Файл: Тенденции развития международного кредитного рынка (Общая характеристика мирового кредитного рынка).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
5. Ускорение научно-технического прогресса. В послевоенные годы научно-технический прогресс стал определяющим фактором экономического развития любого государства и отдельного субъекта хозяйствования. Наиболее наглядно роль кредита в его ускорении может быть отслежена на примере процесса финансирования деятельности научно-технических организаций, спецификой которых всегда являлся больший, чем в других отраслях, временной разрыв между первоначальным вложением капитала и реализацией готовой продукции. Именно поэтому нормальное функционирование большинства научных центров (за исключением находящихся на бюджетном финансировании) немыслимо без использования кредитных ресурсов. Столь же необходим кредит и для осуществления инновационных процессов в форме непосредственного внедрения в производство научных разработок и технологий, затраты на которые первоначально финансируются предприятиями, в том числе и за счет целевых средне - и долгосрочных ссуд банка.[7]
мировой финансовый кредитный рынок
3. Внешний долг России
В последние годы Россия имеет превышение расходов над доходами федерального бюджета, а дефицит бюджета покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что приводит к увеличению расходов на их обслуживание.
В этой связи целесообразно:
1) совершенствовать систему обслуживания государственного долга
2) иметь единую систему централизованного учета дебиторской и кредиторской задолженности государства. Возврат кредитов, предоставленных ранее СССР развивающимся странам и Российской Федерацией странам СНГ. В 2001 г. Правительство РФ обеспечило возврат этой задолженности в объеме, составляющем лишь чуть больше 1,5% от общей суммы имевшейся задолженности.
Урегулирование долга СНГ России служит инструментом признания правопреемства России в отношении активов СССР.
3) иметь дополнительные источники дохода бюджета от приватизации, которые можно использовать для снижения долга.
4) координация всех заимствований субъектов РФ с федеральной программой государственных заимствовании.
5) иметь альтернативные варианты политики управления внешними обязательствами для случаев резкого ухудшения ситуации на мировых товарно-сырьевых и финансовых рынках.
6) ввести подготовку квалифицированных специалистов в области управления внешним долгом.
Колебания размеров внешнего долга РФ за 12 лет отражены в таблице.
Таблица 1 - Размеры и динамика внешнего долга РФ
Год |
Частный долг, $ млрд. |
Государственный (правительственный) долг, $ млрд. |
1998 |
18,0 |
164,8 |
1999 |
28,3 |
160,1 |
2000 |
19,3 |
158,9 |
2001 |
16,3 |
143,6 |
2002 |
14,1 |
133,4 |
2003 |
27,4 |
125,1 |
2004 |
64,3 |
121,8 |
2005 |
98,9 |
114,5 |
2006 |
180,6 |
76,6 |
2007 |
264,5 |
52,3 |
2008 |
437,2 |
44,8 |
2009 |
439,9 |
40,6 |
2010 |
434,0 |
37,6 |
Заключение
Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.
Не уделялось внимание структуре и эффективности новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране. Следствием неуправляемых процессов в экономике стало перерастание кризиса внешнего долга в системный финансовый кризис августа 1998 года.
Следующая неблагоприятная тенденция в долговых отношениях - самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов. Если своевременно не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды: растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор экономики.
Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом. [8]
Литература
1. Доронин И. Мировой финансовый рынок на пороге XXI века // Мировая экономика и международные отношения. - 2000г. - №8 С 33-40.
2. Косов Н.Н. Международные валютно-кредитные отношения // Деньги и кредит №7 - 2005.
3. Котелкин С.В. Международная финансовая система: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.
4. Ли В.О. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги и кредит - №2 - 2005.
5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. д. э. н., проф. Красавиной Л.Н. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 605.
6. Федякина Л.Н. Международные финансы. - СПб: Питер, 2005. - 560 с.
7. Хейфец Б.А. Международная кредитная позиция России // Финансы. - 2004. - №11 С. 13-14.
8. Хмыз О.В. Синтетические кредитные дериативы // Финансы - №5 - 2002.
Размещено на Allbest.ru