Файл: Доклад о состоянии и использовании земель в республике башкортостан в 2020 году.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
127 предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
5) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
6) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
7) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
- привлекают землепользователей к административной ответственности, предусмотренной ст.7.1, 7.34, ч.1,3,4 ст. 8.8 КоАП РФ;
- направляют дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст.
19.4, ч.1 ст.19.4.1, ч.ч. 25, 26 ст. 19.5, ст. 19.7, ч.1 ст.20.25 КоАП РФ для рассмотрения мировым судьям;
- направляют в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления материалы по ст. 10.1, п.9 ст. 71
Земельного кодекса РФ;
- направляет в органы прокуратуры материалы в отношении актов органов местного самоуправления, свидетельствующих об их несоответствии земельному законодательству Российской Федерации.
Заместитель Руководителя в соответствии с распределением обязанностей и по поручению Руководителя:
1) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с подразделениями
Администрации
Президента
Российской
Федерации и
Аппарата
Правительства, органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями;
2) координирует и контролирует работу отдела государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель, дает поручения начальнику отдела государственного земельного надзора,
128 землеустройства и мониторинга земель;
3) взаимодействует (в том числе дает поручения) с территориальными органами в сфере государственного земельного надзора;
4) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций;
5) рассматривает поступившие обращения и другие документы;
6) рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись Руководителю;
7) выносит распоряжения на проведение проверки соблюдения земельного законодательства и предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
8) утверждает задания на проведение административных обследований объектов земельных отношений;
9) рассматривает жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом и приказами
Службы.
Отдел государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель Управления:
- осуществляет координацию и контроль за деятельностью территориальных отделов Управления по вопросам государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель;
- рассматривает жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях;
- организует разработку и представление на утверждение главному государственному инспектору
Республики
Башкортостан по использованию и охране земель планов проверок по осуществлению государственного земельного надзора, а также контроль за их реализацией;
- организует разработку и утверждение главными государственными инспекторами районов
(городов)
Республики
Башкортостан по использованию и охране земель квартальных планов проведения административных обследований объектов земельных отношений, а также контроль за их реализацией, размещением на сайте Управления результатов административных обследований объектов земельных
129 отношений;
- осуществляет формирование установленной отчетности в сфере государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель;
- осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам государственного земельного надзора;
- осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями, органами местного самоуправления в рамках проводимых информационно-разъяснительных мероприятий;
- организует прием граждан, обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- осуществляет информационное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе на основании заключенных соглашений;
- обеспечивает функционирование и совершенствование системы анализа, учета, отчетности и государственной статистики, а также взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- организует сбор и обобщение информации, необходимой для анализа деятельности территориальных отделов
Управления по государственному земельному надзору, землеустройству и мониторингу земель.
В рамках исполнения государственной функции по государственному земельному надзору государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами местного самоуправления, органами государственной власти.
В случае выявления индикаторов риска, утвержденных приказом
Минэкономразвития России от 9 января 2018 года № 7, в ходе проведения административных обследований объектов земельных отношений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимается
130 решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 апреля 2015 года № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок», в целях повышения открытости и прозрачности мероприятий государственного земельного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов государственной власти, Управлением своевременно вносятся сведения о проверках в действующую единую базу проверок ФГИС
«Единый реестр проверок».
Динамика изменений количества государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления за 2016 - 2020 годы представлена в таблице 3-14.
Таблица 3-14.
Динамика изменений количества государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления за 2016 -2020 годы
Год
2016 2017 2018 2019 2020
Количество государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления
76 73 74 75 70
Управление и его территориальные отделы при осуществлении государственного земельного надзора используют высокоточное геодезическое оборудование.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14
3.3.2.
Результаты
осуществления
государственного
земельного
контроля (надзора)
В 2020 году государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления проведена 9061 проверка соблюдения земельного законодательства, в том числе 3002 плановые проверки, 6059 внеплановых проверок.
По итогам проверок выявлено 5425 нарушений законодательства.
Привлечено к административной ответственности 2105 субъектов земельных отношений, в т.ч. 219 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, 1866 граждан, 20 должностных лиц.
131
Наложено штрафов на сумму 8397,35 тыс.руб., в т.ч.:
- 4420,25 тыс. руб. на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- 3787,10 тыс.руб. на граждан;
- 190 тыс. руб. на должностных лиц.
Таблица 3-15.
Динамика проведения проверок
(в т.ч. плановых и внеплановых) за 2016 - 2020 годы
Год
2016 2017 2018 2019 2020
Количество проверок
14578 12767 13616 11322 9061
Количество плановых проверок
4901 5014 5822 3995 3002
Количество внеплановых проверок
9677 7753 7794 7327 6059
Основания проведения внеплановых проверок: истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства
Российской
Федерации, обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, административные обследования объектов земельных отношений.
Количество проведенных проверок в 2020 году в сравнении с 2019 годом уменьшилось на 2261 (20%).
