Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях (Самарская область).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Государственное управление регионом в современных условиях
1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием
1.2 Стратегическое управление развитием региона
2 Анализ современного состояния Самарской области
2.1 Анализ уровня жизни населения в Самарской области
2.2 Анализ экономического состояния Самарской области
2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации
В текущем году отмечается восстановительная динамика развития металлургической отрасли – темп роста производства составил 111,4% к уровню января – августа прошлого года, что обусловлено наращиванием объемов производства алюминия, стали и готовых металлических изделий.
Вместе с тем в условиях умеренного роста инвестиционной активности и потребления цветных металлов и изделий из них на внутреннем рынке рост объемов металлургического производства в 2016 году может составить 107,5% к уровню прошлого года.
В производстве машин и оборудования ИПП составил 116,8% относительно января – августа 2015 года. Увеличение производства вызвано в первую очередь привлечением новых заказчиков и увеличением портфеля заказов предприятий по производству машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, а также авансированием головными исполнителями государственного оборонного заказа.
Сохранение данных тенденций обусловит дальнейшую положительную динамику производства по данному виду деятельности. ИПП в производстве машин и оборудования в 2016 году ожидается на уровне 108,3%.
АПК Самарской области – многоотраслевая производственно- экономическая система, в которой функционируют около 450 крупных сельскохозяйственных предприятий, 2,4 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 267,2 тыс. личных подсобных хозяйств и около 900 пищевых, перерабатывающих организаций и предприятий. В сельской местности проживает 632,1 тыс. человек (19,7% всего населения Самарской области).
В Самарской области более 4 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. Площадь сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения – 3,8 млн. га (более 7% сельскохозяйственных угодий по Приволжскому федеральному округу).
Рисунок 4 - Структура сельскохозяйственных угодий
Доля продукции сельского хозяйства Самарской области в общероссийском производстве составляет 1,7%, по ПФО – 7,3%. В структуре валовой продукции сельского хозяйства продукция растениеводства составляет 58%, продукция животноводства – 42%. Отрасль растениеводства специализируется на выращивании зерновых, масличных и кормовых культур, картофеля, овощей и плодово-ягодной продукции. Животноводство региона специализируется на молочном и мясном скотоводстве, свиноводстве, овцеводстве и птицеводстве.
Объём финансирования АПК Самарской области в 2015 году составил 5,2 млрд. рублей. В 2015 году в сфере АПК региона осуществлялась реализация 4 государственных программ Самарской области и 7 ведомственных целевых программ (мясного, молочного скотоводства, свиноводства, птицеводства, первичной переработки мяса, картофеле- и овощеводства, овощей защищенного грунта). Благодаря мерам государственной поддержки, начиная с 2004 года отрасль сельского хозяйства, является рентабельной.
Рейтинг Самарской области в ПФО по основным макропоказателям (январь 2017 года)
Показатель |
Место в ПФО |
Индекс промышленного производства |
10 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения |
3 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (2016 год) |
12 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет инвестиций из-за рубежа (2016 год) |
2 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
2 |
Средняя начисленная заработная плата (2016 год) |
4 |
Оборот розничной торговли на душу населения |
4 |
Объем платных услуг на душу населения |
5 |
Индекс потребительских цен (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) |
9 |
Уровень безработицы по методологии МОТ (в среднем за ноябрь 2016 года-январь 2017 года) |
1 |
Результатом проводимых в 2015 году мероприятий по техническому обновлению и модернизации производства стало приобретение сельхозтоваропроизводителями техники на сумму около 2,9 млрд. рублей, в том числе 368 тракторов, 170 зерноуборочных и 19 кормоуборочных комбайнов.
При организационной и финансовой поддержке Правительства Самарской области осуществлялась реализация ряда крупных инвестиционных проектов: реконструкция тепличного комплекса (ОАО «Тепличный»), строительство молочного комплекса на 1000 голов (ООО «Экопродукт»), строительство второй очереди птицеводческого комплекса (ООО «Тимашевская птицефабрика») и строительство птицеводческого комплекса в Сергиевском районе (ОАО «Корпорация развития Самарской области»).
По данным Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы внешнеторговый оборот Самарской области за 2015 год составил 9207,3 млн. долларов США (109,7% к уровню предыдущего года), в том числе экспорт – 6893,0 млн. долларов США (102,1%), импорт – 2314,3 млн. долларов США (141,4%). При этом товарооборот со странами дальнего зарубежья составил 7172,3 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 0,7%. Оборот внешней торговли со странами СНГ увеличился на 60,5% (2035,0 млн. долларов США).
Рисунок 5 - Товарная структура экспорта
Самарская область в 2015 году поддерживала торговые отношения со 115 странами, среди которых основными партнерами являлись Германия (13,8%), Китай (13,1%), Монголия (7,7%), Турция (6,0%), Мальта (4,2%), Италия (3,8%), Эстония (2,2%), Нидерланды (2,1%).
