Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях (Самарская область).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Государственное управление регионом в современных условиях
1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием
1.2 Стратегическое управление развитием региона
2 Анализ современного состояния Самарской области
2.1 Анализ уровня жизни населения в Самарской области
2.2 Анализ экономического состояния Самарской области
2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации
Содержание:
Введение
Региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения средств: экономических, административных, правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.
Рыночные механизмы не во всех случаях оказываются способными предупредить и преодолеть существенные территориальные различия в уровне жизни населения, эффективности региональной экономики. В подобных случаях государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства, создавая при этом все условия для роста и развития всего народного хозяйства. Различия же стартовых условий вхождения субъектов Федерации в современные экономические условия, а также погрешности и издержки реформирования привели к усилению территориальных диспропорций и углублению дифференциации в развитии регионов.
Для управления регионом в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются медленно.
Целью работы является разработка направлений совершенствования системы государственного управления на примере отдельного региона.
Задачи исследования:
- рассмотреть государственное управление регионом в современных условиях;
- проанализировать современное состояние региона;
- предложить направления совершенствования управления регионом.
Объектом исследования является субъект Федерации – Самарская область.
1 Государственное управление регионом в современных условиях
1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием
Управление региональным развитием подразумевает наличие механизма управления регионом, который, по мнению ряда авторов (Р. Шнипера, О. Ромашова и др.), должен строиться с учетом того, что: регион является неотъемлемой частью единой системы производительных сил и производственных отношений и обладает прямыми и обратными производственно-экономическими, ресурсными, научно-техническими, финансово-кредитными и социальными связями с хозяйственным комплексом страны; в регионе осуществляются полные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, части национального богатства, денежного обращения, отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции; к компетенции региона относится планирование развития хозяйственного комплекса, финансирование, кредитование, денежное обращение, подготовка и рациональное использование трудовых ресурсов и природного комплекса в соответствии с его специализацией, участием в территориальном разделении труда. В связи с этим ядром регионального управления будет являться именно механизм управления экономикой региона.[10]
Основным требованием к механизму управления экономикой региона является его гибкость и способность реагировать на изменения в целевой направленности развития региональной экономики в зависимости от изменения целей и задач, меняющихся в соответствии с общей стратегией развития государства. Важные требования к механизму предъявляет необходимость единства экономического и социального аспекта регионального воспроизводственного процесса, что обусловлено двуединой ролью человека, выступающего и производителем и потребителем продукции и услуг одновременно. Поэтому любое управленческое решение и практическое действие в области развития экономики региона оценивается исходя из того, в какой мере оно гарантирует улучшение материального и культурно-бытового обслуживания населения. Поэтому вторым требованием к механизму является обладание им свойствами, обеспечивающими взаимодействие и сбалансированность экономической и социальной сфер хозяйствования региона. Следующее требование - обеспечение механизмом эквивалентных экономических отношений между всеми звеньями хозяйственной системы. Это означает, что если то или иное звено региональной экономики прибегает к услугам соседней организации, то оно возмещает потери, связанные с отвлечением трудовых, транспортных, материальных ресурсов от основного производства. Особого внимания заслуживают взаимоотношения по поводу развития и функционирования региональной производственной инфраструктуры, состояние которой затрагивает интересы абсолютно всех звеньев региональной экономики, поскольку управление объектами производственной инфраструктуры и техническое их состояние предопределяют режим и эффективность функционирования всех предприятий и объединений региона. Четвертым и самым главным требованием к механизму управления экономикой региона является его результативность и эффективность.
Кроме общих требований к механизму управления экономикой региона, выдвигаются и частные - к организационной структуре управления и к организации процесса управления. Региональная система управления способна функционировать при условии ее эффективности, которая отражает соотношение принятых управленческих решений и полученных от этого процесса результатов. Основная сложность при этом заключается в невозможности однозначной интегральной оценки изменения ситуации в регионе в зависимости от тех или других решений управляющей системы. Тем не менее эффективность системы зависит от ряда условий изменяющих ее в определенной степени. Исследование этих условий поможет управляющей системе найти нужный подход в выборе правильных решений. Исходя из того, что на современном этапе хозяйствования происходит модернизация системы управления экономикой региона, определенная усилением самостоятельности территорий, модернизации, в первую очередь, должен быть подвержен механизм управления, как наиболее гибкий и адаптивный ее элемент.
