Файл: Задачи нотариата (Социальная и юридическая природа нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признавая большую роль нотариата в защите прав и законных интересов юридических лиц и граждан, полагаем, необходимо указать на ошибочность отнесения нотариата к органам «превентивного правосудия». Целью правосудия становится разрешение социального конфликта. В бесспорных ситуациях правосудие не осуществляется. Нотариальная же деятельность относится к области бесспорной юрисдикции, так как социально-правовым назначением нотариальной деятельности выступает предотвращение судебных споров посредством удостоверения нотариусом сделок, бесспорных прав и фактов (придания им юридической достоверности)[19]. Более корректным в этой связи станет употребление термина «процесс», а не «правосудие» по отношению к нотариальной деятельности[20].

Особого внимания исследователей заслужили публичные функции российского нотариата. М.К. Треушников[21] в качестве основной такой функции определяет охрану права и осуществление предварительного правосудия. В юридической науке она получила название «правоохранительно - юрисдикционная функция».

Е.В. Гурьевой[22] определена правоохранительная функция нотариата, которая, по мнению исследователя, представляет собой своеобразную детализацию функций Министерства юстиции Российской Федерации, ориентированных как на организацию юридических услуг, так и на оказание правовой помощи. Необходимо также выделить функцию предварительного и последующего контроля за соблюдением законности в гражданском обороте.

Увеличивая число функций российского нотариата до двух, Р.И. Вергасова[23] называет в числе таковых правозащитную и правоприменительную. Позиция автора объясняется тем, что совершаемые нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, призваны обеспечивать защиту прав и законных интересов всех обращающихся к нотариусам лиц. Совершение же нотариальных действий от имени государства выступает гарантией доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов .

Е.Э. Денисовой[24] предложена авторская классификация публичных функций нотариата. Весь их комплекс исследователем представлен двумя группами. Так, предупредительно-профилактическая, правореализационная, правоохранительная и фискальная функции нотариата вошли в группу социальных. Правоустановительную, удостоверительную, охранительную и юрисдикционную Е.Э. Денисова определила как содержательные функции.


Схожая позиция в классификации функционального многообразия нотариальной деятельности принадлежит О.В. Купцовой[25], которая в работе «Нотариат как субъект юридической помощи в Российской Федерации» функции нотариата представила двумя группами: общие (социальные) и специальные (содержательные). Принципиальным различием во взглядах Е.Э. Денисовой и О.В. Купцовой стало исключение последней из общего комплекса специальных (содержательных) функций нотариата охранительной.

Стоит отметить, что близость социальных и содержательных функций и их практическое соединение в процессе осуществления нотариальной деятельности являются теми факторами, которые позволяют охарактеризовать эту классификацию как спорную. Особую роль в числе функций нотариата принадлежит юридическому обслуживанию граждан и организаций, разъяснению им возможностей использования правовых норм, предотвращению разногласий между субъектами возможного правового спора[26].

В этой связи наиболее удачной, на наш взгляд, является попытка А.В. Герасимова и П.В. Надтачаева[27] представить в классификационной группе социальных функций нотариата дополнительную - функцию юридического обслуживания населения и оказания ему правовой помощи.

По мнению В.В. Ралько[28], правовая деятельность нотариата является одной из форм и правореализации, составной частью механизма правового регулирования в национальных правовых системах, имеет приоритетной задачей обеспечение прав, свобод человека и гражданина и осуществляется в следующих юридических формах:

а) правоохранительной; данная форма отражает место нотариата как публично - правового института в механизме правового регулирования, обеспечивает правомерность юридических действий участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие, а также непосредственное исполнение, использование и соблюдение требований правовых норм самим нотариусом в процессе осуществления своих полномочий, препятствуя тем самым, либо минимизируя негативные последствия правонарушений;

б) правоустанавливающей; результатом данной формы правовой деятельности нотариата является непосредственное принятие нотариального акта, устанавливающего права и обязанности в отношении ограниченного круга лиц (свидетельство об удостоверении факта нахождения гражданина в определённом месте, акт о морском протесте и т.п.), а также неограниченного круга лиц (методические рекомендации, письма, положения нотариальных палат);


в) правоприменительной (правозащитной); именно данная форма обеспечивает возможности для выбора нотариусом (компетентным лицом квазинотариальной структуры) такого источника права (международный договор, национальный нормативный правовой акт, судебный прецедент), который применительно к конкретным общественным отношениям обеспечивает максимальные гарантии защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, являющегося субъектом этих отношений, и в этом плане имеет наибольший потенциал для преодоления «конкуренции» законодательства суверенных государств и организации сотрудничества нотариата различных стран.

