Файл: Нотариальные действия (Особенности совершения нотариальных действий в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В их числе  будет и бесплатная подача заявления о государственной регистрация прав в электронном виде.[24]

 Если раньше за эту услугу надо было немножко доплатить, то сейчас нотариус поможет сэкономить не только время, но и деньги.

Цифровой нотариат позволяет еще более эффективно обеспечить стабильность и защищенность гражданского оборота. Благодаря подаче  документов в электронном виде, можно не беспокоиться и о достоверности информации.

Доверие граждан к институту нотариата продолжает расти. Только за этот год возможностью удостоверить сделку с недвижимостью у нотариуса воспользовалось более миллиона человек. Ведь помимо удобства и скорости оформления, граждане получают дополнительную защиту. Благодаря ответственности нотариуса, если  по его вине был понесен ущерб, гражданин получит 100%-ную компенсацию.

Нотариат высокими темпами внедряет в работу новые электронные сервисы, которые не только обеспечивают соблюдение законности и защиту прав собственника, но сокращают временные затраты граждан при удостоверении сделок.  И сейчас готовится к запуску  новая процедура обязательной онлайн регистрации сделок с недвижимостью в Росреестре, которая станет для граждан бесплатной. Новая норма вступила в силу в феврале 2019 года и обеспечила гражданам, которые придут к нотариусу, чтобы удостоверить сделки с недвижимостью, некие базовый объем услуг. В их числе  будет и бесплатная подача заявления о государственной регистрация прав в электронном виде.[25]

 Если раньше за эту услугу надо было немножко доплатить, то сейчас нотариус поможет сэкономить не только время, но и деньги. Цифровой нотариат позволяет еще более эффективно обеспечить стабильность и защищенность гражданского оборота. Благодаря подаче  документов в электронном виде, можно не беспокоиться и о достоверности информации. Доверие граждан к институту нотариата продолжает расти. Только за этот год возможностью удостоверить сделку с недвижимостью у нотариуса воспользовалось более миллиона человек. Ведь помимо удобства и скорости оформления, граждане получают дополнительную защиту. Благодаря ответственности нотариуса, если  по его вине был понесен ущерб, гражданин получит 100%-ную компенсацию.

Глава 3. Проблемы регламентации нотариальных действий


Новый Регламент совершения нотариусом нотариальных действий (далее – «Регламент») по замыслу законодателя должен упорядочить действия нотариуса и повысить качество нотариальных действий.[26]

Регламентом определен объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксации. В нем содержится закрытый перечень информации, которая может быть запрошена нотариусом для совершения каждого нотариального действия, что должно позитивно отразиться на практике привлечения нотариусов и, наконец, унифицировать их требования к запрашиваемому пакету документов.

Одновременно с этим при удостоверении сделок нотариусы обязаны осуществить проверку не только право и дееспособности сторон, но, среди прочего, например, убедиться в том, что стороны сделки не находятся в состоянии банкротства. Другим примером проверки нотариусом стороны сделки может являться его обязанность получить информацию о семейном положении стороны/представителя стороны сделки в случае нотариального удостоверения сделки с участием физического лица.

Принятие Регламента должно способствовать не только унификации запрашиваемой нотариусами информации, но и придать еще большую защиту нотариально оформляемым сделкам и иным нотариальным действиям.[27]

Последствия для компаний

Принимая во внимание обязанность всех нотариусов запрашивать четко определенный объем информации, часть которой предоставляется по запросу в соответствующие органы государственной власти, можно с уверенностью утверждать, что при определенных обстоятельствах (например, когда стороной сделки выступает физическое лицо, или физическое лицо - представитель стороны сделки) срок оформления сделки может быть увеличен.

Та небольшая практика, которая накопилась с начала 2018 г., показывает, что порой при планировании сроков подписания, например, договоров купли-продажи доли в ООО, необходимо закладывать дополнительные 3-5 дней на получение нотариусом информации о подписантах или сторонах сделки.

