Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях (Самарская область).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многочисленные исследования процессов регионального управления в субъектах Россий­ской Федерации показали, что принципиально важным при распределении полномочий управ­ления между территориями различных рангов (республика, область, город, район) является по­ложение о том, что совокупность региональных воспроизводственных циклов, пространственно локализованных на территории конкретного ран­га, должна определять круг функций и полно­мочий того или иного уровня власти. Критерий распределения социально-экономических функ­ций управления между различными уровнями территориальной системы - степень локализации использования результатов выполняемых функ­ций. Не масштабы и количественные параметры социально-экономического развития, а совокуп­ность осуществляемых функций должна стать отличительной особенностью административно-территориальных образований различных рангов. Такой подход к решению данной проблемы по­зволяет конкретизировать ответственность за ре­шение социально-экономических задач на каж­дом уровне регионального управления.

Одной из проблем управления на региональ­ном уровне является отсутствие четкой системы управления региональным воспроизводственным процессом, особенно в фазах распределения и обмена. Поэтому главной задачей в сфере уп­равления экономикой региона на современном этапе развития становится объединение имею­щихся отдельных элементов управления в цело­стную систему.

Формирование новой системы управления региональной экономикой должно опираться на понимание того, что, во-первых, региональная экономическая система имеет сложную структу­ру (отраслевую, корпоративную, кластерную), во-вторых, для управления составными элементами данной системы требуется разработка специфи­ческих механизмов управления, в-третьих, эти механизмы должны быть взаимно непротиворе­чивы.

В набор методов государственного управле­ния социально-экономическими процессами ре­гиона должны входить: стимулирование хозяй­ственной деятельности, поддержание необходи­мых финансово-экономических пропорций, про­ведение финансово-кредитных мероприятий, рас­пределение социальных расходов. Объектом го­сударственного регулирования также является активизация побудительных мотивов и стиму­лов предпринимательской деятельности.

Все сказанное требует сбалансированного ре­шения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциа­ла и, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих про­рыв в экономическом развитии региона.


Для достижения поставленной цели, по на­шему мнению, необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

- выявление системных проблем и разработка направлений инновационного развития регио­нальной экономики;

- обеспечение институциональной поддерж­ки развитию инновационной деятельности в ре­гионе;

- обеспечение скоординированности научно-технической, инновационной и промышленной политики региона;

- создание благоприятной инновационной среды для формирования творческой личности и роста интеллектуального капитала предприятий и организаций региона;

- разработка прогноза научно-технического развития основных отраслей региональной эко­номики;

- интеграция существующих элементов ин­новационной инфраструктуры в комплексную ин­новационную систему региона и совершенство­вание механизмов государственной поддержки ее развития;

- совершенствование нормативного, органи­зационного, статистического и информационно­го обеспечения;

- интеграция существующих элементов ин­новационной инфраструктуры в комплексную ин­новационную систему региона и совершенство­вание механизмов государственной поддержки ее развития;

- совершенствование системы мониторинга инновационного потенциала региона;

- развитие механизмов частно-государствен­ного партнерства в процессах коммерциализации результатов научно-технической деятельности и масштабной технологической модернизации про­изводства;

- развитие механизмов интеграции региональ­ной экономики в глобальное научно-техническое пространство и выхода на мировые рынки науко­емкой и высокотехнологичной продукции;

- стимулирование мультипликативных эф­фектов реализации приоритетных инновацион­ных проектов на территории региона;

- формирование в общественном сознании позитивного имиджа научной и инновационной деятельности.[32]

Таким образом, инструменты реализации экономического механизма управления, приме­няемые в регионе, не должны ограничивать эко­номическую и правовую самостоятельность пред­приятий и организаций, создавая благоприятные условия и стимулы для их участия в решении общерегиональных проблем, связанных с повы­шением уровня жизни населения, развитием сфе­ры услуг и инфраструктурных отраслей, форми­рованием конкурентной среды, осуществлением эффективной структурной и инновационной по­литики, территориальной организацией произ­водства.


Заключение

Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления – федерального, регионального и муниципального.

