Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты налогообложения физических лиц ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Социально-экономические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, преобразовали существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, систему бюджетных отношений, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению общеэкономических и социальных задач переходного периода.  

Большое   значение   приобретает   реорганизация системы налогообложения физических лиц, ее использование для регулирования доходов населения, стимулирования предпринимательской деятельности и обеспечения регулярных доходов бюджета.

Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц. 

Предметом исследований является изучение специфики налогообложения с физических лиц. 

Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

Исходя из данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать характеристику налогов, уплачиваемых физическими лицами;
  • рассмотреть этапизацию развития налогообложения физических лиц в России;
  • Рассмотреть зарубежный опыт развития системы налогообложения физических лиц;
  • проанализировать динамику поступления налогов, взымаемых с физических лиц;
  • выявить проблемы функционирования системы налогообложения физических лиц;
  • предложить направления совершенствования системы налогообложения физических лиц.

1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.1. Характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами

Российская федерация является государством, в котором действует много видов налогов. Благодаря этому (да и не только) мы находимся в конце списка по легкости ведения бизнеса. Мы являемся страной с одной из самых сложных налоговых систем. Но при детальном рассмотрении выявляется, что здесь существует много нюансов. Давайте выясним, какие налоги платят граждане РФ и что в эти платежи включено.


Как уже выше упоминалось, налогов существует много. Но с большинством из них нам никогда не приходится встречаться, или мы можем узнать о них один или несколько за всю жизнь. [1]

Налоги, которые встречаются так редко, рассматриваться не будут. Итак, краткий список налогов, которые приходится оплачивать гражданам Российской Федерации:[2]

  • Налог на доходы физических лиц.
  • Налог на выигрыши, призы и проценты по вкладам.
  • Налог на дивиденды, получаемые с ценных бумаг.
  • Транспортные налоги.
  • Земельные налоги.

Также, если говорить в общем, следует произвести некоторое деление. Есть прямые и непрямые налоги. К первым относятся все те, которые были перечислены – государство открыто и без применения каких-то тайных механизмов собирает их с нас – рядовых граждан[3].

Непрямые являются более сложными в своей реализации и позволяют подвергнуть население страны дополнительному налогообложению.[4] Данный механизм может быть реализован в виде наложения дополнительных платежей на производителей продукции, которые все издержки переложат на плечи своих покупателей.

Забегая наперёд, следует поговорить об одной из групп людей, которые приносят доход в казну государства. А конкретнее – о негражданах. Они тоже оплачивают все налоги, которые были указаны ранее, с небольшими особенностями. А именно – все доходы облагаются ставкой в 30%, вот какие налоги платит иностранный гражданин. Так что можно сказать, что у нас существует специфический протекционизм, чтобы уменьшить вливания миграционной рабочей силы.

Важным с точки зрения пополнения государственного бюджета является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Его платят все законопослушные граждане, которые получают определённые суммы денег от своей какой-то деятельности[5].

В качестве базы налога могут выступать: Заработная плата, получаемая как вознаграждение за предоставление профессиональных умений и своего времени. Доходы, которые получаются благодаря сдаче в аренду дома, квартиры, промышленных и складских помещений, а также офисных зданий. Также сюда относятся денежные суммы, которые человек получает за предоставление во временное пользование другим лицам своего личного транспорта (автомобиля, мотороллера, грузовой машины, мотоцикла, велосипеда, транспорта для перевозки людей и прочее).


Доходы, получаемые от авторских и смежных прав, которые распространяются на объекты интеллектуальной собственности. В качестве субъекта налогообложения могут выступать суммы, полученные в качестве гонораров за книги и статьи, публикуемые в журналах, или за реализацию копий собственных музыкальных произведений[6]. В общем – за любой творческий труд. Доход, полученный при реализации имущества (недвижимости или транспорта). Итак, с тем, что подпадает под налог на доходы физических лиц, определились.

Она составляет 13% от суммы дохода. Вот какие налоги платят граждане нашей страны при получении денег одним из вышеуказанных путей.

В связи с популярностью лотерей, розыгрышей призов и банковских депозитов было введено налогообложение и для них. Ставка в данном случае составляет 35% от рыночной стоимости[7].

Вот какие налоги платят граждане нашего государства даже в таких случаях. Информацию, что касается данных сфер жизни, можно поделить на два пункта: Выигрыши и призы. Дело в том, что согласно современному законодательству при безвозмездной передаче необходимо уплатить 35% от рыночной стоимости полученного предмета. Поэтому при проведении акций или подобных мероприятий они обычно продаются за символическую сумму. Даже если в качестве приза выступает квартира или машина.

Проценты по вкладам. Тут тоже не всё так просто. Проценты облагаются налоговой ставкой в 35 процентов, но с некоторыми условиями[8]. Так, под подати попадает только та часть из них, которая превышает ставку рефинансирования, установленную центральным банком. Обложение налогом дивидендов В последние годы пользуется популярностью инвестирование в акции и облигации. Они позволяют получать незначительный доход в виде дивидендов, а при надобности можно продать ценные бумаги и получить свои деньги. Понятное дело, что такое не могло остаться без внимания со стороны государства. Поэтому все доходы, которые являются дивидендами ценных бумаг, облагаются налогом в 9%.