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате Министерство юстиции и Федеральная нотариальная палата утвердили регламент, в котором определен порядок совершения нотариусом нотариальных действий. Новый документ вступит в силу с 1 января 2018 года.

О необходимости подобного документа в нотариальном сообществе говорили давно, но возможности для его разработки и принятия были созданы только сейчас. Это уникальный для российского нотариата нормативно-правовой акт, который дает четкие правовые ориентиры для работы нотариуса, и будет способствовать установлению единой правоприменительной практики.[28]


Впервые на нормативном уровне определен строгий перечень информации, которую нотариус должен запросить у заявителя, в зависимости от типа нотариального действия и лица, выступающего в роли заявителя, а также способ фиксирования такой информации. Граждане в свою очередь получат полное представление о порядке совершения нотариального действия и о том, что может потребовать от них нотариус.

Новый нормативный акт разработан, прежде всего, в интересах граждан, отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Четко прописанный перечень документов с необходимыми для нотариуса сведениями позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны.

Например, потребовать с клиента по своему усмотрению какие-то сведения, не прописанные в Регламенте, нотариус будет не вправе. В то же время этот документ должен значительно облегчить и саму работу нотариуса. Например, Регламент вносит ясность в перечень документов, позволяющих установить личность. В первую очередь, это паспорт гражданина РФ. Если паспорт по каким-то причинам отсутствует, нотариус примет временное удостоверение личности. Также подтвердить личность для получения нотариальной услуги можно с помощью военного билета, дипломатического паспорта, удостоверения беженца и других юридически значимых документов.[29]

Обращаясь к нотариусу, например, для удостоверения сделки купли-продажи недвижимости, гражданин будет знать, какие еще документы он должен взять с собой, помимо документа, удостоверяющего личность и подтверждающего его возраст, в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится гражданин. В частности, если гражданин состоит в браке, потребуется согласие супруга на совершение сделки в отношении недвижимости, приобретенной в период брака, и т.п. При этом всю информацию о самом объекте недвижимости, его характеристиках, собственнике, наличии обременения нотариус запрашивает самостоятельно в Едином государственном реестре недвижимости. Исключением являются случаи, когда права на объект недвижимости возникли до создания единого реестра (январь 1998 года). Тогда, собираясь к нотариусу, необходимо будет взять с собой документ, подтверждающий возникновение права собственности на объект сделки.

Напомним, что значительный объем информации нотариус получает путем запроса через Единую информационную систему нотариата, которая подключена к системе электронного межведомственного обмена данными. Сегодня нотариусы оперативно взаимодействуют с Росреестром, МВД, ФНС, кредитными организациями и рядом других структур. Таким образом, клиентам нотариальных контор не приходится обращаться в различные инстанции и собирать множество справок и подтверждений. Граждане сразу идут к нотариусу, который работает по принципу «одного окна». Перечень информации, запрашиваемой посредством ЕИС нотариата в том или ином случае, также прописан в Регламенте совершения нотариальных действий.


Важно, что Регламент устанавливает сразу пять различных способов внесения и сохранения сведений нотариусом. Нотариус вправе выбрать один или несколько вариантов фиксирования информации.

В этой связи следует отметить, что в соответствии с законом с 1 января 2018 года данные обо всех нотариальных действиях будут вноситься в соответствующие электронные реестры ЕИС. Как неоднократно отмечал президент ФНП Константин Корсик, это не только еще один шаг в сторону удобства и оперативности получения нотариальных услуг, но и надежная защита от подделки нотариальных актов, гарантия достоверности всех сведений, которые в них содержатся. Введение Регламента, по мнению главы отечественного нотариата, также способствует снижению рисков оспаривания нотариальных действий. Гражданин, выбирая нотариальную форму, получает надежное доказательство его добросовестности и законности совершенного им юридически значимого действия.[30]

Появление в нотариальном делопроизводстве строгих правил в отношении объема запрашиваемой информации не отменяет обязанности нотариуса по тщательной проверке всех документов. Если появляются сомнения в подлинности бумаг, нотариус вправе сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы. А вот при необоснованном требовании представить сведения, не прописанные в Регламенте, нотариусу грозит дисциплинарное взыскание.

