Файл: Реформа электроэнергетики в России (Современные электроэнергетики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование электроэнергетической России, которого наши современники, достаточно предпосылками. отметить, что еще в 80­х прошлого века в страны начали проявляться стагнации: мощности заметно медленнее, чем потребление электроэнергии. Позже, в 90­е годы в период общеэкономического в объем электроэнергии существенно уменьшился, в то же процесс мощностей практически остановился.

К последней четверти 90­х прошлого общая в отрасли характеризовалась фактами:

1. По показателям (удельный расход топлива, коэффициент действия оборудования, рабочая мощность и др.) энергокомпании от аналогов в развитых странах.

2. Отсутствовали к повышению эффективности, планированию производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.

3. В регионах перебои энергоснабжения, энергетический кризис, высокая вероятность аварий.

4. Отсутствовала дисциплина, были распространены неплатежи.

5. Предприятия были и финансово непрозрачными.

6. Доступ на был для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость в электроэнергетике, создали бы стимулы для эффективности и существенно увеличить объем в отрасли. В случае, при расширении внешнеэкономического сотрудничества, предприятия бы экономическое соревнование не на рынках, но и на рынке страны.

С на должность правления РАО «ЕЭС России» А. в 1998 г. был продекларирован курс на изменения в отрасли, были цели и задачи в электроэнергетике. цель реформирования электроэнергетики – эффективности отрасли, создание для ее на стимулирования инвестиций, обеспечение и энергоснабжения потребителей. В с этим в России радикальные изменения: меняется система регулирования отрасли, конкурентный рынок электроэнергии, новые компании.

В ходе меняется структура отрасли: разделение функций (передача по ЛЭП, электроэнергии по низковольтным ЛЭП и оперативно диспетчерское управление) и конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис), и прежних ­интегрированных (их принято «АО ­ энерго»), все эти функции, создаются структуры, на видах деятельности.

Предполагается, что генерирующие, и компании в станут, преимущественно, и конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, усиление государственного контроля. образом, условия для конкурентного рынка электроэнергии, цены не государством, а на основе и предложения, а его конкурируют, свои издержки.


Формируемые в ходе реформы представляют предприятия, на определенных деятельности (генерация, электроэнергии и другие) и контролирующие профильные активы. По профильной деятельности компании прежние регионального уровня: компании профильные нескольких регионов, либо общероссийскими.

Так, сети переходят под Федеральной компании, сети предполагается в распределительные сетевые компании (МРСК), и региональных управлений передаются Системному оператору. генерации также объединяются в компании, двух видов: генерирующие компании рынка (оптовые компании – ОГК) и территориальные генерирующие (ТГК). ОГК электростанции, специализированные на почти электрической энергии. В ТГК главным образом (ТЭЦ), производят как электрическую, так и тепловую энергию. из семи ОГК на базе тепловых электростанций, а одна («Гидро­ОГК») – на гидрогенерирующих активов страны. ОГК по принципу, в то как ТГК станции регионов.

Таким образом, в основе принятого реформирования принцип «горизонтального» разделения электроэнергетики, при на «классических» ­интегрированных компаний – АО­энерго образуются генерирующие, сбытовые, сетевые, и др. компании. При этом на начальной авторами рассматривался и вариант «вертикального» электроэнергетики,

предусматривающий порядка восьми вертикально ­интегрированных компаний. этот так и остался на бумаге.

Несомненным остается тот факт, что реформы для страны, ее и социальные последствия еще не наступили, о них говорить лишь предположительно. Это обусловлено тем, что в пока еще механизмы государственного и РАО «ЕЭС России» как координатор. с тем ряд бизнесменов, и энергетиков, например, А.Бранис, М.Гельман, В.Кудрявый и др., в время оценивали идеологию реформы, внимание государства, и общественности на корпоративные, и последствия. И действительно, энергоснабжения, в 2013 г. в США ­ в государстве, где лет рынок и где роль государственных регуляторов, сигналом, что – это сложный механизм, и – это не панацея.

В с изложенным выше ключевые реформы в стране целесообразно в прогнозов и как реформы, так и ее оппонентов.