Транспортный налог необходимо платить всем, кто имеет собственный автомобиль (исключением из этого являются машины инвалидов, которые не подлежат налогообложению, а также другие льготные категории, которые установлены законодательством).[9] Следует учесть, что ставки платежей прописаны в НК Российской Федерации, но они могут изменяться местными и региональными властями. Как правило, они такой привилегией не упускают возможности воспользоваться, потому что то, что прописано в законодательстве, не удовлетворяет из-за слишком малых сумм оплаты. Потому трудно в этой ситуации точно просчитать, какие налоги платят граждане, можно сказать, что в данном случае они резиновые.


В качестве базы для налогообложения служит мощность двигателя транспортного средства, которая измеряется в лошадиных силах[10].

Если есть земельный участок любого предназначения, будь то дача, земля сельхозназначения, промышленного или садово-декоративного, придётся заплатить соответствующий налог. Ставка в зависимости от объекта колеблется в рамках 0,3-1,5 процентов.[11] Всё зависит от предназначения земли, на которую начисляется налог. В качестве базы берётся кадастровая стоимость. Объектом налогообложения является сам земельный участок. Если не вносить вовремя платежи, то владельцу будут начисляться штрафы и пеня. Их размер целиком зависит от суммы, которую необходимо было оплатить.

1.2. Зарубежный опыт развития системы налогообложения физических лиц

Российской Федерации налог на личные доходы граждан должен служит базовым источником доходной части местных бюджетов, но для этого необходимо провести ряд изменений в системе налогообложения и соответственно, в налоговом законодательстве, относительно налога на доходы физических лиц.

Величина поступлений по НДФЛ в муниципалитетах страны находится в интервале 50-80 % от общей доходной части местных бюджетов, на втором месте имущественные налоги на физических лиц, организаций, земельный налог[12].

В каждой стране существуют свои налоговые системы, и они существенно отличаются друг от друга. На развитие экономики страны воздействует эффективность системы налогообложения. С помощью налогов происходит перераспределение доходов, это позволяет сократить разрыв в доступности к материальным благам разных слоев населения и снизить социальную напряженность в обществе.Налоги являются основным инструментом государственного регулирования, с их помощью пополняется государственный бюджет, который в свою очередь обеспечивает деятельность государственных и муниципальных органов самоуправления[13].

В России налоговая нагрузка за последние пару лет немного снизилась. В 2013 году она составляла 33,7%, а в 2014 году 33,3%, что обусловлено сложной обстановкой в стране и наличием вопросов, по которым надо принимать серьезные политические решения. Для сравнения, налоговая нагрузка в США составляет 30% ВВП, а в развитых странах ЕЭС от 37 до 40% .[14]


Структура доходов местных бюджетов состоит, в основном, из поступлений от доходов физических лиц (примерно 82,5%), остальные налоги (транспортный, земельный, УСН, ЕНВД) обеспечивают в среднем от 3,4 до 4,8% поступлений. В федеральный бюджет поступает примерно 50% от общих поступлений, в региональные бюджеты – 30%, в местные - 20%.

Местные бюджеты в США занимают главенствующее место, а в странах ЕЭС – вспомогательное, но их доля в бюджете страны значительно превышает долю местных бюджетов России. При этом в США и Франции поступления от НДФЛ направляются в государственные бюджеты этих стран, а в Германии по 42,5% в федеральный бюджет и бюджеты земель, а в местные бюджеты 15%.[15]

Удельный вес налогов в ВВП Франции в последние годы составляет примерно 45,8 %, этот показатель выше средней нормы налогообложения в странах Европейского Союза. Налог на заработную плату взимается на основе годового фонда оплаты труда (ФОТ) определённого работника в денежной и натуральной формах. Установлена прогрессивная шкала налогообложения: при годовом объёме ФОТ до 35,9 тыс. евро — 4,5 %, от 35901 до 71700 евро — 8,5 %, при превышении 71,7 тыс. — 13,5 %.[16]

В Англии также применяется прогрессивное налогообложение. Налог при доходе £10,000 — £41,865 составляет 20 %, при £41,866 - £150,000 сумма налога увеличивается до 40 %, а в случае получения доходов свыше £150,000 - 45 %4. В отличие от России, прямые налоги приносят 56% поступлений, следовательно, играют большую роль, чем косвенные. Суммарный бюджет графств и городов составляет 70-90% бюджета страны[17].

В Германии по 50% налога на корпорации поступает в федеральный бюджет и бюджет земель. 50% налога собранного местными органами на предпринимательство также отчисляется в бюджеты земель и федеральный бюджет. Вертикальное и горизонтальное выравнивание финансового состояния земель производится с помощью косвенного налога с продаж, его распределение между бюджетами трех уровней корректируется каждые 2-3 года. В среднем поступления от налогов в Германии распределяются между фондом ЕЭС (5%), Федеральным бюджетом (48%), бюджетами земель (34%) и местными бюджетами (13%). Особенностью налоговой системы Германии является применение налога с продаж, а не НДС.

Все без исключения налоги в Германии являются важными инструментами государственного регулирования. Государственное регулирование осуществляется с помощью прогрессивного подоходного налога, ставка которого изменяется от 19% до 53% в зависимости от величины дохода, состава семьи, возраста, состояния здоровья, наличия в собственности земельного участка[18].