Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях (Самарская область).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Государственное управление регионом в современных условиях
1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием
1.2 Стратегическое управление развитием региона
2 Анализ современного состояния Самарской области
2.1 Анализ уровня жизни населения в Самарской области
2.2 Анализ экономического состояния Самарской области
2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации
Многочисленные исследования процессов регионального управления в субъектах Российской Федерации показали, что принципиально важным при распределении полномочий управления между территориями различных рангов (республика, область, город, район) является положение о том, что совокупность региональных воспроизводственных циклов, пространственно локализованных на территории конкретного ранга, должна определять круг функций и полномочий того или иного уровня власти. Критерий распределения социально-экономических функций управления между различными уровнями территориальной системы - степень локализации использования результатов выполняемых функций. Не масштабы и количественные параметры социально-экономического развития, а совокупность осуществляемых функций должна стать отличительной особенностью административно-территориальных образований различных рангов. Такой подход к решению данной проблемы позволяет конкретизировать ответственность за решение социально-экономических задач на каждом уровне регионального управления.
Одной из проблем управления на региональном уровне является отсутствие четкой системы управления региональным воспроизводственным процессом, особенно в фазах распределения и обмена. Поэтому главной задачей в сфере управления экономикой региона на современном этапе развития становится объединение имеющихся отдельных элементов управления в целостную систему.
Формирование новой системы управления региональной экономикой должно опираться на понимание того, что, во-первых, региональная экономическая система имеет сложную структуру (отраслевую, корпоративную, кластерную), во-вторых, для управления составными элементами данной системы требуется разработка специфических механизмов управления, в-третьих, эти механизмы должны быть взаимно непротиворечивы.
В набор методов государственного управления социально-экономическими процессами региона должны входить: стимулирование хозяйственной деятельности, поддержание необходимых финансово-экономических пропорций, проведение финансово-кредитных мероприятий, распределение социальных расходов. Объектом государственного регулирования также является активизация побудительных мотивов и стимулов предпринимательской деятельности.
Все сказанное требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии региона.
Для достижения поставленной цели, по нашему мнению, необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
- выявление системных проблем и разработка направлений инновационного развития региональной экономики;
- обеспечение институциональной поддержки развитию инновационной деятельности в регионе;
- обеспечение скоординированности научно-технической, инновационной и промышленной политики региона;
- создание благоприятной инновационной среды для формирования творческой личности и роста интеллектуального капитала предприятий и организаций региона;
- разработка прогноза научно-технического развития основных отраслей региональной экономики;
- интеграция существующих элементов инновационной инфраструктуры в комплексную инновационную систему региона и совершенствование механизмов государственной поддержки ее развития;
- совершенствование нормативного, организационного, статистического и информационного обеспечения;
- интеграция существующих элементов инновационной инфраструктуры в комплексную инновационную систему региона и совершенствование механизмов государственной поддержки ее развития;
- совершенствование системы мониторинга инновационного потенциала региона;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства в процессах коммерциализации результатов научно-технической деятельности и масштабной технологической модернизации производства;
- развитие механизмов интеграции региональной экономики в глобальное научно-техническое пространство и выхода на мировые рынки наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
- стимулирование мультипликативных эффектов реализации приоритетных инновационных проектов на территории региона;
- формирование в общественном сознании позитивного имиджа научной и инновационной деятельности.[32]
Таким образом, инструменты реализации экономического механизма управления, применяемые в регионе, не должны ограничивать экономическую и правовую самостоятельность предприятий и организаций, создавая благоприятные условия и стимулы для их участия в решении общерегиональных проблем, связанных с повышением уровня жизни населения, развитием сферы услуг и инфраструктурных отраслей, формированием конкурентной среды, осуществлением эффективной структурной и инновационной политики, территориальной организацией производства.
Заключение
Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления – федерального, регионального и муниципального.
В 2014-2016 годах экономика Самарской области проходит сложный период развития и находится в условиях экономической неопределенности, обусловленной сохранением волатильности российской валюты, достаточно низкой цены на нефть и продлением санкций США и ряда европейских государств в отношении Российской Федерации.
