Файл: Теоретические аспекты управления финансовыми рисками в рыночной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Портфельный риск относится к возможному изменению стоимости портфеля, вследствие риска изменения доходности. Существованию портфельного риска существует одна причина, это обратная взаимосвязь процентных ставок и цен на активы. Повышение процентных ставок означает снижение рыночной стоимости портфеля [11].

Экономический процентный риск. Здесь учитывается косвенное воздействие процентных ставок на положение фирмы. Примером может быть воздействие рыночных процентных ставок на спрос на ее услуги или продукцию. Увеличение процентной ставки, сократит спрос на заемные денежные средства в экономике, следовательно, упадет выручка тех фирм, у которых высокая доля продукции, приобретаемой покупателями в кредит, скажем у автодилеров. Таких параметров, влияющих на фирму, как спрос в предыдущем примере, может быть масса, ведь ставка процента оказывает огромное влияние на экономику. Вот другой пример, найденный в литературе: «Изменения процентных ставок могут вызвать изменения обменных курсов валют, колебания которых, в свою очередь воздействуют на деятельность компаний» [18, с. 152].

Валютные риски.

Операционный валютный риск. Данный вид риска имеет место, когда ведутся международные финансовые операции, например, инвестирование или получение дивидендов. Для того чтобы сделка состоялась, одна из сторон вынуждена согласиться на ее совершение в иностранной валюте и идти на операционный валютный риск. Изменения валютного курса влияют на потоки денежных средств, что означает риск возможных убытков. Так неопределенность в отношении валютного курса может мешать совершению международных сделок. Операционный риск существует в каждый промежуток времени между совершением сделки и осуществлением денежных потоков [11].

Трансляционный валютный риск. Подобный риск имеет место, когда активы и пассивы компании выражены в разных валютах. Но этого еще недостаточно для возникновения риска. Он возникает вследствие того, что компания не имеет равных активов и пассивов в иностранной валюте. Имея в иностранной валюте пассивы, превышающие размер активов, компания терпит убытки при удешевлении национальной валюты, аналогично она терпит убытки при удешевлении иностранной валюты, если имеет больше активов в иностранной валюте, нежели пассивов. В обоих случаях изменение обменного курса приведет к увеличению пассивов компании в национальной валюте [19].

Экономический валютный риск. Идея этого вида риска подобна той, что заложена в экономическом процентном риске. Учитывается только косвенное воздействие изменения валютного курсам на коммерческий успех компании, которое может проявляться через изменение других экономических показателей, таких как ставка кредитования и уровень цен (например, на нефть) [2].


Важно понимать, что даже компании, которые в своей деятельности никак не связаны с международными финансовыми сделками, подвергаются риску. К тому же актуально и для России: «в течение длительных периодов значительного повышения стоимости внутренней валюты на зарубежных валютных рынках чаще всего резко возрастает уровень конкуренции импортных товаров. Возникновение этой конкуренции не оставляет никаких сомнений в том, что даже компании, действующие на территории только одной страны, также в значительной степени уязвимы и подвержены влиянию валютных рисков потенциальных убытков» [18, с. 132]. Действительно, ведь компании, действующие внутри страны, будут испытывать снижение спроса на свой товар, поскольку завезенный из-за рубежа товар конкурентов будет дешевле.

1.2 Особенности государственных финансовых рисков

Государственные финансовые риски имеют свою специфику, которую неизбежно следует учитывать при построении эффективной системы управления ими [6].

Во-первых, государственные финансовые риски серьезно влияют на интересы всех групп участников экономических отношений. Причем они носят глобальный характер, т.е. риски отдельно взятой страны могут иметь существенные последствия мирового масштаба. Например, риск потери платежеспособности государства (дефолта) не только повлечет за собой снижение финансирования внутри страны, но и отразится на всех субъектах, каким-либо образом связанных с деятельностью данного государства [21].

Во-вторых, учитывая, что прибыль (доход) государства не всегда выражается в объеме финансовых ресурсов, государство может сознательно принимать на себя риски и продолжать реализовывать отдельные программы (особенно социальные), не приносящие бюджету финансового результата.

В-третьих, государственные финансовые риски в большей степени могут быть вызваны политическими факторами. Например, риск недополучения налоговых поступлений от российской автомобильной промышленности предсказуем и вызван проводимой политикой импорта иномарок и строительства заводов по их сборке.

В-четвертых, государственные финансовые риски определяются конъюнктурой мировых рынков. В частности, с такими факторами сталкивается Россия при управлении нефтегазовыми доходами, подверженными колебаниям цены на сырье на мировых рынках [8].


В-пятых, при управлении государственным финансовым риском главным конечным результатом не всегда будут выступать максимизация финансовых ресурсов государства, поскольку для государства получение максимального дохода не является самоцелью.

В-шестых, государство не может принимать на себя слишком большие финансовые риски и, вырабатывая стратегию «риск – доходность», выбирает пониженную рискованность, несмотря на небольшую доходность [17, с. 97-98].

