Файл: Учет основных средств (Организация бухгалтерского учета основных средств).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты учета основных средств
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств
1.3 Первичные бухгалтерские документы учета основных средств
2 Организация бухгалтерского учета основных средств
2.1 Синтетический и аналитический учет поступления основных средств
2.2 Учет амортизации основных средств. Способы начисления амортизации
2.3 Учет выбытия основных средств
3 Особенности хозяйственных операций с основными средствами
3.1 Переоценка основных средств
3.2 Учет расходов на ремонт основных средств
3.3 Инвентаризация как форма фактического контроля за сохранностью основных средств
Документом четвертого уровня системы нормативного регулирования является учетная политика организации. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускаются варианты решения вопросов, а требуется выбрать один. Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организацией самостоятельно [14, с.95].
Учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Обязательными элементами учетной политики являются:
1) разработанный организацией рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4) методы оценки активов и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [15, с. 36-37].
Реестры нормативных документов, регламентирующих учет и аудит основных средств представлены в таблицах 1, 2
Таблица 1
Реестр законодательных актов
№п/п |
Наименование документа |
Кем и когда утвержден |
Что устанавливает |
1 |
Федеральный закон от 06.12.2011N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете |
Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года |
Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий |
2 |
Гражданский кодекс РФ (части I и II) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ и от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) |
Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 |
Определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. |
3 |
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ |
Принят ГД ФС РФ 19.07.2000 |
Регламентирует порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. |
4 |
Федеральные правила (стандартов) аудиторской деятельности |
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) |
Устанавливает единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации |
5 |
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации |
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н(ред. от 24.12.2010) |
Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности |
Таблица 2
Реестр нормативных актов
№п/п |
Наименование документа |
Кем и когда утвержден |
Что устанавливает |
1 |
ПБУ 1/2008 Учетная политика организации» |
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, |
правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций |
2 |
ПБУ 6/01, "Учет основных средств" |
Утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; |
правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. , |
3 |
ПБУ 10/99 «Расходы организации» |
Утверждено Приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н |
правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций |
4 |
ПБУ 9/99, «Доходы организации» |
Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н |
правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций |
5 |
Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. |
Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 |
порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов |
6 |
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. |
Утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. |
представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов |
7 |
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств |
утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010) |
определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 |
8 |
Учетная политика организации |
Приказом директора |
способы ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии |
1.3 Первичные бухгалтерские документы учета основных средств
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
С этого времени формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Однако организации вправе использовать уже существующие унифицированные формы [10], закрепив свое право в учетной политике.
Классификация основных средств по видам применяется как основа для их аналитического учета, который ведется в инвентарных карточках (формы № ОС-6, № ОС-6а). Указанные унифицированные формы заполняются на основании актов о приеме-передаче основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б), технических паспортов и других документов на приобретение, перемещение или списание основных средств.
Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств, если организация – получатель или выбытия, если организация – сдатчик оформляется общими документами – актами:
- по форме № ОС-1 – для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
- по форме № ОС-1а – для зданий и сооружений;
- по форме № ОС-1б – для групп объектов основных средств.
Соответствующий акт, составленный в количестве не менее двух экземпляров, подписывается членами комиссии, главным бухгалтером, материальноответственным лицом, утверждается руководителями организации-получателя и организации-сдатчика. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств [20, с.110-112].
Данные приема и исключения объекта из состава основных средств на предприятии вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств:
- по форме № ОС-6 – для одного объекта основных средств;
- по форме № ОС-6а – для группы однородных объектов.
Документ составляется бухгалтером по учету основных средств на следующий день после ввода объекта в эксплуатацию.
Списание объектов основных средств оформляется актом одной из форм № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б. При этом форма № ОС-4 применяется в общем случае, форма № ОС-4а – для списания автотранспортных средств, № ОС-4б – для группы однородных объектов.
Соответствующий акт, составленный в количестве не менее двух экземпляров, подписывается членами комиссии, главным бухгалтером, материальноответственным лицом, утверждается руководителями организации-получателя и организации-сдатчика. Ответственным является главный механик. Один экземпляр предоставляется бухгалтеру, второй – лицу, ответственному за сохранность основных средств [19, с. 18]
2 Организация бухгалтерского учета основных средств
2.1 Синтетический и аналитический учет поступления основных средств
Синтетический учет основных средств ведется в денежной оценке. Для этого используются балансовые счета: 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 02 "Амортизация основных средств", 91 "Прочие доходы и расходы", а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 "Арендованные основные средства", 011 "Основные средства, сданные в аренду", 010 "Износ основных средств" [9].
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по ф. N ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов (накладных) приемки-передачи (ф. N ОС-1), актов на списание основных средств (ф. N N ОС-4, ОС-4а), технических паспортов и других документов. В инвентарные карточки не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств [13, с. 100].
Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. Если в результате реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, частичной ликвидации и переоценки объекта ОС произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.
Основные средства учитываются на счете 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Источниками приобретения основных средств являются:
- собственные (доходы организации, включая вклады учредителей в уставный капитал, дарение, безвозмездное поступление от юридических и физических лиц и субсидии правительственного органа);
- заемные (кредиты, займы и кредиторская задолженность).
При поступлении в организацию основных средств, приобретенных за плату, составляются проводки, основные из которых представлены в таблице 3.
Таблица 3 -Записи на счетах бухгалтерского учета операций поступления основных средств
Хозяйственная операция |
Документ- основание |
Номер счета |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Получены приобретенные объекты основных средств |
Накладная, счет-фактура |
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств" |
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
Отражен НДС по стоимости приобретенных основных средств |
Накладная, счет-фактура |
Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 19-1 "НДС при приобретении основных средств" |
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
Отражена стоимость работ и услуг сторонних организаций по доставке, установке основных средств и т.п. |
Акт о выполненных работах (оказанных услугах) |
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств" |
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
Отражен НДС по стоимости работ и услуг сторонних организаций |
Акт о выполненных работах (оказанных услугах), счет- фактура |
Счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 19-1 "НДС при приобретении основных средств" |
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
Отражены суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств |
Акт об оказанных услугах |
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств" |
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
Отражены государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств |
Документы об уплате - квитанции, платежные поручения и т.д. |
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств" |
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
Оплачены расчетные документы поставщиков и иных организаций, чьи работы и услуги использовались при приобретении основных средств |
Выписка банка из расчетного счета, платежное поручение |
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
Счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 55 "Специальные счета в банках" |
Выданы наличные деньги для приобретения объектов основных средств |
Расходный кассовый ордер |
Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" |
Счет 50 "Касса" |
Начислена амортизация объектов основных средств и объектов нематериальных активов, используемых при приобретении объектов основных средств |
Расчет амортизации основных средств, расчет амортизации нематериальных активов |
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств" |
Счет 02 "Амортизация основных средств", счет 05 "Амортизация нематериальных активов" |
Списана стоимость материалов, использованных при приобретении объектов основных средств |
Акт о списании материалов |
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств" |
Счет 10 "Материалы", счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" |