Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста(Теоретические основы влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- любимый мультфильм ребенка?

- сколько ребенок проводит времени в сутки за просмотром мультфильма?

- любимый герой мультфильма и почему?

- меняется ли поведение ребенка после просмотра мультипликаций?

2. Опрос воспитателей (характеристика детей) проводился с целью учета характера, манеры поведения детей до формирующего эксперимента.

3. Для выявления воздействия мультфильмов на эмоциональную сферу детей использовался метод наблюдения за поведение детей до просмотра мультфильмов (1 час) и после. Мультфильмы просматривались в течение 6 дней.

4. В ходе изучения эмоциональной сфере акцент делался на определенные показатели:

- эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызывают бурные эмоциональные реакции;

- неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;

- тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости;

- направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);

- глубина переживаний.

5. Диагностический инструментарий для выявления эмоциональной сферы рисуночный тест Бака «Дом. Дерево. Человек».

Инструкция. Ребенку говорят следующее: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. После окончания рисования с ребенком проводят беседу. Много информации даст также наблюдение за ребенком в процессе рисования – отмечаются его мимика, спонтанные высказывания, жесты либо необычные движения и т. п. Затем проводится качественно-количественный анализ полученных показателей.

Интерпретация результата.

Осуществляя интерпретацию необходимо исходить из анализа целостности рисунков. Наличие только одного признака еще не свидетельствует о проявлении определенной психической особенности у данного испытуемого. Интерпретация состоит из двух частей. Первая часть касается общепринятой трактовки рисунков и отдельных элементов. Во второй части определяется психологический портрет испытуемого на основании критериев проективного теста, анализа каждого отдельного рисунка в контексте всего задания и наблюдения за испытуемым во время выполнения задания.

6. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.

Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.


Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.

Процедура проведения: испытуемому предлагаются все три карточки. Ему необходимо выбрать из 3 наиболее понравившуюся карточку, после осуществления выбора карточка откладывается. Затем из 2 оставшихся испытуемый выбирает наиболее привлекательную для него карточку. Так повторяется три раза подряд, это необходимо для определения общей тенденции.

Инструкция: посмотри на эти карточки и выбери ту карточку цвет, который тебе сей час нравится больше (убираем выбранную карточку), а теперь какая тебе больше нравится? Процедура повторяется три раза.

Обработка результатов: при обработке оценивается последовательность сочетания цветов, указанная испытуемым дважды (общая тенденция).

7. С целью выявления влияние на формирование ценностных ориентиров были использованы адаптированные к эксперименту методика «Сюжетные картинки». Материалом послужила коллекция распечатанных стоп – кадров мультипликаций.

С помощью ее изучались такие категории, как доброта; щедрость; трудолюбие; правдивость. Ребенку предлагаются картинки (стоп-кадры мультипликаций разного сюжетного содержания), он должен дать моральную оценку изображенным поступкам героев.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.


2.2 Исследование воздействия мультфильмов на эмоциональную сферу дошкольников, на формирование ценностных ориентиров

Эксперимент проводился в течение 6 дней. Участвовали 20 детей.

В анкетировании приняли участие 20 родителей.

По результатам анкетирования были определены мультфильмы для дальнейшего эксперимента.

Вопрос

Результат анкетирования

Любимый мультфильм ребенка?

«Тачки» - 20%, «Спанч Боб» - 15%, «Шрек» - 25%, «Мадагаскар» - 10%, «Свинка Пеппе» - 30%, «Фиксики» - 10%.

Сколько ребенок проводит времени в сутки за просмотром мультфильма?

20 – 30 мин. – 20%

До 1 часа – 45%

Более 1 часа – 35%

Любимый герой мультфильма и почему?

Аниме – 15%, Винкс – 15%, Корпорация монстров – 10%, Человек паук – 20%, Лунтик – 15%, Черепашки Ниндзя – 5%, Губка Боб – 10%, Шрек – 20%.

Меняется ли поведение ребенка после просмотра мультипликаций?

Изменяется (становится активным, бегает по комнате, смеется) – 55%

Не изменяется – 35 %

Изменяется (становится безразличным, требует показать мультфильмы еще) – 10%

Определенные мультфильмы в ходе анкетирования стали материалом для наблюдения, проведения диагностических процедур.

В ходе изучения эмоциональной сферы посредством наблюдения (наблюдали за реакцией детей «до» и «после» просмотра мультфильмов) и методики «Дом. Дерево. Человек» было выявлено следующее:

До просмотра мультипликационных фильмов:

- эмоциональная возбудимость наблюдалась у 30% детей после просмотра мультипликаций. Наблюдались чрезмерная активность, нервозность;

- нестабильный эмоциональный фон (ребенок мог резко засмеяться или закапризничать, менялось настроение) – 50% детей;

- тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости – 10%;

- агрессивное поведение – 10%;

- конфликтные отношения со сверстниками – 10%;

- импульсивность в действиях – 35%.

После просмотра мультипликационных фильмов:

- эмоциональная возбудимость наблюдалась у 70% детей после просмотра мультипликаций. Наблюдались чрезмерная активность, нервозность;

- нестабильный эмоциональный фон (ребенок мог резко засмеяться или закапризничать, менялось настроение) – 80% детей;

- тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости – 30%;

- агрессивное поведение – 25%;

- конфликтные отношения со сверстниками – 20%;


- импульсивность в действиях – 65%.