Под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов, а также в результате сокращения внутреннего и внешнего спроса в январе – августе 2016 года в регионе продолжился спад промышленного производства, внешнеторгового оборота, инвестиционных ресурсов, сократились объемы жилищного строительства. Вместе с тем отмечается рост продукции растениеводства, объемов строительных работ. Замедлилась динамика роста индекса потребительских цен на товары и услуги. Однако инфляционные издержки по-прежнему сказываются на материальном благосостоянии населения и его потребительской активности в сторону уменьшения. Общая безработица в регионе сохраняется на уровне ниже среднероссийского значения.
Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля) в I квартале 2016 года составил 94,9% относительно аналогичного периода прошлого года, в II квартале 2016 года – 95%.
В текущем году Самарская область подтвердила свой рейтинг среди регионов Приволжского федерального округа (далее – ПФО) по 4 показателям, характеризующим уровень развития региона – это среднедушевые объемы промышленного производства, строительных работ и платных услуг населению, а также среднемесячная заработная плата. По сравнению с прошлым годом регион поднялся на одну позицию по среднемесячным денежным доходам населения, на две позиции – по обороту розничной торговли на душу населения и занял соответственно 4-е и 3-е места. Вместе с тем по 4 показателям Самарская область несколько ослабила свой рейтинг (объем внешнеторгового оборота, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, ввод жилых домов на 1 000 населения, уровень общей безработицы).
Анализируя динамику развития регионов ПФО, можно отметить, что Самарская область значительно улучшила свой рейтинг по темпам роста строительных работ, поднялась вверх по индексу физического объема оборота розничной торговли, уровню инфляции и реальным денежным доходам населения, сохранила свои места по темпам развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Однако ухудшились позиции региона по индексам физического объема инвестиций в основной капитал и платных услуг населению, темпам жилищного строительства и реальной заработной платы.
Именно данная часть общей стратегии содействия сокращению бедности будет напрямую работать на реализацию целей развития тысячелетия — снижение глубины общей бедности и ликвидацию крайней бедности.
Основные инструменты достижения цели следующие:
- социальные льготы и выплаты:
- поддержка института семьи, предупреждение и профилактика социального сиротства, сокращение числа детей, находящихся в интернатных учреждениях, материальное стимулирование всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- упорядочение системы действующих социальных льгот и выплат: усиление адресности и сокращение их числа при одновременном росте значимости каждого вида помощи для бюджета семьи;
- развитие контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства гражданина при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, программах социально-психологической реабилитации и др.);
- внедрение общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных, общественных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе региональных стандартов социального обслуживания;
- повышение эффективности социального обслуживания путем внедрения новых социальных технологий, инновационных форм социального обслуживания.
Список использованных источников
- Федеральный Закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 № 172-ФЗ
- Постановление Губернатора Самарской области «Об утверждении Перечня значений показателей социально-экономического развития Самарской области на период с 2012 по 2020 год» от 30.10.2012 №170
- Постановление Правительства Самарской области "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Самарской области" от 30.12.2015 №913
- Постановление Правительства Самарской области "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Самарской области на долгосрочный период" от 25.09.2015 № 604
- Постановление Правительства Самарской области «О стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года» от 9 октября 2006 г. N 129
- Постановление Правительства Самарской области «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области» от 20.09.2013 № 498
- Распоряжение Правительства Самарской области «Об утверждении Перечня государственных программ Самарской области» от 04.10.2016 № 756-р
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года.
- Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. СПб.: Питер, 2014. 544 с.
- Буреш О.В., Прядкина Н.Н., Исхакова А.Ф. Управление региональным развитием. Вестник ОГУ №13 (149)/декабрь`2012
- Бухвальд .М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 2013. – 141 с.
- Вечкаков Г. Планирование как система и метод управления // Экономист. 2012. №12. С. 3-15.
- Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: РАГС, 2015.
- Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: учеб. пособие. Хабаровск: ДВАГС, 2015. 183 с.