Механизм управления регионом - это ключевой элемент системы управления территориями, наиболее сложная ее часть, представляющая собой совокупность компонентов (органов управления, их функций и структуры; целевых стратегических установок; принципов, методов, технологий и инструментария управления и т. д.), тесно взаимосвязанных между собой, образующих управляющую, управляемую, инструментальную подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия (в узком смысле) на региональное хозяйство, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и качества жизни населения в нем. Рассматривая механизм управления как сложную совокупность компонентов, следует отметить, что это совокупность сложных управляющей, воздействующей и управляемой подсистем. Механизм управления следует рассматривать как процесс воздействия управляющей системы на управляемую. Отметим, что в условиях модернизации системы управления важно выделить в механизме управления элементы относительно устойчивые (подвергающиеся изменениям только в результате кардинальных преобразований: субъекты управления; объекты и области воздействия и т. д.) и подвижные (изменяющиеся в результате перманентных трансформаций).[10]
В современных условиях существенно возрастает самостоятельность регионов в оказании социально значимых услуг, усиливается роль эффективного управления финансовыми потоками на территориальном уровне. Одним из приоритетов саморазвития субъектов Федерации становится устранение социально-экономической дифференциации, прежде всего, за счет собственных ресурсных возможностей, а не за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. В связи с этим актуализируется проблема оптимизации сочетания стратегии управления экономикой регионов с теми задачами, которые ставят перед собой другие экономические субъекты. Регионализация реформ напрямую связывается с обеспечением финансовой устойчивости территорий, которая, в свою очередь, напрямую зависит от эффективности финансово-бюджетного контроля в регионах, результативности реализации всего спектра его функций. Необходимость совершенствования системы финансово-бюджетного контроля на региональном уровне обусловлена концентрацией финансовых и материальных ресурсов конкретной территории для их более эффективного использования. Каждому типу региона должен соответствовать тип механизма финансово-бюджетного контроля. Таким образом, финансово-бюджетный контроль должен быть обусловлен спецификой развития региона.
1.2 Стратегическое управление развитием региона
Как известно, в современной России сохраняются источники кризиса регионов, вызванные несовершенством бюджетного федерализма. Пока еще у каждого региона остается возможность получить дополнительные средства не столько за счет вовлечения внутренних резервов роста, сколько за счет перераспределения федеральных бюджетных средств. При этом вступают в силу механизмы как прямого лоббирования в верхних эшелонах власти, так и перераспределения ресурсов за счет несовершенства того или иного законодательства, прежде всего налогового. Существенными факторами, определяющими социально-экономическое развитие российских регионов, должны стать четко сформулированные принципы бюджетного федерализма и зафиксированные правила перераспределения централизованных ресурсов, которые послужат стимулом для поиска внутрирегиональных резервов развития. В условиях, когда перераспределение ресурсов между регионами будет стабильным и упорядоченным, особенно актуальными становятся вопросы управления социально-экономическим развитием регионов. Поэтому вполне очевидна необходимость выработки концепции управления развитием на основе новых научных идей, подходов, механизмов, методов, учитывающих изменение содержания и структуры общественного развития.
Особенностью современной парадигмы управления экономическим развитием региона является то, что, во-первых, управление становится стратегическим, а во-вторых, экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становятся задачами не только управленческой подсистемы региона, но и общественных групп населения.
Рассмотрение региона как сложно формализуемой экономической системы, функционирующей на принципах адаптации и самоорганизации, управление которой зависит не только от оптимальной внутренней структуры, но и от того, насколько четко она сможет адаптироваться к своему факторному внешнему окружению, позволит сформулировать и обосновать новые алгоритмы и инструменты стратегического управления региональным социально-экономическим развитием.
В целом, стратегическое управление (стратегический менеджмент) - управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии.[25]
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием региона можно определить как совокупность программ, принципов, методов и приемов, при помощи которых руководство планирует развитие определенной социально-экономической системы на среднесрочную или долговременную перспективу. Стратегическое управление является своего рода «управленческой парадигмой», под которой понимается система взглядов, обосновывающих идеи научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и менеджеров-практиков.
Сущность стратегического управления регионом наиболее полно раскрывается через совокупность основных категорий стратегического менеджмента (управления).
1. Разделы стратегического менеджмента - включают основные теоретические составляющие стратегического управления социально-экономическим развитием региона: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии.
2. Методология исследования - совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом менеджменте социально-экономическим развитием региона: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др.
3. Этапы стратегического управления -составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа, формирования разделов стратегического плана по макроподсистемам и кончая управлением изменениями в регионе.
4. Макроподсистемы - крупные составные части региона, объединяющие взаимосвязанные отрасли экономики.
5. Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы социально-экономического развития региона: зарождение, рост, зрелость и упадок. Их выделение нельзя путать со стадиями жизненного цикла продукции и услуг.
6. Виды стратегий развития - виды обобщающих моделей поведения организации на ближайшую перспективу. В теории стратегического управления известно более 20 типовых стратегий, которые можно объединить в несколько групп: эталонные, функциональные, отраслевые и др.
7. Положение на национальном рынке -позиции региона.[25]
Основные этапы стратегического управления социально-экономическим развитием региона представим на рисунке 1.[25]
Рассмотрение региона как сложной социально-экономической системы позволяет применить методологию исследования системного анализа, со всеми вытекающими из этого последствиями: наличие большого количества сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений, необходимость исследования систем в условиях неопределенности, неоднозначности.