Сравнив полученные результаты исследования эмоциональной сферы детей, можно сделать выводы о ее изменении после просмотра мультипликаций. Изменения происходят во всех показаниях: повышено количество детей с эмоциональной возбудимостью, почти у каждого ребенка изменился эмоциональный фон, в группе дети стали вести себя очень активно, можно было наблюдать конфликты во взаимоотношениях и даже проявление неконтролируемой спонтанной агрессии.

Исследования формирования ценностных ориентиров по методике «Сюжетные картинки» позволили выявить влияние образов и сюжетов мультипликационных фильмов на восприятие категорий доброты, щедрости, трудолюбия, правдивости.

Результаты исследования ценностных ориентиров представлены в таблице (согласно методике – максимальный балл равен 4 б.).

Таблица 1.2. Результаты исследования ценностных ориентиров

№ п/п участника

Доброта

Щедрость

Трудолюбие

Правдивость

1

4 б.

3 б.

1 б.

1 б.

2

4 б.

3 б.

1 б.

1 б.

3

3 б.

2 б.

1 б.

1 б.

4

3 б.

2 б.

1 б.

1 б.

5

3 б.

2 б.

1 б.

2 б.

6

1 б.

1 б.

1 б.

2 б.

7

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

8

3 б.

3 б.

2 б.

2 б.

9

4 б.

2 б.

2 б.

2 б.

10

2 б.

2 б.

2 б.

1 б.

11

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

12

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

13

2 б.

1 б.

2 б.

1 б.

14

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

15

3 б.

2 б.

3 б.

1 б.

16

3 б.

2 б.

3 б.

2 б.

17

3 б.

2 б.

3 б.

2 б.

18

3 б.

3 б.

2 б.

2 б.

19

3 б.

3 б.

2 б.

2 б.

20

1 б.

1 б.

1 б.

2 б.

Так, к примеру, образ героини из мультфильма «Шрек» Фиона воспринимается как добрый персонаж, в то время как по сюжету можно наблюдать и агрессию в поведении по отношению к окружающим, даже сцены убийства птицы, что вызывает смех у ребенка. Картинки из «Утиных историй» показали отношение детей к труду, видя стоп-кадры богатого героя, они радуются за него, что у него много денег, при этом отмечают, что быть богатым хорошо, но работать не нужно (в мультфильме много сцен где Скрудж Макдак считает деньги, купается в них, но не зарабатывает). Алеша Попович из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» - трусливый, глуповатый, воспринимается детьми как человек справедливый, ищущий правды. Дети на подсознательном уровне воспринимают искаженно ценности, которые во многих мультфильмах заложены как антиценности, преимущественно это мультфильмы современные, зарубежного производства.


Таким образом, можно сделать вывод, что просмотр мультфильмов влияет на эмоциональную сферу детей. Изменение эмоциональной сферы дошкольников происходит чаще всего под влиянием современных мультфильмов. Что выражено в повышении эмоциональной возбудимости, неустойчивости эмоционального фона, проявлении агрессии, возникновении тревожности, импульсивности.

В содержании мультфильма транслируются ценности, идеалы. В советских мультфильмах нет искажения нравственных категорий. В современных зарубежных мультфильмах представлено искажение ценностных ориентиров, что негативно влияет на формирование личности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа была посвящена рассмотрению влияния мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

В работе решены следующие задачи:

- теоретические рассмотрены психологические особенности детей дошкольного возраста, особенности формирования детей как личности,

- проанализированы психологическое и ценностное содержание мультипликаций,

- проведен эксперимент по выявлению влияния мультфильмов на детей.

Дошкольный возраст является важным периодом в жизни ребенка. Именно в этот период времени ребенок начинает формироваться как личность, закладываются ценности, происходит развитие принципов как осуществление нравственного, морального выбора в поведении. Ребенок осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, может дать оценку собственному поведению, своим действиям, аргументировать на примитивном уровне мотивы и цели. Важным в развитии становится формирование эмоциональной сферы, от того, какой она будет, зависит познавательное, мотивационное, умственное развитие. Мультфильмы влияют на детей как на психологическом, так на ценностном уровнях. В мультипликациях заложены идеи, ценности, идеалы, ребенок их воспринимает, после транслирует в жизни, копируя модели поведения или неосознанно перенимая контексты негативного влияния.

Мультфильмы способны влиять как положительно, так и отрицательно. Все зависит от времени просмотра мультипликаций и их содержания. Мультфильм может быть хорошим ресурсом для развития детей в любой из образовательных областей: социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической, физической. Удивительный мир современной мультипликации научит детей полезным знаниям о строении человеческого организма, работе приборов, составе веществ. Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется не более 30 минут в день. Несмотря на очевидные плюсы, просмотр мультфильмов может оказаться опасным, дети не всегда могут проигнорировать поступающую информацию сомнительного характера. Ученые подтверждают факты отрицательного влияния на психику детей некоторых продуктов анимационной индустрии. Выбирая тот или иной мультфильм сначала нужно посмотреть его самим и убедиться в правильности своего выбора. Взрослым просто необходимо смотреть мультфильмы и тщательно