Файл: Реформа электроэнергетики в России (Современные электроэнергетики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причины происшедшего кроются в от системных и электроснабжения потребителей и их интересами мелких региональных энергосистем – АО­энерго. АО стало использовать в первую очередь станции, внутри региональных бассейнов. Эти менее мощные, чем на ФОРЭМ, и более дорогую электроэнергию, от которой в исчислении больше выручки и прибыли. По этой управление электроэнергии и ее перетоками теперь без общесистемных и экономической оптимизации. В Союзе (местные) станции, к которым в относились ТЭЦ, в своем только в время года, требовалась энергия, а на электроэнергию возрастал. В наши дни ТЭЦ во населенных пунктах нередко и летом, невостребуемым окружающую среду, на что расходуется топлива, а издержки оплачивает потребитель. Как этого, электроэнергии с ФОРЭМ, при такой оптимизации энергосистемами прибыли, понизился. Средняя загрузка тепловых на суммарной мощностью 51,8 ГВт, в 90­х гг. на полную мощность, в четверти 90­х гг. превышала их возможностей, хотя их составляет четверть от всех генерирующих мощностей. загрузка ТЭС увеличение затрат на электроэнергии, что ухудшило их положение, повлекшее за ухудшение состояния этих станций.

Нужно отметить, что «местечковая» эффективности региональными администрациями, региональные комиссии, которым дано самостоятельно тарифы на местах. очевидная зависимость: чем выручка и АО­энерго, возрастают при реализации собственной, дорогой, чем на ФОРЭМ, электроэнергии, тем большая налогов в исчислении в всех уровней.

Таким образом, результатом недальновидного, из критериев, акционирования электроэнергетики в 1992­1993 гг. и при этом от принципов оптимального ЕЭС, начало в электроэнергетике кризисных и явлений, что в степени тотальным кризисом неплатежей, отечественную в 1995­98 гг. К основным негативным можно следующие: эффективность и высокая энергоемкость производства; стимулов к эффективности производства; перебои и аварии; низкая инвестиционная и бизнеса; отставание темпов новых от роста и др. из изложенного выше, проведения реформ в электроэнергетике к 1998 г. являлась, по многих исследователей, непреложным фактом.

2. Реформа электроэнергетики: цели и задачи

2.1. Концепция реформы

Менеджментом РАО «ЕЭС России» с РФ в 1998­2012 гг. была подготовлена концептуальная и база для компании. Специально созданная для этих Концепция ОАО РАО «ЕЭС России» «5+5» предполагала, что на реформирования компаний, в РАО «ЕЭС России» 3 года, и из РАО «ЕЭС России» выделены все основные отрасли. этого еще 2 года на их деформирование и корпоративных процедур.


В этого сформирована целевая структура [4].

Основными целями реформирования отрасли являются:

1. Повышение предприятий электроэнергетики;

2. Создание для отрасли на основе инвестиций.

При этом основными задачами являются следующие:

1. отрасли на ­монопольные (в основном, и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;

2. системы эффективных отношений в видах деятельности;

3. Обеспечение недискриминационного к естественных монополий;

4. и справедливое регулирование монополий, создающее стимулы к издержек и инвестиционную привлекательность естественных монополий.

Авторы также продекларировали, что РАО «ЕЭС России» стремиться к указанных целей реформирования, с учетом:

1. Обеспечения и бесперебойного энергоснабжения потребителей электро­ и в кратко­ и долгосрочной перспективе.

2. Обеспечения между исполнением интересов компании, и заинтересованных субъектов, потребителей и услуг, в и сотрудников компании.

Реализация реформирования была бы без формирования соответствующей основы. В с этим Российской Федерации был и внесён в Думу законопроектов, регламентирующий электроэнергетической и РАО "ЕЭС России", основные и функционирования электроэнергетики в в конкуренции и государственного вмешательства в отношения. Так был закон «Об электроэнергетике», а законы, вносящие и в уже законы: «О государственном регулировании на и энергию в Российской Федерации», «О монополиях», «Об энергосбережении». были изменения в Гражданский кодекс.

Исходя из содержания указанных документов, экономических в электроэнергетическом комплексе выглядеть образом.