Уменьшение количества проведенных проверок в 2020 году обусловлено поручением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года № ММ-П36-1945 о не проведении территориальными органами Росреестра, Госкомрегистра и Севреестром до 1 мая 2020 года проверок граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438, согласно которому до 31 декабря 2020 года проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились.
132
На 2021 год Управлением запланировано 3509 проверок соблюдения земельного законодательства (в отношении юридических лиц - 1 и в отношении граждан - 3508).
В соответствии с п. 2 ст. 71.2 Земельного кодекса РФ под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого- токсикологического обследований) и другими методами.
При проведении административных обследований объектов земельных отношений как и при проведении проверок выявляются признаки нарушения земельного законодательства, а также принимаются меры по их пресечению.
Управлением за 2020 год проведено 3680 административных обследований объектов земельных отношений.
На основании результатов административных обследований проведено
1100 внеплановых проверок и возбуждено
191 административное дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 6 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля» в случае получения в ходе административного обследования юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения земельного законодательства Российской
Федерации, орган государственного контроля (надзора) направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
За 2020 год Управлением выдано 191 предостережение о
133 недопустимости нарушений обязательных требований.
Основной задачей Управления в соответствии с вышеуказанными нормами стала профилактика нарушений обязательных требований, предполагающая самостоятельное устранение нарушений объектом надзора, без применений мер воздействия (привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности) в рамках предоставленных Управлению полномочий.
По итогам проверок Управлением за 2020 год выявлено 6417 нарушений законодательства на площади 38483,9 га, из них 503 совершили юридические лица, что составляет 7,8 % от общего количества нарушителей законодательства, 5891 – граждане, что составляет 91,8 %,
23 – должностные лица, что составляет 0,4 %. Устранено 3220 нарушений на площади 2233,3 га (приложение 5).
По-прежнему наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской
Федерации прав на указанный земельный участок и невыполнение предписаний госземинспекторов по вопросам устранения нарушений земельного законодательства (рисунок 3-3).
В целях своевременного устранения нарушений земельного законодательства государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления в 2020 году выдано 3388 предписаний по устранению нарушений земельного законодательства с конкретными сроками устранения допущенных нарушений.
За невыполнение предписаний составлено 847 протоколов по ч.ч. 25,
26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены на рассмотрение мировым судьям.
134
Рис.3-3. Структура нарушений законодательства, выявленных в 2020 году
Таблица 3-16.
Динамика привлечения к административной ответственности за 2016 - 2020 годы
Год
2016 2017 2018 2019 2020
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности
2957 2639 2195 2748 2105
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности в 2020 году, по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 643 (23,4%).
1628 1632 226 79 3
2 1940
Нарушения законодательства,
выявленные в 2020 году, (ед.)
Самовольное занятие земельных участков
Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства
Использование земель не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием
Неиспользование земельных участков
Непринятие по постановлению органа, рассмотревшего дело, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования лицами, не выполнившими обязанность по его переоформлению
Иные нарушения
135
Уменьшение количества лиц, привлеченных к административной ответственности, связано с уменьшением количества проведенных проверок.
Таблица 3-17.
Динамика суммы наложенных штрафов за нарушения земельного законодательства за 2016 - 2020 годы
Год
2016 2017 2018 2019 2020
Сумма наложенных штрафов (тыс. руб.)
35792,84 31160,63 27081,51 39607,42 11079,33
Сумма наложенных в 2020 году штрафов по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 28528,09 тыс.руб. (72%). Сумма взысканных в 2020 году административных штрафов – 11738,14 тыс.руб.
Значительное снижение суммы наложенных штрафов в 2020 году в сравнении с 2019 годом связано с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в части изменения администраторов дохода.
В качестве контроля над уплатой наложенных штрафов должностными лицами Управления регулярно отслеживаются сведения, содержащиеся в
Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
В соответствии со ст. 47.2 Бюджетного кодекса Российской
Федерации Управлением на постоянной основе ведется работа по списанию просроченной задолженности, признанной безнадежной к взысканию. Распоряжениями Управления за 2020 год списана как нереальная к взысканию задолженность в сумме 4231,53 тыс. руб.
Управлением организовано направление
СМС-оповещений о необходимости своевременной оплаты административного штрафа за десять дней до истечения срока уплаты административного штрафа.
В соответствии с письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассчитаны целевые показатели
(доля устраненных нарушений, доля выявленных нарушений) деятельности
Управления при осуществлении государственного земельного надзора за 2020 год.
Показатель доли устраненных нарушений земельного
136 законодательства от общего количества выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства Управления за 2020 год составил – 145,8% (минимально допустимое значение данного показателя - 75%);
Показатель доли выявленных нарушений земельного законодательства в общем количестве проведенных проверок соблюдения земельного законодательства Управления за 2020 год составил – 75,7%
(минимально допустимое значение данного показателя - 55%).
3.3.3. Взаимодействие с органами государственной власти и органами
местного самоуправления
Государственный земельный надзор осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за землей как природным объектом и природным ресурсом.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор на территории Российской Федерации в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав.
Государственный земельный надзор, осуществляемый Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальными органами, направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий