Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты налогообложения физических лиц ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую.  Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса. Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.[25]

Основное назначение регулирующей функции - это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением. Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени. Поэтому очень важным моментом является рассмотрение проблем налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время. Рассмотри их ниже.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать.  Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.


2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть  дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется  их основная функция - регулирующая.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования[26].

5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения - это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.  

3.2. Направления совершенствования системы налогообложения физических лиц 

Особое внимание к НДФЛ объясняется личным интересом, местом и ролью данного налога в бюджетной системе страны. Являясь федеральным, НДФЛ в федеральный бюджет не поступает, а зачисляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты по нормативам соответственно 85% и 15%. По основной ставке налога (13%) Россия занимает второе место в мире (1-е место – ОАЭ со ставкой налога 5%). Особенностью российского подоходного налога являются одинаковые эффективные ставки (с учетом налоговых вычетов и т. д.) для холостых и семейных налогоплательщиков.


По оценке специалистов Credit Suisse, на 10% самых обеспеченных российских домохозяйств приходится 89% всех семейных активов. Для сравнения, в Китае 10% самых богатых домохозяйств владеют 73% активов, в Соединенных Штатах – 78%. При этом 28 млн россиян живут за чертой бедности, размер их активов не превышает скромной суммы в 248 долл. По численности бедных граждан Россия находится между Индонезией (30 млн) и Эфиопией (27 млн) .[27]

В практике мирового налогообложения преобладает прогрессивная шкала подоходного налога. Опыт большинства стран свидетельствует о том, что прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц позволяет изымать сверхдоходы и направлять эти средства на создание новых рабочих мест и осуществление социальных выплат нуждающимся.

Так, по данным статистической службы Европейского союза  в США максимальная ставка подоходного налога на граждан равна 39,6%, в Финляндии варьируется от 25,6 до 49%, в Германии от 14 до 45%, в Великобритании – от 20 до 45%, во Франции – от 5,5 до 49%, в Нидерландах – от 37 до 52%. Китай демонстрирует успешную девятиступенчатую прогрессивную шкалу подоходного налога от минимальной ставки 5% до максимальной 45%. В Швейцарии максимальная величина ставки НДФЛ составляет 11,5%, и она является прогрессивной[28]

Важнейшей функцией современного государства является финансирование социальной сферы, обеспечивающее гражданам возможность быть здоровыми, образованными, равноправно участвовать в жизни общества, иметь одинаковый доступ к ресурсам, необходимым для поддержания приемлемых жизненных стандартов . Это возможно, в частности, за счет проведения органами государственной власти мероприятий по совершенствованию системы налогообложения доходов физических лиц.

Из вносимых в Госдуму РФ законопроектов по прогрессивной шкале НДФЛ наиболее реальным, на наш взгляд, является законопроект №745963–6 , предусматривающий ставку налога в размере 13% с зарплаты до 400 тыс. руб., сверх 400 тыс. руб. до 1 000 тыс. руб. – 30% и свыше 1 000 тыс. руб. – 50%. Законопроект №743569–6 не предусматривает введение прогрессивной шкалы, а увеличивает ставку НДФЛ до 16% с освобождением от уплаты налога с заработной платы в размере, не превышающем установленный размер МРОТ.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Действующая в России величина МРОТ не соответствует прожиточному минимуму.

2. С учетом резкой дифференциации населения по уровню заработной платы, в целях обеспечения справедливости в распределительных отношениях представляется целесообразным решение вопроса об установлении прогрессивной шкалы налога исходя из реальной заработной платы, сложившейся в данном регионе, передать в ведение регионов. Здесь следует учесть, что регионы, не являющиеся донорами, имеют право устанавливать свой МРОТ.


3. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 56, 61) налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъектов Федерации и местных бюджетов по нормативам соответственно 85% и 15% соответственно. Доля НДФЛ составляет: в консолидированном бюджете РФ – около 10%, в консолидированном бюджете субъектов РФ – около 30%, в общем объеме налоговых доходов местных бюджетов – 65–70%. Считаем, что НДФЛ из разряда федеральных должен быть помещен в разряд региональных, при этом существующий норматив распределения следует изменить в пользу местного бюджета. А с учетом того, что человек должен работать и жить в одном и том же месте, представляется целесообразным отнесение налога на доходы физических лиц к разряду местных, что повысит заинтересованность местных органов власти в увеличении налоговой базы на своих территориях. Это особенно важно в ситуации, когда в местный бюджет не зачисляются налоги, исчисляемые с выручки от реализации продукции (НДС, налог на прибыль организаций)[29].