Переходный период необходим с отработки механизмов хозяйственных отношений в и последовательного от существующей административной к конкурентной среды. В период в протекают по основным направлениям:

1. от вертикально – энергокомпаний к видов деятельности.

В период произошло разделение конкурентных и естественно–монопольных видов в путём региональных АО–энерго. В было организационное разграничение генерации, передачи, сбыта, и деятельности, а также непрофильных деятельности. условием, исключит в будущем для ресурсами существующей интегрированной структуры, запрет на владение имуществом, для естественно–монопольных и потенциально видов деятельности.

Вместе с тем, в ряде случаев видов в будет необходимо. В связи с этим, на осуществление и конкурентных видов будут хозяйствующие субъекты, которые:


1. функционируют в изолированных энергосистем, при отсутствия или конкуренции;

2. осуществляют по оперативно–диспетчерскому и по электроэнергии исключительно в удовлетворения производственных нужд;

3. территориальные компании, которые получили гарантирующего поставщика.

2. Введение на рынке системы, сочетающей ценообразование и регулирование.

В этот период реализация на рынке осуществляется как по тарифам, так и по ценам. Объёмы электроэнергии, сможет по ценам каждый поставщик – оптового рынка, Правительством. В целях регулирования в этот Правительство ежегодно, до принятия бюджета предельные тарифов на энергию. При этом обеспечена интересов посредством для нее предельных цен.

3. Замена регулирования механизмами свободного ценообразования.

С окончания переходного (т.е. с вступления в силу оптового рынка) вступают в силу закона «Об электроэнергетике», порядок функционирования и рынков. В на рынке начинает механизм равновесных цен в ценовых зон, которых Правительством. данного механизма является подачи и ценовых (которые могут быть с ценой – то есть ценопринимающими). В результате сопоставления заявок (указанных в них электроэнергии и цен) определяется цена, по осуществляется ­продажа электроэнергии, а также оперативно ­диспетчерское управление.

Кроме подачи заявок (то есть, рынка) также рынок прямых договоров, которого в электроэнергии по ценам, определяемым (вне от определённой цены) на основе договоров. Весь организации будет действовать с учётом очерёдности генерирующих (в первую – мощности, системную надёжность и АЭС в части обеспечения их эксплуатации; во очередь – ТЭС в объеме электроэнергии, их в теплофикационном режиме, и ГЭС в производства энергии, который произвести по причинам и в обеспечения экологической безопасности).

По окончании переходного продажа на рынках будет осуществляться по ценам, под спроса и предложения. Тарифное в будет в части регулирования субъектов монополии (к будут отнесены сетевая и оператор). Государственное регулирование по к объектам:

1. регулирование цен (тарифов) на электрическую и энергию, в отсутствия конкуренции;

2. регулирование цен (тарифов) на по обеспечению надежности;

3. регулирование цен (тарифов) на услуги администратора системы;

4. регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию;

5. регулирование за технологическое присоединение к сетям;

6. регулирование надбавок гарантирующих поставщиков.

Кроме того, при проявлении или тенденций, вмешательства государства в ситуацию на рынке, осуществляться регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных) цен на электрическую энергию и цен (тарифов) на генерирующую мощность.


4. Ограничение прав объектов электросетевого хозяйства.

С окончания переходного осуществляется формирование правомочий Федеральной компании по и объектами, входящими в национальную сеть. В частности, в действие механизм прав объектов хозяйства, которые в национальную сеть. С момента заключение всех на электроэнергии с объектов, входящих в национальную сеть (независимо от того, в чьей собственности они находятся), Федеральной компанией.

5. Формирование механизмов, в условиях надёжное потребителей.

Обеспечению прав потребителей на надёжное будет содействовать формирование гарантированной поставки. систему образуют организации, будет статус поставщика и функцией которых обеспечение электроэнергии обратившемуся лицу. Институт поставщиков действовать в 3­х лет с окончания периода.

Таким образом, в частности, в трех лет с окончания периода будет гарантирована обеспечения электроэнергии не по рыночной цене, на рынке, а по цене гарантирующего поставщика, будет из электроэнергии, установленной Правительством, и сбытовой надбавки. В результате цена на для не зависеть от колебаний цены на рынке.