Внешнеторговый оборот Самарской области, как и России в целом, носит сырьевой характер. Основу экспорта Самарской области формируют четыре группы товаров: минеральные продукты (около 49% от общего объема экспорта), продукция химической промышленности (29%), машины, металлы (9%), а также оборудование и транспортные средства (8%).
В 2016 году сохраняется отрицательная динамика во внешней торговле. В январе – июле 2016 года объем внешнеторгового оборота Самарской области составил 3 372 млн. долларов США (66,5% к уровню аналогичного периода 2015 года), в том числе экспорт – 2 323,8 млн. долларов США (62,8%), импорт – 1 048,2 млн. долларов США (76,6%). При этом сальдо торгового баланса сохраняется положительным – 1 275,6 млн. долларов США.
Рисунок 6 - Товарная структура импорта
Падение цен на углеводородное сырье, химическую продукцию и металлы, вызванное общей напряженной ситуацией в мировой экономике и санкционной политикой, продолжает сказываться на стоимостном объёме внешнеторгового оборота области в сторону его понижения. Общеэкономическая ситуация в стране негативно отражается на дальнейшем развитии тех компаний, которые использовали заемные средства по импортным операциям, ужесточились требования банков к заемщикам по залоговым активам, ставкам, срокам кредитования. Кроме внешних факторов, присутствуют и внутренние – необходимость удовлетворения внутреннего спроса, увеличение налоговой и акцизной нагрузки, снижение инвестиционных затрат.
По оценке, объем внешнеторгового оборота Самарской области составит в 2016 году 5 258,6 млн. долларов США (64,2% к уровню 2015 года), в том числе экспорт – 3 635,1 млн. долларов США (60,3%), импорт – 1 623,5 млн. долларов США (75,1%).
Общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономике Самарской области на 1 января 2012 года составил 2558,0 млн. долларов США.
Рисунок 7 - Инвестиционно активные отрасли Самарской области (индекс инвестиций)
В прошедшем году под влиянием негативных внешних и внутренних факторов в регионе наблюдалась отрицательная динамика инвестиций в основной капитал.
Всего в январе – декабре 2016 года на развитие экономики и социальной сферы Самарской области использовано 256,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 78,3% от уровня 2015 года.
По итогам 2016 года в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) основную часть (61,2%) составили собственные средства организаций. На кредиты банков и заемные средства других организаций приходилось 15% всех инвестиций, на средства бюджетов всех уровней – 12%. Более 55% бюджетных средств составили средства федерального бюджета. На инвестиции из-за рубежа приходилось всего 0,6% инвестиций (порядка 1,2 млрд. рублей). На средства внебюджетных фондов и средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства, пришлось немногим более 1% инвестиций. По сравнению с 2015 годом в структуре инвестиций значительно выросла доля бюджетных средств (на 2,6 п.п.), собственных средств организаций (на 1,7 п.п.) при снижении доли банковских кредитов и заемных средств других организаций (на 3 п.п.).
На общий спад инвестиций в наибольшей степени повлияло снижение капиталовложений в таких значимых видах экономической деятельности региона, как производство транспортных средств и оборудования (инвестиции составили 39,1% от уровня 2015 года), энергетика (60,6%), производство нефтепродуктов (74%) и добыча полезных ископаемых (92,6%), химическое производство (85,1%), транспорт и связь (78,4%), торговля (73,3%).
Вместе с тем, рост инвестиций отмечался в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (рост в 1,44 раза к уровню 2015 года), производстве резиновых и пластмассовых изделий (в 1,4 раза), производстве пищевых продуктов (в 1,1 раза).
С целью поддержки развития продовольственного импортозамещения и производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции Правительством Самарской области поддержана инициатива частного инвестора по организации на территории городского округа Самара агропромышленного парка. На территории площадью 10 га планируется размещение пунктов хранения, обработки и переработки сельскохозяйственной продукции, а также размещение торговых площадей.
2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации
В условиях федеративного государства, а также с учетом масштабов территории страны для решения задачи сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и практическое внедрение комплекса инструментов, обеспечивающих жесткую мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий.
Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная поддержка регионам и муниципальным образованиям должна рассматриваться как вспомогательный механизм региональной политики и сопровождаться условиями, стимулирующими опережающее экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.
Следует отметить, что применение на федеральном уровне разнообразных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку развития которых необходимо направить действие указанных инструментов. Это существенно препятствует проведению эффективной региональной политики, дестимулирует органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к наращиванию собственных доходов и развитию территорий, не позволяет решить задачи сокращения межрегиональных различий в уровне обеспеченности граждан бюджетными услугами и поступательного социально-экономического развития регионов.
Как следствие, нарастает дисбаланс в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, который в рамках действующей парадигмы управления региональным развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Однако в условиях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала субъектов Российской Федерации такие меры лишь усугубляют остроту проблемы. В связи с этим многие аспекты управления социально-экономическим развитием регионов РФ в условиях кризиса требуют корректировки. Кроме того, возникает необходимость в новом подходе к управлению на региональном уровне, разработке методов регулирования процессов социально-экономического развития регионов.[32]