В 2014-2016 годах экономика Самарской области проходит сложный период развития и находится в условиях экономической неопределенности, обусловленной сохранением волатильности российской валюты, достаточно низкой цены на нефть и продлением санкций США и ряда европейских государств в отношении Российской Федерации.

Под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов, а также в результате сокращения внутреннего и внешнего спроса в январе – августе 2016 года в регионе продолжился спад промышленного производства, внешнеторгового оборота, инвестиционных ресурсов, сократились объемы жилищного строительства. Вместе с тем отмечается рост продукции растениеводства, объемов строительных работ. Замедлилась динамика роста индекса потребительских цен на товары и услуги. Однако инфляционные издержки по-прежнему сказываются на материальном благосостоянии населения и его потребительской активности в сторону уменьшения. Общая безработица в регионе сохраняется на уровне ниже среднероссийского значения.

Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля) в I квартале 2016 года составил 94,9% относительно аналогичного периода прошлого года, в II квартале 2016 года – 95%.

В текущем году Самарская область подтвердила свой рейтинг среди регионов Приволжского федерального округа (далее – ПФО) по 4 показателям, характеризующим уровень развития региона – это среднедушевые объемы промышленного производства, строительных работ и платных услуг населению, а также среднемесячная заработная плата. По сравнению с прошлым годом регион поднялся на одну позицию по среднемесячным денежным доходам населения, на две позиции – по обороту розничной торговли на душу населения и занял соответственно 4-е и 3-е места. Вместе с тем по 4 показателям Самарская область несколько ослабила свой рейтинг (объем внешнеторгового оборота, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, ввод жилых домов на 1 000 населения, уровень общей безработицы).


Анализируя динамику развития регионов ПФО, можно отметить, что Самарская область значительно улучшила свой рейтинг по темпам роста строительных работ, поднялась вверх по индексу физического объема оборота розничной торговли, уровню инфляции и реальным денежным доходам населения, сохранила свои места по темпам развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Однако ухудшились позиции региона по индексам физического объема инвестиций в основной капитал и платных услуг населению, темпам жилищного строительства и реальной заработной платы.

Именно данная часть общей стратегии содействия сокращению бедности будет напрямую работать на реализацию целей развития тысячелетия — сни­жение глубины общей бедности и ликвидацию крайней бедности.

Основные инструменты достижения цели сле­дующие:

- социальные льготы и выплаты:

- поддержка института семьи, предупреждение и профилактика социального сиротства, сокраще­ние числа детей, находящихся в интернатных уч­реждениях, материальное стимулирование всех форм устройства детей, оставшихся без попече­ния родителей;

- упорядочение системы действующих соци­альных льгот и выплат: усиление адресности и сокращение их числа при одновременном росте значимости каждого вида помощи для бюджета семьи;

- развитие контрактной системы, предусматри­вающей встречные обязательства гражданина при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, программах социально-психологической реабилитации и др.);

- внедрение общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных, об­щественных учреждений, предоставляющих раз­личные виды социальных услуг, на основе регио­нальных стандартов социального обслуживания;

- повышение эффективности социального об­служивания путем внедрения новых социальных технологий, инновационных форм социального обслуживания.

