Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях (Самарская область).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 - Основные этапы стратегического управления социально-экономическим развитием региона

Фактическое применение в практике со­временного стратегического управления ре­гионом системного подхода реализуется в следующих его модификациях: системно-комплексный подход, системно-программный подход, системно-мультипликационный под­ход, системно-нормативный подход, систем­но-динамический подход..

Формирование системы стратегического управления регионом - сложный процесс, осуществление которого требует реализации определенных принципов, глав­ными из которых предлагаем считать прин­ципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, профессионализма. В целом принципы представлены в табл. 1.

Принцип целенаправленности предпола­гает обоснование в стратегии стратегических целей и приоритетов социально-экономи­ческого развития региона. Этот принцип реа­лизуется уже самой разработкой концепции, ядро которой составляют, во-первых, ком­плекс стратегических целей социально-эко­номического развития региона, во-вторых, стратегический выбор региона, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов деятельности), намечаемых к реализа­ции в стратегической перспективе.[25]

Таблица 1

Принципы формирования системы стратегического управления регионом

Принцип

Сущность принципа

1. Целенаправленности

Обоснование стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития

2. Социальности

Учет интересов населения, приоритетное решение проблем повышения каче­ства жизни

3. Комплексности

Рассмотрение приоритетных функций региона в контексте совокупности про­гнозных характеристик и факторов развития

4. Системности

Определение стратегических целей развития региона и механизмов их реали­зации с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его разви­тия с другими регионами и страной

5. Адаптивности

Формирование стратегии регионального развития с учетом изменений внеш­ней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации

6. Эффективности

Доказательство оптимальности предлагаемого набора целей экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных

7. Профессионализма

Методическая и информационная база, подготовка специалистов


Следование принципу социальности оз­начает, что при формировании стратегиче­ских целей социально-экономического раз­вития региона, механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.

Соблюдение требований принципа ком­плексности означает рассмотрение приори­тетных функций, реализуемых управлением данного региона, в контексте всей совокуп­ности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития террито­риального образования.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; определение стратегических целей социально-экономи­ческого развития региона и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозави­симость его развития с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом.

Следование требованиям принципа адаптивности означает, что формирование стратегии социально-экономического разви­тия региона необходимо осуществлять с уче­том возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реали­зации. Такая корректировка должна прово­диться с минимальными политическими, со­циальными и экономическими издержками.

Соблюдение принципа эффективности при формировании стратегической концеп­ции социально-экономического развития ре­гиона означает необходимость доказательст­ва, что именно предлагаемый набор целей социально-экономического развития, функ­ций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат достижение требуемого качества жизни на­селения с наименьшими финансовыми затра­тами и социальными издержками.

Реализация принципа профессионализма при формировании стратегии обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и ин­формационной базы, привлечением к разра­ботке специалистов из системы управления региона.

2 Анализ современного состояния Самарской области

2.1 Анализ уровня жизни населения в Самарской области


Численность населения Самарской области по состоянию на начало 2017 года составила 3203,7 тыс. человек - 2,2% населения России и 10,8% населения Приволжского федерального округа. По численности населения Самарская область занимает 11 место среди регионов России и 4 место среди регионов Приволжского федерального округа. Областной центр – городской округ – Самара с  численностью населения 1169,8 тыс.человек.

Самарская область является высокоурбанизированным регионом,  большинство граждан Самарской области проживают в городской местности (80.2% от численности населения области). На территории Самарской области находится уникальная двухядерная Самаро-Тольяттинская агломерация, в которой проживает  более 85% населения области.

Рисунок 2 - Население Самарской области по месту проживания

Самарская область – многонациональный регион с преобладанием русского населения – 85,6% от общей численности населения, татары – 4,1%, чуваши - 2,7%, мордва – 2,1% и др. Всего на территории области проживают представители 157 национальностей и 14 входящих в них этнических групп.

Около 60% жителей области – граждане трудоспособного возраста. Средний возраст граждан  - 40,3 года. В общей численности населения области преобладают женщины – 54,3%.

Рисунок 3 - Возрастная структура населения Самарской области

По итогам 2016 года по уровню развития трудового потенциала Самарская область в рейтинге регионов Российской Федерации, подготовленному национальным рейтинговым агентством «ЭКСПЕРТ РА», занимает 6 место и 2 место среди регионов ПФО (после Республики Татарстан). По данным выборочных обследований в среднем за ноябрь 2016 года-январь 2017 года уровни экономической активности и занятости населения области превышают аналогичные показатели в среднем по России и Приволжскому федеральному округу, а уровень общей безработицы – традиционно ниже среднероссийского значения и самый низкий среди регионов ПФО.