- Государственное регулирование экономики регионов. Учеб. пособие / Сост. А.Г. Мокроносов, И.В. Разорвин, В.И. Салчинский, Ф.Ю. Дудкин и др. Екатеринбург: УрАГС, 2014. – 432 с.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2016. 495 с.
- Дорогов Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности. – Иваново: ИвГУ, 2015.-234с.
- Исаев А.Б., Кадышев Е.Н, Дельман О.А. Формирование системы государственного управления региональной экономикой // Вестник Чувашского университета. 2012. №1. С. 381-384.
- Итоги социально-экономического развития самарской области за январь – август 2016 года и ожидаемые итоги развития за 2016 год.
- Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и Статистика, 2015. 584 с.
- Киянова Л.Д.,Литвинова Т.И. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий. Новые технологии. №2/2014
- Копытова О.Н. Стратегическое планирование как ключевая функция управления региональной экономикой // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №7. С. 26-33.
- Кохужева С.Н. Программно-целевой метод как инструмент государственного управления социально-экономическим развитием региона. Новые технологии. №4, 2011
- Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб. пособие. М.: Экономика, 2016. 503 с.
- Меньщикова В.И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор. Вестник ТГУ, выпуск 12 (92), 2010
- Пивень И.Г., Мартынова Т.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. Новые технологии. №2/2011
- Попов Р.А. Системология регионального хозяйства. М.: Высш. Шк., 2015. 223 с.
- Попова Е.А. Особенности разработки стратегий долгосрочного развития регионов в условиях модернизации экономики. Ростов н/Д. 2015.
- Региональная экономика. Учебник для студ. вузов, обуч. По эконом. Спец. / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 5-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2013.- 472 с.
- Сокол-Номоконов В.Э. О проблеме комплексности государственного управления развитием регионов России. Вестник ЧитГУ № 8 (87) 2012
- Тасеев В.Б.Перспективы развития социально-экономической политики в Самарской области. Основы экономики, управления и права № 1, 2014
- Уварова Г.Г. Управление экономическим развитием региона: переход от посткризисного к инновационному этапу. Экономические науки. №10, 2010.
- Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2015. 328 с.
- Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2015. 400 с.
- Шарипов Ш. Программно-целевые методы регулирования регионально АПК // АПК: экономика, управления. 2012. №6. С. 37-44.
Приложение 1
Сравнительная динамика основных показателей социально-экономического развития Самарской области и Российской Федерации (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
|
---|---|---|---|
январь – август |
оценка за год |
||
Валовой региональный продукт (валовой внутренний продукт) |
|||
Самарская область |
96,8 |
- |
99,4 |
Российская Федерация |
96,3 |
99,1 |
99,4 |
Индекс промышленного производства |
|||
Самарская область |
99,4 |
96,9 |
96,2 |
Российская Федерация |
96,6 |
100,4 |
100,4 |
Внешнеторговый оборот |
|||
Самарская область |
67,5 |
66,5 |
64,2 |
Российская Федерация |
66,4 |
78,8 |
87,6 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
|||
Самарская область |
93,2 |
97,9 |
112,1 |
Российская Федерация |
103,0 |
102,6 |
101,5 |
Инвестиции в основной капитал |
|||
Самарская область |
87,1 |
76,3 |
90,0 |
Российская Федерация |
91,6 |
95,7 |
96,3 |
Объем работ по виду деятельности «Строительство» |
|||
Самарская область |
89,1 |
105,5 |
106,3 |
Российская Федерация |
93,0 |
95,4 |
- |
Индекс потребительских цен на товары и услуги (к декабрю предыдущего года) |
|||
Самарская область |
112,7 |
103,3 |
105,8 |
Российская Федерация |
112,9 |
103,9 |
105,8 |
Оборот розничной торговли |
|||
Самарская область |
80,9 |
95,1 |
95,1 |
Российская Федерация |
90,0 |
94,3 |
95,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
|||
Самарская область |
90,0 |
92,4 |
93,5 |
Российская Федерация |
95,7 |
94,2 |
94,4 |
Реальная начисленная заработная плата одного работника |
|||
Самарская область |
89,9 |
98,2 |
99,3 |
Российская Федерация |
91,0 |
100,2 |
100,3 |