1. Современные электроэнергетики

1.1. Мировые в электроэнергетике

В годы в электроэнергетике России радикальные преобразования: новая ­правовая база и регулирования, структура отрасли, постепенно формируется рынок электроэнергии. Тем Россия на путь развитых государств, проводят в время или уже реформы в электроэнергетике, приспособить ее к условиям современной экономики.


Необходимость в электроэнергетике очевидной в прошедшего столетия. До 1990­х гг. в большинстве мира эта относилась к монополиям. Вертикально ­интегрированные (совмещающие производство, и сбыт электроэнергии) узаконенную в масштабах или в масштабах регионов. на их обычно или ограничивались государством. система время вполне удовлетворительно нужды экономики. в значительного удорожания топлива (с 1970­х гг.) и роста потребления прежние оказались недостаточно эффективными. Они не реагировать на спроса, им слишком дорого поддержание мощностей и ввод новых. При этом любые расходы компаний в их и автоматически на потребителей. осложнялось тем, что во многих было экологическое законодательство, что требовало ускоренной энергетических ­ едва ли не главных загрязнителей среды.

Либерализации электроэнергетики различные процессы, в том числе, происходящие вне этой отрасли:

1. Развитие технологий, наряду с объема природного газа и в странах ограничений на его для электричества, к распространению и недорогих технологий генерации.

2. Возросшие к энергоэффективности и «экологической чистоте» подталкивали к модернизации энергетических и сетей.

3. Развитие сетей, и, всего межсистемных (магистральных высокого между ранее замкнутыми энергосистемами), а информационных технологий, учета и контроля, увеличению и энергопотоков, новые возможности для между поставщиками энергии.

4. Все экономическая и политическая интеграция и стран (в частности, Евросоюза, Северной Америки) способствовала оптовых электроэнергии.

В некоторые государства пересматривать свое к монополии в электроэнергетике, допускать в этой элементы конкуренции. Это достигалось либо монополий, с из них конкурирующих компаний, либо в новых ­ производителей электроэнергии, либо и тем и другим. структура требовала и новых правил игры. независимый был независимым и имел продавать свою электроэнергию, ему был доступ к инфраструктуре электроэнергии, самостоятельно устанавливать цены. для нормы были в законодательстве ряда государств. В в странах появился свободный электроэнергии, цены на устанавливались на основе спроса и предложения. конкурентный заработал в 1990 г. в и Уэльсе, а неограниченной на рынке электроэнергии впервые в был в 1991 г. в Норвегии[1].

При всем различии моделей и ее в Европе, США и ряде регионов мира схожие шаги по электроэнергетики: разграничение монопольных (передача электроэнергии, ­диспетчерское управление) и конкурентных (генерация, сбыт) деятельности, демонополизация с развитием антимонопольного регулирования, для поставщиков электроэнергии недискриминационного к инфраструктуре, рынков электроэнергии. Тем не менее, государств, открывших для конкуренции, не так много, к ним относятся


Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Зеландия и ряд других. К же стандартам Европейский Союз в целом, которого требует открытия рынков большинства стран членов этой организации. конкурентных рынков на всей территории также одним из энергетической стратегии США. В ряде этой уже конкурентный рынок электроэнергии, во штатах либерализация розничной торговли электроэнергией.

Таким образом, в большей или степени, в стали мировой тенденцией, большинство и ряд государств мира. отрасли и ее развитие к качественному рынков: в и Америке они уже перешагнули отдельных и даже границы и приобретают и масштаб. В с этим, преобразования, в электроэнергетике, несомненно, укладываются в тенденцию.

1.2. Единая система и ее кризис

Единая энергетическая система (ЕЭС) является из в Европе, она изначально создавалась в общего электроснабжения для части регионов Союза. размещена в часовых поясах, поэтому одни и те же могут обслуживать регионы в поясах по мере в них дня и ночи. возможность и была реализована созданию ЕЭС. отмечают, что 1956 г., в котором была в крупная Куйбышевская ГЭС, считать начала ЕЭС в Союзе.

ЕЭС собой своеобразную энергетических двух уровней. уровень ­ общероссийский

­ шесть больших между бассейнов, в части страны, и Забайкалье, то есть, в шести поясов. Именуются эти «объединенные энергосистемы», сегодня пока еще являются РАО «ЕЭС России». они расположенных внутри них электростанций, в режиме, то есть, как генератор. из этих размещен в границах того или федерального и электроэнергией более мелких региональных бассейнов, представляют соответствующие региональные энергосистемы. В из них есть свои работающие электростанции, но мощные, чем в бассейнах, ­ в это теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), одновременно и электроэнергию. Причем лишь региональных могут источниками полностью своих потребителей, а в той или иной мере подпитываются из больших бассейнов.

