Файл: Задачи нотариата (Социальная и юридическая природа нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между субъектами нотариального правоотношения при активном волевом взаимодействии устанавливаются характерные юридические связи, базирующиеся на нормативно-правовой основе. Таким образом, воля государства, сформулированная и оформленная в нормах права, проявляется в возникающих на их основе правоотношениях, которые носят публично-волевой характер. Посредством правоотношений юридические правила и предписания претворяются в жизнь и находят своё выражение в волевых действиях субъектов правоотношений, что, в конечном итоге, составляет содержательную сторону правоотношений, воплощаясь в субъективных правах и обязанностях его участников.

Особенности содержательной стороны нотариальных правоотношений заключаются в том, что оно развивается одновременно в трех направлениях. Во-первых, определяется качественный и количественный субъективный состав правоотношения; во-вторых, определяет конкретную линию поведения для лиц, обратившихся за совершением нотариального действия; в-третьих, устанавливает устойчивые связи между правами одних участников и корреспондирующими к ним обязанностями других.

Относительно нотариального правоотношения можно выделить юридическое и фактическое содержание. Однако некоторые исследователи указывают также на наличие волевого содержания нотариального правоотношения[45]. Юридическое содержание характеризует возможность совершения определённых действий управомоченным лицом или необходимость выполнения конкретных действий или соблюдения установленных нормами права запретов обязанными лицами. Фактическое содержание наполняют конкретные действия по реализации субъективных прав и выполнению юридических обязанностей и в конечном итоге оно выражается в поведенческих реакциях лиц, обратившихся за совершением нотариального действия лиц. В рамках волевого содержания между нотариусом и иными субъектами нотариального правоотношения возникают посреднические связи, которые являются основой для утверждения новых отношений.

Таким образом, суть нотариального правоотношения характеризуется наличием регулируемого правом общественного отношения, а также содержанием прав и обязанностей сторон и нотариуса, удостоверяющего волеизъявление участников правоотношения. Так или иначе, нотариальное правоотношение сопровождается тесной связью нотариуса с каждым участником, поскольку, выступая от имени государства, базируясь на нормативно-правовых предписаниях, нотариус гарантирует соблюдение законности в выражении и оформлении воли сторон нотариального процесса.


Волеизъявление является важным фактором возникновения и существования нотариальных правоотношений, поэтому представляется важным отметить, что лица, обращающиеся за совершением нотариального действия, помимо генерации взаимообусловленных прав и обязанностей, имеют возможность одностороннего волеизъявления при наличии соответствующего правомочия. Например, гражданин вправе обратиться к нотариусу для совершения завещания, что ставит перед нотариусом определённые задачи: совершить данное нотариальное действие, разъяснить права и обязанности, предупредить о правовых последствиях, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред обратившемуся лицу.

Итоговым элементом нотариального правоотношения является объект, по отношению к которому у субъектов возникают юридические права и обязанности. Учитывая многоаспектность и многосубъектность нотариальных действий, в одних случаях в качестве объекта могут выступать действия обязанных лиц (например, в случае выдачи доверенности или оформлении согласия супругов), а в других – материальные и нематериальные блага. Кроме того, объект нотариального правоотношения является средством удовлетворения интересов его субъектов и порождает систему правовых последствий в виде системы прав и обязанностей, составляющих суть содержания правоотношения. В конечном итоге выстраивается система нотариального правоотношения, где в ходе взаимодействия субъектов фактическое взаимоотношение облекается в правовую форму, а объект получает юридическую окраску.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что нотариальное правоотношение является значимым и необходимым этапом правореализационного процесса, играет важную роль в организации и регламентации общественных отношений, что в целом положительным образом сказывается на работе всего механизма правового регулирования. Кроме того, нотариальные правоотношения можно характеризовать как многосубъектные, поскольку к участию в них привлекается все многообразие субъектов права, а определяющее значение в них имеет нотариус, который процессуально связан с каждым участником правоотношений.

2.2 Проблемы контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей


Основы законодательства Российской Федерации о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий: судебный контроль (ст. 33); контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34); налоговый контроль (ст. 34).

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой осуществляют нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации.

Наиболее системному и в некоторой степени революционному реформированию Основы законодательства РФ о нотариате подверглись в 2015 - 2016 гг., что, безусловно, явилось следствием усложнения гражданского оборота, развития внедренной системы электронного нотариата. Новеллы законодательства существенно расширили перечень нотариальных действий с целью обеспечения дополнительных гарантий юридической чистоты сделок, защиты прав граждан и правовой защищенности информации.