2.2. Целевая отрасли и рынки электроэнергии

В годы должна быть независимость генерирующих друг от друга путем доли владения[5].

В итоге реструктуризации РАО «ЕЭС России» и предприятий должны сложиться субъекты и собственности:

1. Инфраструктурные организации.

Организация по управлению национальной сетью ­ сетевая компания (ФСК) – компания, роль по Единой национальной (общероссийской) сетью (ЕНЭС), обеспечивает единство управления ЕНЭС, на договорной основе по электрической по ЕНЭС. активы ОАО «ФСК ЕЭС» – все сети РФ (на день находящиеся в холдинга РАО «ЕЭС России»). в 2002 г. как 100%ная компания РАО «ЕЭС России», в 2016 г. ФСК является самостоятельной компанией, 75% плюс одна акция принадлежат государству.

Второй инфраструктурной организацией Системный оператор, осуществляет единоличное управление режимами Единой системы России и на обязательных для всех оперативно ­диспетчерского управления команд. оператор самостоятельной компанией, владеющей активами, 75% плюс 1 которой также принадлежать государству.

Третьим и последним типом организаций Межрегиональные распределительные сетевые (МРСК), которых линии электропередачи низкого напряжения, не к магистральным, и не находящиеся, таким образом, в ФСК. обособления пяти МРСК от РАО «ЕЭС России», доля в них более 52%.


2. Генерирующие компании.

Оптовые генерирующие компании (ОГК) со установленной около 9 ГВт, на базе тепло­ и активов, наиболее крупными производителями на рынке. Уже семь оптовых генерирующих компаний: ОГК на базе активов (ТЭС), одна ­ОГК ­ на базе активов (ГЭС). В целях ограничения влияния на конкурентный электроэнергии тепловые ОГК по принципу, ­ОГК преимущественно по ГЭС.

Первоначально ОГК были созданы в семи компаний (100% обществ РАО «ЕЭС России»). выделения из РАО «ЕЭС России», задачей является снижение доли в тепловых ОГК до нуля. Доля участия государства в Гидро ­ОГК сохранена на более 50%.

Помимо ОГК, созданных на базе холдинга РАО «ЕЭС России», на также действовать производители на базе генерации, 100% которой сейчас государству, и компании на базе активов независимых от РАО «ЕЭС России» АО ­энерго (Иркутскэнерго, Башкирэнерго, Татэнерго, Новосибирскэнерго).

Территориальные генерирующие (ТГК) – это компании, на базе генерирующих активов АО ­энерго (за станций, в ОГК), по региональному признаку. Все ТГК, в от ОГК, разной установленной мощностью, варьируется от 1 до 11 ГВт. Ряд ТГК, генерирующих станций, будет также активы сетей и котельных. того, возможна интеграция с предприятиями в теплоснабжения. ТГК также могут иметь в составе подразделения, в порядке бизнеса в финансового при колебаниях цен на электро­ и теплоэнергии.

3. Сбытовые компании.

В результате реорганизации АО ­энерго сбытовые компании, которые, как предполагается, исполнять гарантирующих поставщиков. В не присвоения компаниям гарантирующего поставщика, они будут заниматься сбытовой деятельностью. сбытовые компании будут создаваться организациями и осуществлять деятельность по электроэнергии потребителям.

4. Сервисные и ­проектные организации.

Целевая структура электроэнергетической в сервисных деятельности, и проектирования посредством пакетов соответствующих предприятий, ранее в РАО «ЕЭС России». В структуре будут рынок услуг, которого являться независимые и компании, также в отраслях (в том числе

металлургии, машиностроении, и газовой промышленности). Реформирование научно ­проектного (НПК) было на комплексных компаний, инжиниринговую для генерирующих, сетевых и компаний электроэнергетики, а прочих (коммунальное хозяйство, промышленность), на день является завершенным.

Рынки электроэнергии. Авторы отмечают, что принимать в ограничений на рынке распределения в системе, а также достаточно взаимосвязь различными России, необходимость и централизованного режимов обуславливают формирование единого, оптового электроэнергии на Европейской территории России, и в (за изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях). рынок на коммерческих, свободных и отношениях по ­продаже продавцами и покупателями электроэнергии. этот торгуются все объемы электроэнергии, на территориях.