4. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. В двух томах / И.А. Бланк. - М.: Ника-Центр, Эльга, 2017. - 670 c.

5. Ванькович И.М. Финансовые риски: теоретические и практические аспекты // Российское предпринимательство. - 2014. - № 13 (259). - С. 18-33.

6. Власова Е. В., Памурзин В. А. Влияние финансовых рисков на экономическое развитие российского бизнеса // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). URL: http://e-koncept.ru/2015/15031.htm. (дата обращения 26.04.19).

7. Воздействие внешних факторов на распространение кризиса 2014-2016 гг. в российской экономике // Общество и экономика. - 2018. - N 6. - С.5-45.

8. Гиринский А.В. Факторы, влияющие на формирование финансовых рисков макроэкономической и микроэкономической модели // Молодой ученый. - 2019. - № 9 (247). - С. 119-121.

9. Деревщикова Е.О. Финансовый кризис 2014-2015 гг.: последствия и перспективы для России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 2. №1. - С. 25-28.

10. Дубинин С.К. Финансовый кризис 2014-2015 гг. // Журнал НЭА. - 2015. - № 2 (26). - С. 219-225.

11. Елкина О.С. Предпринимательство: макроэкономические риски современной России // Вестник СибАДИ. - 2014. - Выпуск 2 (36). - С. 94-100.

12. Калайдин Е.Н., Спирина С.Г. Формирование факторов финансового риска и их оценка в деятельности экономических субъектов // Финансы и кредит. - 2014. - С. 36-44.