Последние изменения законодательства в сфере нотариата заставляют по-новому взглянуть на осуществление нотариальными палатами контрольных полномочий.

Внесенные дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривают важнейшее положение о доказательственной силе нотариально оформленного документа. Согласно поправке к ст. 61, носящей название «Основания для освобождения от доказывания», обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия.

В Арбитражный процессуальный кодекс РФ[46] введена аналогичная норма, согласно которой обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 161 АПК РФ, или если нотариальный акт не был отменен в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении (ч. 5 ст. 69 АПК РФ).


Указанные изменения процессуального законодательства наполняют новым смыслом и содержанием нотариально оформленный документ, определяют его официальный характер. Теперь при рассмотрении гражданских дел и хозяйственных споров любой нотариально удостоверенный документ либо документ с нотариально засвидетельствованной подписью должен приниматься судами общей юрисдикции и арбитражными судами как бесспорное доказательство по делу.

При этом установлены только две возможности отмены нотариального акта: когда нотариальный акт отменен в порядке особого производства (гл. 37 ГПК РФ, ст. ст. 33, 48 и 49 Основ законодательства РФ о нотариате); когда нотариальный акт признан подложным (сфальсифицированным), что может быть установлено в результате назначенной судом экспертизы[47].

Внесенные в ГПК РФ и АПК РФ новеллы позволяют прийти к однозначному выводу о том, что суды в ходе искового производства теперь не вправе давать оценку законности совершенного нотариального действия, если только предъявленный в ходе процесса нотариальный акт не отменен в порядке особого производства либо не признан подложным.

Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл проанализировать особенности оценки нотариальных актов при проведении как плановых проверок работы нотариусов, так и проверок по поступающим в нотариальные палаты обращениям и жалобам в связи с совершаемыми нотариальными действиями.

Вопросы контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей требуют подробной регламентации, поскольку сами Основы содержат лишь общие положения о контроле, не раскрывая содержания отдельных норм. В частности, ст. 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливает, что контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты, а также определяет, что такой контроль осуществляется в виде проверок со стороны нотариальной палаты, но не более того. Такое довольно поверхностное правовое регулирование влечёт неоднозначное, зачастую неверное толкование закона и, как следствие, - неоднозначную правоприменительную практику.

Здесь очень важно подчеркнуть, что Основы устанавливают два вида контроля в сфере профессиональной деятельности нотариусов (за затрагивая вопросов нотариального делопроизводства). Наряду с контролем за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, отнесенным к полномочиям нотариальной палаты, предусмотрен судебный контроль, в рамках которого судом даётся оценка на соответствие законодательству совершенного нотариального действия или отказа в его совершении.


Как было отмечено, основания, условия и порядок проведения судебного контроля отнесены процессуальным законодательством к особому производству (гл. 37 ГПК РФ), что корреспондирует со ст. ст. 33, 48 и 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Однако, в отличие от довольно подробного порядка осуществления судебного контроля, регламентация проведения контроля нотариальной палаты за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей в законодательстве отсутствует.

Проблема также заключается и в том, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не только не раскрывают понятия «профессиональные обязанности нотариуса», но и не устанавливают пределы контроля за исполнением этих обязанностей, не определяют полномочия контролирующих органов и регламент проведения проверок.

При этом само понятие «профессиональные обязанности нотариуса» (предмет контроля) представляется очень ёмким, включающим в себя многогранную деятельность нотариуса, в частности организацию работы нотариальной конторы, приема граждан и представителей юридических лиц, страхование риска профессиональной ответственности, оформление трудовых отношений с наемными работниками нотариуса и отношения с налоговыми органами и т.д. К профессиональным обязанностям нотариуса следует отнести и комплекс действий, непосредственно связанных с совершением нотариальных действий, ведением нотариального делопроизводства и архивного фонда, исполнением членских обязанностей.

Β этой связи возникает вопрос: может ли в предмет профессионального контроля включаться проверка на соответствие законодательству совершённых нотариальных действий? Ведь результат любого нотариального действия формализуется составлением нотариального акта, на котором воспроизводится печать ϲ изображением Государственного герба РФ. Он может быть отменён только судом, а не в результате проверки профессиональной деятельности со стороны нотариальной палаты как профессиональной корпорации.

Отсутствие надлежащего правового регулирования контрольных полномочий нотариальной палаты на законодательном уровне приводит к тому, что этот правовой вакуум издавна заполняется правилами, принимаемыми самими нотариальными палатами. Они базируются на более чем десятилетней давности Методических рекомендациях Федеральной нотариальной палаты по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утверждены решением Правления ФНП от 17.06.2005, протокол № 04/05)[48].