В построения ЕЭС были принципы, высокую электроснабжения всех потребителей при возможном его общесистемной себестоимости. достигалась принципом и параллельной работой всех электростанций. перетокам внутри бассейнов и ними создавался и резерв мощностей. Поэтому из какой ­либо станции, как правило, не к отключению потребителей.

Минимизации себестоимости достигалась снижением всех в системе:

1. Этому сам принцип сообщающихся бассейнов, которому одни и те же электростанции поочередно электроэнергией регионы, в часовых поясах ­ она между по мере в них нагрузки. При этом такой эффективный загруженности каждой станции, удельный топлива минимален. того, бассейн позволяет в нем максимум мощности, так как нагрузки отдельных потребителей, в случае, не во и усредняются. Тем удалось примерно 20 млн. кВт мощностей, которые бы при регионов, включая резервные мощности.


2. Стоимость минимизируется за счет дальности ее ­ в они между парами сообщающихся бассейнов, то есть, по работы шлюзов. Поэтому затраты на дальних электропередачи (ЛЭП), а потери электроэнергии, с длины ЛЭП и дальности передачи. способствовало и многих вблизи крупных потребителей. образом, в ЕЭС на свыше 800­1000 км экономически целесообразно не 3­4% всей ее электростанций.

3. Стоимость в бассейнах снижалась первоочередному станций с дешевой электроэнергией и средневзвешенных при энергии разной себестоимости. В времена было два средневзвешенных тарифа ­ 2 за 1 кВт.ч для и 4 ­ для и коммунальной сферы.

ЕЭС, охватывавшая значительную территории Союза, являлась общей системой энергоснабжения. При этом средневзвешенные исключали, в частности, или ренты для кого ­либо из потребителей, обусловленные близким к наиболее дешевой электроэнергии, что не заслугой или действий этих потребителей. А высокий для и хозяйства объяснялся количеством «переделов» ­ является 220 В ­ и содержать к сетям, к которым подсоединены предприятия, еще и распределительные сети низкого напряжения[2].

Все выше принципы и ЕЭС были благодаря тому, что ее организационная хозяйствования и полностью соответствовала технологической «бассейновой» структуре. и организационное единство в единого субъекта централизованно управлять и электроэнергии «сверху вниз», руководствуясь выше критериями и правилами минимизации электроэнергоснабжения потребителей.

Технологическое управление ЕЭС единая служба, Центральное диспетчерское (ЦДУ), непрерывно задачу оптимизации передачи и электроэнергии, на поддержание минимальными в системе. Для ЦДУ перетоки между сообщающимися и станциями, их наполнявшими. Перетоками внутри «больших» управляли их службы ­ объединенные диспетчерские управления, а региональных действовали свои соответствующие управления.

Технологическая и организационная в с управления ЕЭС «сверху вниз» были не необходимостью максимальной надежности и эффективности потребителей, что, впрочем, сегодня исследователями и принятой концепции электроэнергетики, как социализма, но и физической сущностью электроэнергии. Дело в том, что ­ товар, который складировать, она по со света и должна потребляться по мере ее производства. образом, производство, передача, и электроэнергии как процесс физически единый, и требует и организационного в целостной энергосистемы.

Исследователи отмечают, что преимущества ЕЭС акционирования и приватизации электроэнергетики в 1992­1993 гг. в прошлом, было разрушено организационное системы. единого, хотя и недостаточно эффективного, субъекта в лице энергетики был образован РАО «ЕЭС России», свыше 80 региональных вертикально ­интегрированных ­ АО­энерго. Как М.Гельман: «При этом над в бассейны вывески с названием «Федеральный рынок и мощности» (ФОРЭМ), к нему в поставщиков электростанции ­ и (ТЭС и ГЭС), также дочерними обществами РАО «ЕЭС». Но рынок не возник. И почему ­ монополия под него не приспособлена в принципе. А экономически и благополучные крупные электростанции, в тепловые, на ФОРЭМ, в упадок»[3].