Файл: Задачи нотариата (Социальная и юридическая природа нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иными словами, ϲ давних пор в нотариальной корпорации выработан порядок, в соответствии ϲ которым палата самостоятельно определяет правила профессионального контроля, включая организацию и порядок проведения проверок, объём проверочных действий, регламент работы комиссии по проверке и её полномочия. Такие правила действуют во всех без исключения региональных нотариальных палатах, а сам контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей включает в себя глобальную проверку всех без исключения сторон деятельности нотариуса, в том числе совершенных нотариальных действий на соответствие их законодательству.

Зачастую по результатам проверок нотариусы привлекаются к дисциплинарной ответственности, направляются ходатайства в суд ο прекращении полномочий нотариуса в связи с выявленными проверяющими нарушениями законодательства при совершении нотариальных действий, которые нередко удовлетворяются.

Итак, складывается парадоксальная ситуация. Ϲ одной стороны, суды общей юрисдикции и арбитражные суды при рассмотрении гражданских дел в силу закона не вправе давать оценку на соответствие законодательству совершенных нотариальных актов, а с другой стороны, нотариусы, входящие в состав комиссий по проверкам, обладают таким правом, поскольку данное правомочие им предоставляет утвержденный нотариальной палатой регламент проверок.

Следуя данной логике и признавая право проверяющих от нотариальной палаты в ходе проверки давать оценку нотариальным актам, а следовательно, выявлять нарушения законодательства при совершении нотариальных действий, необходимо одновременно определить и последствия выявленных нарушений.

Понятно, что здесь возникает тупиковая ситуация. Вполне естественно, что правление нотариальной палаты, рассмотрев установленный проверкой факт нарушения законодательства при совершении нотариального действия и наложив на нотариуса дисциплинарное взыскание, должно, соответственно, отменить (признать недействительным) само нотариальное действие. Однако этого не вправе сделать даже суд в рамках искового производства, что доказывает бессмысленность включения в объём контрольных полномочий нотариальной палаты проверки нотариальных актов на соответствие их законодательству. В противном случае надо признать, что нотариальные палаты обладают большим объёмом полномочий, чем суды, что невозможно по определению. Кроме того, налицо фактическая подмена судебного контроля контролем корпоративным.


Конечно, проверяющие в процессе контроля вправе знакомиться с содержанием нотариальных актов, анализировать их. Однако представляется, что такой анализ необходим в целях выработки необходимых практических и методических рекомендаций, формирования единой нотариальной практики, но не может служить основанием для привлечения проверяемого нотариуса к дисциплинарной ответственности.

В завершение хочется выразить мнение о необходимости упорядочения контрольных полномочий нотариальной палаты и принятия современных и соответствующих законодательству правил и регламента проверок, предусматривающих разграничение профессионального и судебного контроля. При отсутствии внимания к этой проблеме со стороны Минюста России представляется, что правление ФНП может разработать новую методику профессионального контроля взамен устаревших Методических рекомендаций, тем более что последние поправки, внесенные в ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, предоставляют ему право издания актов, обязательных для исполнения нотариальными палатами и нотариусами.

Заключение

Осуществление правового обеспечения активно развивающихся в настоящее время экономических отношений невозможно без института нотариата. Нотариусами совершается ряд нотариальных действий по удостоверению бесспорных прав и фактов; приданию долговым и платежным документам исполнительной силы; обеспечению мер по охране наследственного имущества и др.

Институту нотариата присущи бесспорные черты, отличающие его от других элементов российской правовой системы. Нотариат в правовой системе современной России представляет собой, во-первых, с функциональной точки зрения, межотраслевой правовой институт, нормами которого регулируется нотариальная деятельность, социально-правовым назначением которой является предотвращение судебных споров путём удостоверения нотариусом в публично-правовом порядке сделок, бесспорных прав и фактов с целью придания им юридической достоверности; во-вторых, как элемент правовой системы, систему органов, учреждений и должностных лиц, наделенных в соответствии с законодательством правом совершения нотариальных действий.

На нотариат возложена защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Нотариат, название которого происходит от латинского notarius (писец, секретарь), представляет собой систему органов, которые в рамках осуществления своей деятельности удостоверяют бесспорные права и факты, удостоверяют документы и выписки из них, придают документам исполнительную силу и выполняют другие нотариальные действия по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.


Таким образом, современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата на стыке публичных и частных интересов как связующего звена между гражданским обществом и государством.

Анализ субъектов нотариальной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, позволяет выделить несколько категорий лиц: частные нотариусы, нотариусы государственных нотариальных контор, а также лица, уполномоченные совершать нотариальные действия в установленном законом порядке.