Итак, на нотариат возложена защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Нотариат, название которого происходит от латинского notarius (писец, секретарь), представляет собой систему органов, которые в рамках осуществления своей деятельности удостоверяют бесспорные права и факты, удостоверяют документы и выписки из них, придают документам исполнительную силу и выполняют другие нотариальные действия по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Таким образом, современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата на стыке публичных и частных интересов как связующего звена между гражданским обществом и государством.

1.2 Правовое регулирование нотариата в Российской Федерации

Можно условно говорить о двух уровнях законодательного регулирования нотариата:

- первый - федеральный уровень, на котором формируется федеральное законодательство о нотариате в широком смысле слова — Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство об основах нотариата, внесение в него изменений и дополнений, иные нормативные правовые акты, издаваемые по вопросам организации и деятельности нотариата - акты Правительства РФ, Министерства юстиции РФ, а также иных федеральных органов исполнительной власти, касающиеся нотариата;

- второй уровень - это находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов вопросы регулирования организации и деятельности нотариата. В этом случае правовые акценты регулирования перемещаются с Российской Федерации в целом, на уровень субъектов. Этот уровень охватывает законодательное и иное нормативное правовое регулирование статуса нотариата, осуществляемое органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации[29].


Конституция Российской Федерации хотя и не фиксирует правовой статус органов нотариата, однако, поскольку статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, то в жизни человека и гражданина подразумевается деятельность не только органов государственной власти, но и такого института гражданского общества как нотариат. Кроме того, статьей 45 Конституции Российской Федерации зафиксированы гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которые воплощаются в создании различных механизмов их защиты, в том числе нотариальной деятельности[30].

Что касается области нотариальной деятельности, то таким законом являются Основы законодательства РФ о нотариате. Этот законодательный акт состоит из двух разделов: «Организационные основы деятельности нотариата» и «Нотариальные действия и правила их совершения».

Первый раздел включает семь глав: «Общие положения»; «Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса»; «Права, обязанности и ответственность нотариуса»; «Должности стажера и помощника нотариуса; порядок замещения должности нотариуса, занимающегося частной практикой»; «Финансовое обеспечение деятельности нотариуса»; «Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата»; «Контроль за деятельностью нотариуса».

Раздел II включает главы VIII - XXI: «Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами»; «Основные правила совершения нотариальных действий. Выдача дубликатов документов»; «Удостоверение сделок»; «Принятие мер к охране наследственного имущества. Выдача свидетельств о праве на наследство»; «Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества»; «Свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода»; «Удостоверение фактов»; «Передача заявлений физических и юридических лиц. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг»; «Совершение исполнительных подписей»; «Совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков»; «Принятие на хранение документов»; «Совершение морских протестов»; «Обеспечение доказательств»; «Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры».

Организация и деятельность нотариата регулируется также ведомственными актами Минюста РФ, например, приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации»[31]; приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства»[32]; приказ Минюста России от 27.12.2016 № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления»[33]; Приказ Минюста России от 06.06.2017 № 97 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов»[34] и др.


Одна из наиболее полных характеристик публично-правового статуса нотариата представлена высшим судебным органом конституционного контроля. В Постановлении Конституционного Суда от 23.12.1999 № 18-П[35] особой юридической деятельностью признается деятельность нотариусов, в том числе и частнопрактикующих, обеспечивающая на профессиональной основе защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Такая деятельность осуществляется от имени государства, что, по мнению судебного органа конституционного контроля, является гарантией доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов, а следовательно, предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.

Если рассматривать источники правового регулирования основ нотариата на втором уровне государственной власти - уровне субъектов российской Федерации, то здесь также можно определить иерархию правовых норм. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации (пункт «л» части 1) нотариат является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по данному предмету ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов Федерации, например закон Республики Коми от 30.09.2009 № 75-РЗ «О некоторых вопросах в сфере нотариата в Республике Коми»[36].

Итак, если говорить об источниках права касающихся нотариальной деятельности, то в неё входят: Конституция Российской Федерации; Постановления Конституционного суда Российской Федерации; международные источники (международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права); федеральное законодательство (федерально- конституционные и федеральные законы, основы законодательства и т.д.), региональное законодательство. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате являются основным правовым актом в системе нотариального законодательства и регулируют комплекс важных вопросов в сфере нотариата - систему и организационные начала этой деятельности, виды нотариальных действий, процессуальные правила их совершения, компетенцию нотариусов и других должностных лиц, наделенных законом совершать нотариальные действия, вопросы ответственности при причинении вреда.