Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты налогообложения физических лиц ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая система Германии ориентируется на следующие цели:

  • максимальное снижение налогового бремени;
  • минимальные затраты на функционирование налоговых органов;
  • обеспечение равных конкурентных возможностей;
  • справедливое распределение доходов;
  • исключение двойного налогообложения;
  • недопустимость разглашения коммерческой тайны и сведений о частной жизни.

Налоговая система Австрии, Дании, Швеции придерживается те же целей и принципов, что и налоговая система Германии, хотя структура налогов в этих странах отличается. В Австрии, вместо налога с продаж, взимается НДС, но ставка НДС снижается в 2 раза на продовольственные товары и предметы культурного назначения[19]. Прогрессивные налоги на прибыль корпораций и доходы физических лиц практически во всех развитых странах Европы являются основными инструментами государственного регулирования.

В структуре федеральных налогов США преобладают прямые налоги на подоходный налог, отчисления в фонд соцобеспечения и налог на прибыль корпораций. Формирование бюджетов штатов и местных бюджетов производится за счет косвенных налогов и налога на имущество. Налоговые системы каждого штата имеют свои особенности: в одних взимается налог с продаж, в других НДС, в третьих не взимается налог с корпораций.

2. развитие системы налогообложения физических лиц на современном этапе развития: проблемы и пути решения

2.1. Этапизация развития налогообложения физических лиц в России

В ряде стран налогообложение физического лица засвистит от его гражданства и источника дохода. Лицо уплачивает налог на доход той страны, на территории которой проживает постоянно, вне зависимости от источника дохода. В других же странах, это зависит только от его гражданства, а не от места проживания. Таким образом, страны, на чьей территории физическим лицом был получен доход, имеют право применить свою систему налогообложения дохода, даже при условии отсутствия физического лица на их территории.


За последние годы налоговая система менялась чаще, чем во времена правления Петра Первого. Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. Налоги в это время собираются в основном с организаций и предпринимателей, которым официально разрешили появиться на свет – оставшиеся от советского прошлого заводы не работали, людей пока пересчитать и учесть было невозможно. Не было не только компьютеров, калькуляторов не всегда хватало на всех работников налоговой инспекции.[20]

В 1998 г. планировался завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации - принят Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором предполагалось прописать все необходимое. Однако, жизнь оказалась несколько сложнее: первые 2 года налоговый кодекс «буксовал». Статей, регламентирующих налоги с физических лиц в нем временно не было вообще. Единственный уплачиваемый населением налог – подоходный, взимался по нарастающей, т.н. «прогрессивной» ставке.Но к 2004 году ситуация с налогообложением физических лиц в России уже достаточно устоялась. Посмотрим внимательно на налоги, которые нас окружают.

Подоходный налог-Один из главных налогов в современных государствах. Он возник в 18-19 вв. В России предпринимались попытки введения подоходного налога. Однако этому препятствовало крепостное право. После его отмены к этому вопросу снова вернулись. Наконец, в 1916г. был принят подоходный налог со сроком начала взимания в октябре 1917г. В связи с революционными действиями ввод в действие данного закона не состоялся. Позднее, в советский период было введено и действовало законодательство о подоходном налоге с населения. Налог на доходы физических лиц – единственный, по которому налоговая доверила расчет бухгалтерии предприятия, на котором вы работаете или непосредственно вам, поэтому здесь декларация обязательна.

В России налогообложение имущества, переходящим безвозмездным способом, существовало еще при царе Алексее Михайловиче и неоднократно в последствии изменялось. Такой налог взимался и в СССР на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. Затем он был отменен в январе 1943г.и вновь возрожден почти через 50 лет Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12 декабря 1991г. Данный налог действующим законодательством РФ отнесен к группе федеральных налогов с зачислением его в местный бюджет. Налоговый Кодекс России(ч.1)отнес этот платеж к группе местных, изменив его наименование на налог с наследств или дарений(ст.15). [21]


С 2006 года в России действуют положения Налогового кодекса, согласно которому не подлежат налогообложению - доходы получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов; доходы получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев.

Так что дарение квартир машин акций, паев ПИФов подлежит налогообложению, но Исключение составляют доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).


2.2. Характеристика динамики поступления налогов,взымаемых с физических лиц

На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций. Система налогообложения должна выполнять стимулирующую роль, положительно влияя на экономическую деятельность предприятий, на развитие производства в стране.

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2013-2015 гг. (табл. 1). [22]

Таблица 1 - Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2013-2015 гг.

Бюджет

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Консолидированный бюджет РФ, %

21

22

22

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

39

41,9

43


Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

В таблице 2  отражена структура начислений земельного налога в России по физическим лицам.

Таблица 2 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по физическим лицам

 Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Темп роста, 2015/

2013

1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, тыс. единиц

27 407,1

29 525

30 634,6

111,8

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, млн. руб.

19 448, 3

22 985,9

28 475,5

146,4

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в расчете на одного налогоплательщика, руб.

709,6

779

928,5

130,8

4. Количество налогоплательщиков, применяющих льготу, тыс. единиц

3 790,1

3 863,1

3 812,9

100,6

5. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщику льгот по налогу, млн. руб., в том числе:

1 572,3

1 904,1

2 079,2

132,2

5.1 по льготам, установленным нормативно-правовыми актами представительных органов МО

1 475,7

1 805,4

1 964,8

133,2

6. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в расчете на одного налогоплательщика, руб.

415

       493

545,3

131,4

Количество налогоплательщиков физических лиц за период исследования увеличивается на 12%, с 27,4 млн. в 2013г. до 30,6 млн. в 2015г.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличивается на 46%, с 19,4 млрд.руб. в 2013г. до 28,5 млрд.руб. в 2015г., сумма налога приходящаяся на одного налогоплательщика увеличилась на 30%.[23] 

Если обратиться к структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ на январь-октябрь 2015 года, поступления по имущественным налогам составляют 923,8 миллиардов рублей, из них: 26,13 миллиардов рублей – налог на имущество физических лиц.


Таблица 3 - Налог на имущество физических лиц в РФ

Виды налогов

2014

2015

январь-октябрь  2016

миллиардов рублей

в %к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ

миллиардов рублей

в %к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ

миллиардов рублей

в %к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ

в% к соотв. период2015

на имущество физических лиц

22,3

0,4

27,1

0,4

26,1

0,5

132,6

Доля имущественных налогов относительно всех поступлений в консолидированный бюджет составляет почти 8%, что на 8%(относительно 2015 года) больше по сравнению с рассматриваемым промежутком времени 2015 года. Напомним, что за соответствующий период прошлого года поступления по имущественным налогам составили всего 854,4 миллиардов рублей .

3. Перспективы развития налогообложения физических лиц

3.1. Проблемы функционирования системы налогообложения физических лиц

Среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, наибольшую долю составляет налог на доходы физических лиц. Он считается одним из самых собираемых налогов как в России, так и в других странах. Также он формирует значительную часть государственного бюджета и является неотъемлемой частью функционирования экономики в целом. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления. Иными словами, данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование своего бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют наименьшую социальную защищенность. Рассмотрим данный налог более подробно.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.[24] НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.