4. Дальнейшее совершенствование налогообложения доходов физических лиц должно быть направлено на решение следующих задач:

- стандартные вычеты на детей действуют до заработной платы работника, не превышающей 350 тыс. руб. в год. В то же время в отношении страховых взносов, зачисляемых в ПФР, применение регрессивной шкалы в размере 10% предусмотрено с зарплаты, превышающей 876 тыс. руб. в год на одного работника. Считаем, ограничение в отношении стандартных вычетов на детей целесообразно отменить;

- предоставляемые социальные вычеты на обучение (не более 50 тыс. руб. в год на чел.), на лечение (не более 50 тыс. руб.), имущественный вычет на приобретение жилья (действующий с 2008 года в размере 2 000 тыс. руб.) не соответствуют рыночной стоимости данных услуг;

- с учетом зарубежного опыта следует рассмотреть вопрос об обложении налогом не индивидуального дохода, а семейного дохода, заменив стандартные вычеты на детей установлением ставок налога на доходы семьи с учетом количества неработающих членов семьи.

В качестве примера можно привести налогообложение доходов семьи во Франции. Отметим, что налоговая база во Франции определяется так же, как и в России: совокупный доход уменьшается на сумму налоговых вычетов. Для вычисления ставки налога суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи.

Таблица 4 - Семейные коэффициенты, действующие во Франции

Статус человека

Семейный коэффициент (количество долей)

Холостяк или незамужняя женщина

1

Семья со взрослыми детьми

2

Семья с одним маленьким ребенком

2,5

Семья с двумя маленькими детьми

3

Семья с тремя маленькими детьми

4

Вдова (вдовец) с одним ребенком

2,5

Вдова (вдовец) с двумя детьми

3

Вдова (вдовец) с тремя детьми

4


Таким образом, получается доля дохода, облагаемая доходом для одного члена семьи, то есть рассчитывается среднедушевой доход семьи, который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи.

В конечном итоге холостяки Франции платят налогов в среднем больше, женатые – меньше (так как жены либо не работают, либо имеют заработную плату меньше мужа, а женатые граждане с детьми платят налогов еще меньше (чем больше детей, тем меньше налогов). Это напоминает в какой-то степени обложение налогом холостяков в СССР[30].

При введении семейного налогообложения, по нашему мнению, следует исходить из суммарной величины дохода, обеспечивающего прожиточный минимум семьям различного состава.

Таблица 5 - Суммарный доход, обеспечивающий прожиточный минимум семьям различного состава в 4-м квартале 2015 г.

Семьи, состоящие

Доход, руб. в месяц

Из двух человек:

2 трудоспособных

20 374

2 пенсионеров

15 562

1 трудоспособного и 1 ребенка

19 384

Из трех человек:

2 трудоспособных и 1 ребенка

29 571

2 трудоспособных и 1 пенсионера

28 155

1 трудоспособного и 2 детей

28 581

Из четырех человек:

2 трудоспособных и 2 детей

38 768

1 трудоспособного и 3 детей

37 778

Учет приведенных факторов должен обеспечить справедливость в налогообложении: чем меньше совокупный доход семьи (заработная плата всех работающих членов семьи), тем ставка налога должна быть меньше.

Заключение

В ряде стран налогообложение физического лица засвистит от его гражданства и источника дохода. Лицо уплачивает налог на доход той страны, на территории которой проживает постоянно, вне зависимости от источника дохода. В других же странах, это зависит только от его гражданства, а не от места проживания. Таким образом, страны, на чьей территории физическим лицом был получен доход, имеют право применить свою систему налогообложения дохода, даже при условии отсутствия физического лица на их территории.

Итак, краткий список налогов, которые приходится оплачивать гражданам Российской Федерации:

  • Налог на доходы физических лиц.
  • Налог на выигрыши, призы и проценты по вкладам.
  • Налог на дивиденды, получаемые с ценных бумаг.
  • Транспортные налоги.
  • Земельные налоги.