Напомним, что создание Регламента совершения нотариальных действий предусмотрено Федеральным законом № 360-ФЗ. Работа над документом началась еще в сентябре 2016 года. Результатом многократных обсуждений и доработок содержания Регламента представителями Минюста и Федеральной нотариальной палаты стал взвешенный и детально продуманный нормативный акт.

Сегодня, когда круг полномочий нотариусов планомерно расширяется, чтобы надежно защитить права граждан и предпринимателей, осваивать новые компетенции нотариату необходимо быстро и эффективно, при этом на нотариусах лежит высокая степень ответственности за свою деятельность, включая полную имущественную ответственность. В этих условиях Регламент выступает и четким ориентиром для самих нотариусов, и дополнительной защитой для интересов клиентов нотариальных контор.

Теперь более подробно об основных положениях нового закона.

Принципиально значимой новеллой для граждан становится обязанность нотариуса в течение текущего рабочего дня, если иное не указано сторонами в договоре, подать в электронном виде сведения об удостоверенной им сделке с недвижимостью в Росреестр. В случае, если это невозможно по причинам, независящим от нотариуса, сведения должны быть поданы в бумажном виде в Росреестр в течение двух рабочих дней. Это положение закона вступило в силу с 1 февраля 2019 года. При этом, если ранее эта услуга являлась самостоятельным нотариальным действием и тарифицировалась отдельно, теперь она входит в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки и становится бесплатной для граждан.


Помимо очевидных преимуществ для продавцов и покупателей квартир или любой другой недвижимости, это должно существенно уменьшить все еще сохраняющийся теневой рынок «посредников». Как отметил Павел Крашенинников, гражданам не нужно будет лично обращаться в МФЦ для подачи документов в Росреестр на регистрацию прав на недвижимость, либо пользоваться услугами различных «серых» посредников, которые предлагают «ускорить» регистрацию. 

В сочетании с возможностью расчета по сделке через депозит нотариуса и общим комплексом имущественных гарантий, которые дает нотариальное удостоверение сделки, такая работа нотариуса в режиме «одного окна» должна еще больше укрепить стабильность и законность на рынке недвижимости, защитить права участников сделок.[31] 

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «развитие электронного взаимодействия нотариата и Росреестра на практике позволяет предложить гражданам и бизнесу самые современные и удобные стандарты удостоверения и регистрации сделок, где нотариус отвечает за правовую составляющую сделки, а государственный регистратор на основании нотариально удостоверенных документов имеет возможность оперативно осуществить регистрацию прав на недвижимость».

Можно также отметить, что развитие электронного взаимодействия нотариата и государственных органов уже внесло значительный вклад в повышение скорости, защищенности и комфорта гражданского оборота, что благотворно сказалось и на позициях России в рейтинге Всемирного банка «DoingBusiness», и на рейтинге «Электронного правительства» ООН, и по ряду многих других показателей инвестиционной привлекательности.

Закон призван защитить интересы собственника при сделках с долями недвижимости. Теперь обязательному нотариальному удостоверению подлежат договоры ипотеки долей в недвижимости. Напомним, что ранее законодатель последовательно вводил обязательное нотариальное удостоверение сделок с долями недвижимости для противодействия мошенничеству и т.н. «квартирному рейдерству», широко распространившимся благодаря многочисленным возможностям, которые предоставляла криминалу простая письменная форма сделки. По словам Константина Корсика, «как это было ранее в период успешной борьбы с рейдерством в корпоративной сфере, именно нотариус является тем звеном, которое способно предотвратить нарушения прав собственника, защитить граждан и предоставить им имущественные гарантии».