Таблица 2

Уровень занятости населения

Показатель

Самарская область

РФ

ПФО

Уровень экономической активности населения

69,5

69,4

68,5

Уровень занятости населения

66,9

65,6

65,2

Уровень безработицы по МОТ

3,7

5,4

4,9


Административный центр области – городской округ Самара (1169,8 тыс. чел. по данным на 01.01.2017). Год основания 1586-й. Крупные городские округа – Тольятти (710,6 тыс. чел.), Сызрань (174 тыс. чел.), Новокуйбышевск (105,2 тыс. чел.).

В 2016 году в регионе сложились разнонаправленные тенденции основных демографических процессов. Родилось 40,2 тыс. детей, что на 1,8% меньше по сравнению с 2015 годом. По итогам прошлого года количество детей, рожденных вторыми и последующими, увеличилось на 2,4% по сравнению с 2015 годом и составило 23,9 тыс. человек (59,3% от общего количества новорожденных). Растет количество многодетных семей: за 2016 год их количество выросло на 2,3 тысячи и по состоянию на 01.01.2017 составило 22,6 тыс. семей.[19]

Таблица 3

Рейтинг Самарской области по уровню жизни в 2015 году

Показатель

2015 год

Место в РФ

Место в ПФО

Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц, рублей

26917

28

5

Реальные доходы населения, % к соответствующему периоду предыдущего года

89,4

-

-

Реальные располагаемые доходы населения, % к соответствующему периоду предыдущего года

90,0

-

-

Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц

20076

24

5

Среднемесячная заработная плата в целом по региону, рублей

27234

37

3

Реальная заработная плата работников в целом по региону, % к соответствующему периоду предыдущего года

91,1

-

-

Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы, рублей

26316

-

-

Реальная заработная плата работников бюджетной сферы, % к соответствующему периоду предыдущего года

88,2

-

-

Средний размер пенсий по состоянию на 1 апреля 2016 года, рублей

12162

-

-

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения региона

14,2%

-

7


Продолжилось снижение смертности населения: умерло 44,4 тыс. человек, что на 2,7% меньше относительно 2015 года. Снижение смертности населения произошло по большинству основных причин смертности. Однако не удалось преломить негативную тенденцию роста смертности от новообразований (рост на 0,9%). Уровень младенческой смертности в области сохраняется достаточно низким: в 2016 году он составил 5,0 умерших в возрасте до года на тысячу родившихся (в 2015 году – 5,6), что ниже показателя по РФ (6,0) и по ПФО (5,6).

В результате естественная убыль населения сократилась в 1,1 раза по сравнению с 2015 годом и составила 4,2 тыс. человек. При этом в 4 муниципальных образованиях Самарской области отмечен естественный прирост населения (в городских округах Тольятти и Кинель, муниципальных районах Большечерниговский, Волжский).

Положительным результатом 2016 года стало возобновление миграционного прироста (почти 2 тыс. человек), что обусловлено увеличением обмена населением со странами СНГ. В то же время миграционная убыль граждан сложилась во всех крупных городах области (Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске).

2.2 Анализ экономического состояния Самарской области

Валовой региональный продукт – обобщающий показатель, характеризующий социально-экономическое развитие региона в целом.

Таблица 4

Динамика валового регионального продукта Самарской области

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

1048,5

1152,0

1221,7

в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах

104,2

101,9

96,8

В 2015 году по сравнению с 2013 годом в отраслевой структуре ВРП возросла доля сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, строительной отрасли, операций с недвижимым имуществом на фоне стабильных позиций в обрабатывающих производствах и уменьшения вклада производства и распределения электроэнергии, газа и воды,  торговли, транспорта и связи, здравоохранения, образования.

Таблица 5

Динамика структуры ВРП Самарской области, в % к итогу

Показатель

2015

2013

Изменение 2015г. к 2013 г.

Обрабатывающие производства

24,7

24,7

0

Добыча полезных ископаемых

13,3

15,9

2,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4,7

3,6

-1,1

Сельское хозяйство

4,6

5

0,4

Строительство

6,4

6,5

0,1

Торговля

12,2

10,1

-2,1

Транспорт и связь

8,7

8,6

-0,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

11,1

11,4

0,3

Образование

3,3

3,1

-0,2

Здравоохранение

3,7

3,6

-0,1

Другие

7,3

7,5

0,2