1.3 Способы управления финансовыми рисками в экономике

Финансовым риском возможно маневрировать, применять многообразные действия, разрешающие в некоторой степени предсказать наступление рискового события и внедрять меры к уменьшению уровня риска. Нестабильная экономическая среда Российской Федерации, внутри которой функционируют субъекты хозяйствования, предполагает необходимость регулярной оценки финансового положения.

В современном мире выделяются два метода оценки финансового риска: качественный и количественный.

Качественная оценка риска осуществляется при отсутствии достаточной базы статистических данных и представляет собой экспертные оценки, позволяющие создать структуру рисков. [23]

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения. Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения [21].

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта в целом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка от проявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки является выработка системы антирисковых мероприятий и расчет их стоимостного эквивалента. Количественный анализ можно формализовать, для чего используется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются: аналитические, статистические, метод экспертных оценок, метод аналогов [22].


Управление рисками предприятия – деятельность, направленная на устранение или хотя бы снижение влияния неблагоприятных последствий, которые возникают в процессе деятельности предприятия [8].

Существует много различных методов, направленных на снижение финансовых рисков, к основным относятся: уклонение от риска, принятие риска на себя, передача риска, страхование риска, объединение риска, диверсификация, хеджирование, использование внутренних финансовых нормативов [23].

На степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм, т.е. с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии, которые в совокупности образуют риск-менеджмент как особую часть финансового менеджмента. Основная задача государственного риск-менеджмента – не столько избегать финансового риска, сколько предвидеть его и снизить возможные негативные последствия [17].

Управление финансовыми рисками государства представляет собой деятельность, направленную на классификацию рисков, идентификацию, анализ и оценку, разработку путей защиты от риска. Системное управление финансовыми рисками дает возможность более осмысленно подойти к процессу принятия управленческих решений и снизить подобные риски. Создание в России эффективной системы управления финансовыми рисками способствует повышению в целом конкурентоспособности страны на мировой арене, поскольку отсутствие негативных неожиданностей повышает доверие.

Начальным этапом процесса управления государственным финансовым риском является анализ риска, который подразделяется на две составляющие: качественный и количественный. Главная задача качественного анализа состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям. Такой анализ предполагает идентификацию рисков (процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска, которые включают в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность), выявление источников и причин риска, выявление практических выгод и возможных негативных последствий [17].

Важную роль в государственном финансовом риск-менеджменте играет классификация финансовых рисков государства. Во-первых, она позволяет определить место конкретного риска в общей системе рисков, во-вторых, дает возможность систематизировать все риски по определенным критериям, в-третьих, позволяет построить рациональный механизм анализа, оценки и управления для каждого риска.

В системе управления государственными финансовыми рисками важная роль принадлежит правильному выбору мер предупреждения и минимизации рисков [23].


Средствами разрешения финансовых рисков являются: избежание риска, предотвращение ущерба, принятие риска и перенос риска. Как правило, в сфере функционирования государства очень редко можно избежать финансового риска, но, тем не менее, данное средство работает. Например, реструктуризацию бюджетной сети как раз можно назвать средством избежания бюджетного риска, связанного с несоблюдением принципа экономности содержания бюджетных учреждений [22]. В отдельных случаях государство больше тратит бюджетных средств на финансирование учреждения, и при этом в доходную часть бюджета практически не поступают средства, в то время как эту же функцию могут осуществлять и частные компании в рамках государственного заказа, но тогда необходимы дополнительные налоговые поступления.

Примером избежания риска может служить и массовая распродажа неэффективной государственной собственности. Вместе с тем в погоне за прибылью и снижением отдельных финансовых рисков государство вообще может потерять контроль – должна быть выработана оптимальная государственная стратегия в отношении каждого актива [21].

Предотвращение ущерба сводится к действиям, предпринимаемым для уменьшения вероятности потерь и для минимизации их последствий. Например, налоговый риск недобора налогов можно свести к минимуму, если планомерно совершать налоговые проверки отдельных налогоплательщиков, корректировать налоговое законодательство, создавая стимулы к своевременной уплате налогов [19].

Принятие риска состоит в покрытии убытков за счет собственных ресурсов. Учитывая, что все собственные средства государства, направляемые на покрытие убытков (незапланированных расходов), есть средства налогоплательщиков, необходимо стремиться к минимизации риска.

Перенос риска состоит в перенесении риска на других субъектов. Однако государство не может переносить финансовые риски на собственных налогоплательщиков; иногда их можно перенести на другие страны. Продажа неликвидной (ненужной) государственной собственности в частную выступает переносом риска государственных активов, но при этом коммерческая структура может наладить эффективное управление им, получать прибыли, что будет выгодно обеим сторонам.

Методами снижения государственного финансового риска также служат: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах [8].

Диверсификация широко используется при управлении государственными финансами. В частности, средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния диверсифицированы в трех различных валютах в определенной пропорции, таким же образом управляются и валютные резервы государства.