Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста(Теоретические основы влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на развитие сочувствия к героям, восприимчивость к чувствам окружающих.

А при положительной концовке мультипликационной истории улучшается самочувствие и самого малыша.

Дети обожают всё яркое и красочное, и мультфильмы удовлетворяют эту потребность сполна. Малыши не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку. Для них это своего рода путешествие, приключение, а не просто времяпровождение.

Мультфильмы рождают в голове детей образы, формируют воображение и очень сильно влияют на подсознание. Поэтому, включив мультфильм или детскую передачу ребёнку, мы несём ответственность за то, чем наполняется его подсознание, какие образы появляются в его голове. Поэтому так важен для родителей вопрос о пользе и вреде мультфильмов, и о их влиянии наличность ребенка.

Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям.[7]

Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром мультипликационных историй.[8]

Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны:

1. Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.

2. Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.

3. Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.


4. Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.

5. Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого), формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию), первичные представления о добре и зле.

Мультфильмы оказывают большое влияние на развитие личности детей. Проанализировав научные исследования, можно выделить несколько аспектов влияния:

Развитие восприятия не реализуется в полной мере, так как при просмотре мультипликаций не работает кинестетический и осязательный каналы, которые связаны со зрительным восприятием. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.[9]

Не происходит накопление опыта восприятия.

При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:

1) не работают основные виды восприятия;

2) зрительное восприятие пассивно;

3) информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);

4) мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;

5) при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.[10]

Большое количество информации, воздействуя на нервную систему, вызывает нервные реакции.[11]

Просмотр мультипликаций предполагает пассивный досуг, формируются привычки бездействия и «ухода в другую реальность».

Мировоззрение складывается искаженно, основываясь не на объектах реальной действительности, а на нарисованных образах.

Содержание мультфильмов диктует, транслирует те или иные нормы, ценности. В результате просмотра у ребенка закрепляются представления о приемлемом поведении, хороших и плохих поступков, формируются взгляды на мир.

1.3 Психологическое, ценностное содержание отечественных и зарубежных мультфильмов


С точки зрения ценностного содержания мультфильмов рассмотрены: категории нравственности, семейные ценности, эстетические идеалы, трудовое воспитание.

С позиции психологического содержания рассмотрены типы взаимоотношений между героями, проявление чувств и эмоций в мультипликационных фильмах.

В качестве материала для анализа взяты советские мультфильмы, американские как современные, так и классические мультфильмы, современные российские мультипликации.

Ценностное содержание мультфильмов.

  1. Нравственные ценности.

Категория добра и зла, понимание, что такое хорошо, а что такое плоха, закладываются у ребенка в детстве на основании разного материала – это и поступки окружающих, и оценка взрослых тех или иных действий, это и мультипликационные фильмы. Ребенок наблюдает за героями, видит добрых и злых, рассматривает оценку поступков в сюжете. Анализируя советские мультфильмы, можно отметить, что искажения ценностных категорий в них не происходит. Некие постулаты, как жить и каким быть, транслируются в сюжетах. Так, к примеру, «положительных» кукол и зверей мы можем увидеть в мультфильме «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.).

Воспитательное и поучительное начало лежал в основе мультфильмов советского времени. Поднимаются разные вопросы – тщеславия («Самый маленький гном», реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»), дружбы, сострадания («Светик семицветик», реж. М. Цехановский), уважения к родителям. Анализируя анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», приходим к выводу, что в них тоже заключено доброе начало.

Но есть и серия мультфильмов, которые напротив пропагандируют зло, насилие. В их числе современные американские мультфильмы. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

  1. Семейные ценности.

Модель взаимоотношений, идеалы матери и женщины присутствуют во многих мультфильмах.

Не все мультгероини несут положительные образы, а напротив способны заложить искажённые принципы и идеи семьи. Так, в мультфильме «Шрек», можно наблюдать целую систему взаимоотношений, основанных на гневе, агрессии жестокости (поющая Фиона своим голосом убивает птицу и жарит из ее яиц завтра).[12]


Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. Молодежный унисекс - в чем то продолжение унисекса мультипликационного. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.

Агрессивно Шрек относится к своей возлюбленной, хватает ее, несет на плече, что показывает отношения грубости.

Также, в западных мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами, которая своим образом будет вдохновлять девочку ей подражать. Современные западные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательном уровне отбить всякое желание у девочек в дальнейшем иметь детей.

  1. Трудовое воспитание.

Рассмотрим американский мультик «Вуди и его друзья» (реж. У. Ланс, С. Маркус). Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.).[13]

И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.

Вполне естественно, что если некоторый ребенок возьмётся брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность.

Российские, будь то советские или современные, мультфильмы показывают героев трудолюбивых, работящих. Показана польза труда.

  1. Эстетические идеалы.

Красота природы, окружающего мира продемонстрирована в мультфильмах российских. Если относиться к природе хорошо, ценить ее, она ответит тем же, яблоня угостит своими плодами, реки помогут пройти испытания. Важно, чтобы у ребенка формировалось правильное восприятие.


Основные признаки того, что этот видеоматериал детям смотреть не стоит:

1. Если герои мультфильма агрессивные и жестокие;

2. Герои нереалистичны и демонстрируют физическую неуязвимость;

3. Герои не занимаются никакой созидательной и полезной деятельностью;

4. В содержании не заложен морально-нравственный аспект.

Таким образом, можно сделать вывод. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни ребенка. Именно в этот период времени ребенок начинает формироваться как личность, закладываются ценности, происходит развитие принципов как осуществление нравственного, морального выбора в поведении. Ребенок осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, может дать оценку собственному поведению, своим действиям, аргументировать на примитивном уровне мотивы и цели. Важным в развитии становится формирование эмоциональной сферы, от того, какой она будет, зависит познавательное, мотивационное, умственное развитие. Мультфильмы влияют на детей как на психологическом, так на ценностном уровнях. В мультипликациях заложены идеи, ценности, идеалы, ребенок их воспринимает, после транслирует в жизни, копируя модели поведения или неосознанно перенимая контексты негативного влияния. Мультфильмы способны влиять как положительно, так и отрицательно. Все зависит от времени просмотра мультипликаций и их содержания.

2 Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста

2.1 Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие один детский сад ( ): 20 детей.

В ходе исследования изучались: воздействия мультфильмов на эмоциональную сферу дошкольников, на формирование ценностных ориентиров.

Организация исследования.

1. Анкетирование родителей (любимый мультфильм ребенка). Опрос проводился с целью выявления мультфильмов, которые ребенок смотрит чаще других. Родителям выдавались бланки с вопросами: