Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста(Теоретические основы влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Формирование личности человека начинается в раннем детстве.

На развитие личности ребенка влияет множество факторов, таких как семья, социум, наследственность.

В контексте современного развития общества, связанного с процессами глобализации и информатизации, информационная среда ребенка расширилась. Телефоны, планшеты, компьютеры со свободным доступом в Интернет открыли большой спектр возможностей показывать родителям мультипликационные фильмы в любое выбранное время, осуществлять выбор мультфильмов. На сегодняшний день этот выбор представлен мультфильмами разного производства (отечественного, зарубежного), время создания (советские, современные), содержания (поучительные, развлекательные, музыкальные).

Информационная среда, в которой растет ребенок и формируется как личность, оказывает на него непосредственное влияние. От того, чем будет наполнена эта среда, зависят формирование ребенка, его психическое состояние, эмоциональный фон. С одной стороны, мультипликационные фильмы носят развлекательный характер – веселое время препровождения для детей; с другой, содержание мультфильмов – это ценностные установки, которые ребенок получает на бессознательном уровне. Часто дети подражают любимым героям, копируют их модель поведения. Поэтому очень важен выбор мультфильма.

Все больше появляется новых технологий создания мультфильмов с помощью компьютерной графики, где можно наблюдать быструю смену картинок, засилье спецэффектами. Что отвечает запросам современного клипового мышления. Новые технологии оказывают влияние на психику, часто наблюдается нервная возбудимость у детей после долгого просмотра мультипликаций.

Вопрос изучения влияние мультипликационных фильмов на формирование личности дошкольника в контексте содержания как ценностных ориентиров и воздействия на психику ребенка весьма актуален.

Значимость исследования обусловлена расширением информационной среды ребенка, широким выбором мультипликационных фильмов, от которого в свою очередь зависит становление детей как личностей.

Изучением данной проблемы занимались: В.С Собкин, М.В. Хлебникова, А.М. Грачева, В.П. Чудинова, А. Благовещенская, Д. Лемиш, Р. Пацлаф, А. В. Гриценко, К.А. Тарасов и другие.

Цель данного исследования: изучить влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.


Объект исследования - развитие дошкольников.

Предмет исследования - влияние мультфильмов на развитие дошкольников.

Цель, объект и предмет определяют постановку и решение следующих задач

- рассмотреть особенности развития ребенка дошкольного возраста;

- проанализировать психологическое содержание отечественных и зарубежных мультфильмов и их воздействие на психику ребенка;

- проанализировать ценностное содержание мультипликаций;

- рассмотреть влияние ценностных ориентиров, заложенных в мультфильмах, на формирование личности ребенка;

- организовать и провести эксперимент с просмотром мультфильмов;

- обработать эмпирические результаты исследования, сделать выводы.

Методы исследования: 

- системно-структурный анализ и обобщение научно-исследовательской и научно-методической психолого-педагогической литературы,

- диагностирование детей с использованием психодиагностических методик, метода наблюдения, организации эксперимента, проведения индивидуальных и групповых бесед,

- методы количественной обработки и качественного анализа результатов.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе…, в исследовании приняло участие 20 дошкольников. Возраст целевой группы - 5-6 лет.

Теоретико-методологическая база обусловлена междисциплинарной спецификой, в основе которой лежат исследования ученых по социально-педагогической психологии отечественных ученых И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой; по возрастной педагогике А.С. Белкина, по практической психологии М.В. Башовой; по возрастной психологии В.С. Мухиной, А.А. Хвостого; по дошкольной педагогике С.А. Козловой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой, Н.П. Гришеевой; по детской патопсихологии Э. Мыш, Д. Вольфа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями и психологами ДОУ в коррекционной и консультационной работе с родителями дошкольников, а также могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений, студентам педагогических и психологических факультетов.

Структура курсовой работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Во введение дана проблематизация заявленной темы, обоснована актуальность изучения вопросов влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. Также обозначена цель, определены объект, предмет и задачи исследования.. Описана практическая значимость работы, методики, теоретико-методологическая основа исследования. Первая глава посвящена теоретическим вопросам в рамках заявленной темы. Вторая глава – опытно-экспериментальная, где проанализированы содержательные аспекты мультипликаций и их влияние на ребенка, описаны диагностические исследования, результаты в рамках проведенного эксперимента в ДОУ. В заключении сделаны основные выводы.


1 Теоретические основы влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

1.1 Психологическая характеристика старшего дошкольника

Дошкольный возраст детей отличается динамичным развитием.

Изменения касаются разных направлений, приоритетными становится и совершенствование таких видов деятельности, как игровая, конструктивная, творческая, познавательная. Активное развитие получают процессы внимания, памяти, мышления и воображения. Происходит расширение кругозора, формируются умения и навыки саморегуляции, во взаимоотношениях в социуме ребенок приобретает навыки поведения, учится взаимодействовать.

Уже в дошкольном возрасте актуально говорить о формировании личности ребенка. Именно в этом возрасте развивается мотивационная сфера, появляются социальные потребности: в общении, в признании и уважении со стороны взрослых, в детском коллективе, мотив быть значимым, нужным для окружающих, что можно увидеть в игровой деятельности. Ребенок учится брать на себя роли. Происходит процесс самоидентификации. Позиционирование себя в коллективе проявляется в желаниях быть первым, быть нужным, в мотивах взять на себя ответственность. Наблюдается стремление к идеалу, потребность поступать в соответствии с установленными правилами и морально-этическими, нравственными нормами.

Регулятивные универсальные действия проявляются в самоконтроле, который непосредственно связан с мотивацией. Социальные ценности, моральные нормы, правила поведения в обществе не просто становятся эталонными, а задают определенные ориентиры в деятельности. Ребенок, дошкольного возраста способен не просто оценить ситуацию с позиции «хорошо» или «плоха», а поступить так, как это приемлемо, так, как «надо», иногда даже вопреки своим желаниям.

К семи годам происходит формирование внутренней социальной позиции у ребенка.

Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.[1]


Развитие и формирование ребенка как личности – процесс непосредственно связанный с психологическими изменениями в жизни дошкольника. Ведущее место занимает становление познавательной деятельности. Появление новых психологических механизмов деятельности и поведения.

Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.[2]

Изменяются структура и содержание деятельности ребенка. Преимущественно большее место в жизни ребенка начинают занимать сюжетно-ролевые игры, в которых он копирует модель поведения взрослых. Позже осваивая новые роли приходит освоение более сложных видов жизнедеятельности. Запросы ребенка реализуются в повышении умений и навыков регуляции, основанной на осознании целеполагания, планировании действий, контроле деятельности, рефлексии результата (в качестве примера можно привести, трудовую деятельность ребенка).

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен принять учебную задачу, стремиться к правильному и точному ее выполнению. В возрасте шести, семи лет у ребенка появляется умение переносить усвоенный способ действий в новые условия, применять уже изученные алгоритмы в подобной деятельности с незначительными изменениями условий. Важным становится не только достижение результата, но и сравнение его с образцом, проведение первичного сравнительного результата с эталоном.

Дошкольный возраст - это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Сюжетно-ролевая игра интегрирует и выявляет самые существенные стороны развития ребенка.[3]

Впервые в игре появляется важнейшая способность - действовать в плане представлений.

Уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.[4]

Фантазирование, воображение – одни из основных новообразований дошкольника. Насколько развито воображение можно оценить по таким показателям, как: символический характер, продуктивность в сочетании с оригинальностью и гибкостью образов, создание плана-замысла и его реализация.

Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции.[5]


Важным показателем в развитии ребенка становится речь. По разным компонентам и показателям можно судить об уровнях развития речи. Это виды речи, и степень ее развернутости и связности, овладение различными средствами речевой деятельности; овладение фонетикой, лексикой, грамматикой.

Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем.

Дошкольный период развития ребенка – время накопления знаний, которые постепенно расширяются, углубляются. Приведение первичных знаний в систему, их обобщение происходит у ребенка в возрасти шести лет. Ребенок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях.

В дошкольном детстве у ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.

Развивается эмоционально-волевая сфера. Эмоциональная сфера дошкольника преимущественно спокойна. Аффектные состояния наблюдаются редко. Вместе с тем можно отметить неустойчивость, нестабильность уровня тревожности, возбудимости, агрессии.

В дошкольном возрасте изменяется мотивационная сфера.

Ребенок дошкольного возраста изначально начинает осваивать этические нормы на уровне переживания. Позже фон переживаний сменяет осознание поступков, их оценка с разных позиций, категорий нравственности.

На психическое развитие каждого ребенка оказывают значительное влияние биологические и социальные факторы, являющиеся индивидуальными и неодинаковые у разных детей.[6] 

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

1.2 Мультипликации как фактор развития личности дошкольников

Мультфильмы – это большой мир, в который включаются наши дети. С их помощью можно попытаться подобрать ключик к малышу. Герои мультфильмов и сказок разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро донести информацию до ребёнка, как это делают

мультики. Они формируют у детей первичные представления о добре и зле, шаблоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями. Эмоции, которые возникают при просмотре мультфильмов, оказывают благоприятное влияние