Список использованных источников

  1. Федеральный Закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 № 172-ФЗ
  2. Постановление Губернатора Самарской области «Об утверждении Перечня значений показателей социально-экономического развития Самарской области на период с 2012 по 2020 год» от 30.10.2012 №170
  3. Постановление Правительства Самарской области "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Самарской области" от 30.12.2015 №913
  4. Постановление Правительства Самарской области "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Самарской области на долгосрочный период" от 25.09.2015 № 604
  5. Постановление Правительства Самарской области «О стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года» от 9 октября 2006 г. N 129
  6. Постановление Правительства Самарской области «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области» от 20.09.2013 № 498
  7. Распоряжение Правительства Самарской области «Об утверждении Перечня государственных программ Самарской области» от 04.10.2016 № 756-р
  8. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года.
  9. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. СПб.: Питер, 2014. 544 с.
  10. Буреш О.В., Прядкина Н.Н., Исхакова А.Ф. Управление региональным развитием. Вестник ОГУ №13 (149)/декабрь`2012
  11. Бухвальд .М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 2013. – 141 с.
  12. Вечкаков Г. Планирование как система и метод управления // Экономист. 2012. №12. С. 3-15.
  13. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: РАГС, 2015.
  14. Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: учеб. пособие. Хабаровск: ДВАГС, 2015. 183 с.
  15. Государственное регулирование экономики регионов. Учеб. пособие / Сост. А.Г. Мокроносов, И.В. Разорвин, В.И. Салчинский, Ф.Ю. Дудкин и др. Екатеринбург: УрАГС, 2014. – 432 с.
  16. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2016. 495 с.
  17. Дорогов Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности. – Иваново: ИвГУ, 2015.-234с.
  18. Исаев А.Б., Кадышев Е.Н, Дельман О.А. Формирование системы государственного управления региональной экономикой // Вестник Чувашского университета. 2012. №1. С. 381-384.
  19. Итоги социально-экономического развития самарской области за январь – август 2016 года и ожидаемые итоги развития за 2016 год.
  20. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и Статистика, 2015. 584 с.
  21. Киянова Л.Д.,Литвинова Т.И. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий. Новые технологии. №2/2014
  22. Копытова О.Н. Стратегическое планирование как ключевая функция управления региональной экономикой // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №7. С. 26-33.
  23. Кохужева С.Н. Программно-целевой метод как инструмент государственного управления социально-экономическим развитием региона. Новые технологии. №4, 2011
  24. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб. пособие. М.: Экономика, 2016. 503 с.
  25. Меньщикова В.И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор. Вестник ТГУ, выпуск 12 (92), 2010
  26. Пивень И.Г., Мартынова Т.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. Новые технологии. №2/2011
  27. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства. М.: Высш. Шк., 2015. 223 с.
  28. Попова Е.А. Особенности разработки стратегий долгосрочного развития регионов в условиях модернизации экономики. Ростов н/Д. 2015.
  29. Региональная экономика. Учебник для студ. вузов, обуч. По эконом. Спец. / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 5-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2013.- 472 с.
  30. Сокол-Номоконов В.Э. О проблеме комплексности государственного управления развитием регионов России. Вестник ЧитГУ № 8 (87) 2012
  31. Тасеев В.Б.Перспективы развития социально-экономической политики в Самарской области. Основы экономики, управления и права № 1, 2014
  32. Уварова Г.Г. Управление экономическим развитием региона: переход от посткризисного к инновационному этапу. Экономические науки. №10, 2010.
  33. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2015. 328 с.
  34. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2015. 400 с.
  35. Шарипов Ш. Программно-целевые методы регулирования регионально АПК // АПК: экономика, управления. 2012. №6. С. 37-44.

Приложение 1

Сравнительная динамика основных показателей социально-экономического развития Самарской области и Российской Федерации (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Наименование показателя

2015 год

2016 год

январь – август

оценка за год

Валовой региональный продукт (валовой внутренний продукт)

Самарская область

96,8

-

99,4

Российская Федерация

96,3

99,1

99,4

Индекс промышленного производства

Самарская область

99,4

96,9

96,2

Российская Федерация

96,6

100,4

100,4

Внешнеторговый оборот

Самарская область

67,5

66,5

64,2

Российская Федерация

66,4

78,8

87,6

Индекс производства продукции сельского хозяйства

Самарская область

93,2

97,9

112,1

Российская Федерация

103,0

102,6

101,5

Инвестиции в основной капитал

Самарская область

87,1

76,3

90,0

Российская Федерация

91,6

95,7

96,3

Объем работ по виду деятельности «Строительство»

Самарская область

89,1

105,5

106,3

Российская Федерация

93,0

95,4

-

Индекс потребительских цен на товары и услуги (к декабрю предыдущего года)

Самарская область

112,7

103,3

105,8

Российская Федерация

112,9

103,9

105,8

Оборот розничной торговли

Самарская область

80,9

95,1

95,1

Российская Федерация

90,0

94,3

95,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

Самарская область

90,0

92,4

93,5

Российская Федерация

95,7

94,2

94,4

Реальная начисленная заработная плата одного работника

Самарская область

89,9

98,2

99,3

Российская Федерация

91,0

100,2

100,3