Правосубъектность нотариуса различается в зависимости от государственного или негосударственного его статуса, положения как должностного лица исполнительной власти или консульского учреждения. В современной России основным субъектом нотариальной деятельности является нотариус, занимающийся частной практикой, который как должностное лицо наделен специальным правовым статусом. Не являясь исполнительным, судебным, надзорным органом, он от имени государства выполняет обеспечительную,  удостоверительную, контрольную, охранительную, правореализационную, фискальную функции по отношению к юридическим актам и действиям граждан и организаций. Нотариальная форма его деятельности является особой формой правоприменения и осуществляется от имени и под контролем государства. Нотариус является его представителем, выступает от имени государства, принимает решения на основе права.

Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер, являясь по своей сути связующим звеном между гражданским обществом и государством. Эта связь прослеживается, во- первых, в том, что нотариус системы небюджетного нотариата, являясь физическим лицом с признаками юридического лица, одновременно выступает как уполномоченный представитель государства, выполняющий публично правовые функции и действующий от имени и по поручению государства, но собственно должностным лицом органов государства не является. Во-вторых, она, эта связь прослеживается в профессиональном объединении небюджетных нотариусов, которыми являются нотариальные палаты, имеющие в итоге именно в этом двойственную природу. Нотариальные палаты, будучи некоммерческой организацией, обладают рядом властных полномочий.

Нотариальные правоотношения являются важным элементом, включенным в структуру механизма правового регулирования общественных отношений. Особенности правовой природы нотариальных правоотношений обусловлены тем, что институт нотариата имеет специфический субъективный состав, выполняет исключительные функции в сфере сопровождения законности гражданского оборота, а также наделен уникальными государственными правомочиями, расширяющими границы воздействия права при регулировании общественных отношений.


Основы законодательства Российской Федерации о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий: судебный контроль (ст. 33); контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34); налоговый контроль (ст. 34).

В настоящее время существует необходимость упорядочения контрольных полномочий нотариальной палаты и принятия современных и соответствующих законодательству правил и регламента проверок, предусматривающих разграничение профессионального и судебного контроля.

При отсутствии внимания к этой проблеме со стороны Минюста России представляется, что правление ФНП может разработать новую методику профессионального контроля взамен устаревших Методических рекомендаций, тем более что последние поправки, внесенные в ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, предоставляют ему право издания актов, обязательных для исполнения нотариальными палатами и нотариусами.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 23.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
  6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 31.12.2017) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 10. - Ст. 357.
  7. Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации: приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 // Бюллетень Минюста РФ. – 2000. - № 4.
  8. Об утверждении Правил нотариального делопроизводства: приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 (ред. от 21.12.2016) // Российская газета. – 2014. - № 95.
  9. Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления: приказ Минюста России от 27.12.2016 № 313 (ред. от 21.12.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2016.
  10. Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов: приказ Минюста России от 06.06.2017 № 97 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.06.2017.

О некоторых вопросах в сфере нотариата в Республике Коми: закон Республики Коми от 30.09.2009 № 75-РЗ (ред. от 28.12.2015) // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. – 2009. - №33.

По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П // Собрание законодательства РФ. - 2000.- № 3. - Ст. 353.

  1. Азнаев, А.М. Конституционно-правовые основы деятельности нотариата в Российской Федерации: диссертация / А.М. Азнаев. – М.: Российский государственный социальный университет, 2008. – 190 с.
  2. Акимов, Г.Б. Актуальные вопросы организации контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей / Г.Б. Акимов // Нотариус. - 2017. - № 2. - С. 3 - 7.
  3. Алёшина, Т.Е. Нотариальная форма реализации права: теоретико-правовое исследование: диссертация / Т.Е. Алёшина. – Саратов Саратовская государственная академия права, 2001. – 195 с.
  4. Афанасьева, Е.А. Нотариат Российской империи периода модернизации страны (конец XIX – начало XX века): историко-правовое исследование: диссертация / Е.А. Афанасьева. – М.: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, 2014. – 223 с.

Беляева, Н.А. Понятие и значение нотариата в правовой системе Российской Федерации / Н.А. Беляева // Теория и практика современной юридической науки: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Самара, 2015. - № 2. – С. 105-107.

  1. Бурова, А.С. Налогово-правовой статус нотариуса в России и странах латинского нотариата (сравнительно-правовое исследование): диссертация / А.С. Бурова. - М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. - 221 с.
  2. Вергасова, В.И. Нотариат в России: учебное пособие / В.И. Вергасова. - М.: Юристъ, 2005. - 363 с.  Герасимов, А.В. Роль нотариата в современном гражданском праве / А.В. Герасимов, П.В. Надтачаев // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. -№ 12. - С. 276 - 280.
  3. Гражданский процесс: учебник / Под ред. М.К. Треушникова. - М.: Статут, 2014.- 481 с.