Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели, задачи и функции Международного валютного фонда).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая характеристика Международного валютного фонда
1.1. История создания и развития Международного валютного фонда
1.2. Цели, задачи и функции Международного валютного фонда
1.3. Схема финансирования участников-членов МВФ
2. Анализ современной деятельности Международного валютного фонда
Так как МВФ предоставляет кредиты странам не за счет собственного капитала, а за счет перекредитования ресурсов, которые удается получить от финансовых институтов стран членов. Существенная часть средств поступает от ФРС США, по существу финансирующей МВФ, что в свою очередь позволяет ФРС США проводить выгодную внешнюю экспансионистскую политику, активно используя МВФ. «Сросшийся» с американской финансовой элитой, Международный валютный фонд не только ожидал решения Конгресса США, но и ставил вопрос о получении кредитов отдельными странами в зависимость от проводимой политики странами-получателями. Прослеживается тенденция предпочтения МВФ стран, внешняя политика которых тесно связана с внешнеполитическим курсом Соединённых Штатов.
К примеру, деятельность МВФ на Украине отражает целый ряд важных аспектов и особенностей политических мотивов этой международной финансовой организации. Можно сказать, что без значительных кредитов МВФ, новый политический режим, возникший на Украине после событий в феврале 2014г., не удержался бы у власти из-за дефолта страны. 27 февраля 2014г. МВФ срочно была направлена миссия, составившая собственную оценку ситуации в стране сформировавшее предложения реформ, которые ей следует провести для получения кредита. В докладе Фонда о предоставлении Украине кредита, в разделе «Риски программы» подчеркивается чрезмерная зависимость Украины от России, от которой следует избавиться. В целом, в докладе отмечается: «Украина выбрала курс на более глубокую интеграцию с экономиками других стран» и Фонд намерен ее поддерживать[37].
В официальном документе Фонд проявляет заинтересованность не только в экономической, но и в политической переориентации Украины с российского на западные рынки, что является одним из инструментов политического давления на руководство страны. Фактически МВФ способствуют внешнеполитической переориентации Украины, ее отходу от России и тесному сближению с западными странами, включая США.
Наиболее яркий пример политического воздействия МВФ на Украину в стремлении ее переориентации на Запад – ее влияние на регулирование сельскохозяйственного комплекса страны. Сельское хозяйство является одним из столпов украинской экономики. Украина занимает третье место по экспорту кукурузы в мире и пятое место по экспорту пшеницы. В число условий предоставления кредита МВФ вошла отмена льгот для аграрно-промышленного комплекса Украины и его перевод на обычный режим. Эти меры приведут к серьезному ухудшению положение украинского сельского хозяйства. Отмена льгот по НДС для аграрнопромышленного комплекса Украины означает уничтожение единственного условия способствующего его выживанию и отражает стремление США понизить конкурентоспособность украинского промышленно-аграрного комплекса. Также одним из условий предоставления кредита Украине является отмена действующего до настоящего времени запрета на выращивание в стране генно-модифицированных сельскохозяйственных культур. В результате доступ к украинскому рынку получат гиганты производства семян, такие как «Монсанто» и «Дюпон», чьи интересы активно лоббируются Госдепартаментом США[38].
Предоставление Украине кредита МВФ стало поистине уникальным событием в истории Фонда. Никогда ранее МВФ не выделял финансирование странам, находящимся в состоянии открытого внутреннего вооруженного конфликта. Данный факт противоречит внутренним правилам организации. Несмотря на все огромные политические риски, существующие сегодня на Украине, включая возможность распада страны, МВФ продолжает кредитовать украинское правительство. Так вопрос об изменении правил МВФ для возможности выдачи Украине очередного кредита, даже в случае дефолта Киева по долгу перед России, стала одной из последних самых обсуждаемых тем. Данный манёвр стал беспрецедентным изменением МВФ своих же правил, что не может не отразиться на мировой финансовой системе[39].
Теперь страна-заёмщик может получить кредит при государственном дефолте, если она добросовестно, но безуспешно пыталась договориться со своими кредиторами. Пойдя на это, Фонд тем самым подтвердил доминирующее в нём влияние Вашингтона. Очевидно, что здесь решающую роль играют не столько экономическая и финансовая целесообразность, сколько геополитические соображения и стремление любой ценой привязать Украину к Западу и оторвать её от России. Таким образом пример Украины является показательным с точки зрения сплетения политических и финансовых интересов в деятельности МВФ. Этот пример доказывает, с одной стороны важную роль Фонда не только как финансового, но и как политического актора непосредственно влияющего на политическую ситуацию на Украине, а с другой, демонстрируют влияние США на деятельность самого Фонда.
Мир изменяется, но эти перемены не находят нужного отражения в международных экономических структурах. МВФ как институт XXI века должен стать более демократичным и прозрачным, так как он участвует в процессе выработки экономических и политических решений внутри стран-должников. МВФ следует сбалансировать полномочия плательщиков и создать инструмент для принятия решений квалифицированным большинством для большей вовлеченности других участников, обнародовать записи собраний Совета и учредить подотчётность парламентам с целью повышения прозрачности, провести реформу выборов руководства и пересмотреть методы стимулирования персонала с целью увеличения легитимности организации. Однако данные преобразования столкнутся с многочисленными препятствиями и не будут реализованы без ответного противоборства со стороны стран ЕС и США[40].
Всемирный банк и МВФ все чаще подвергаются критике за проамериканскую политику. Развивающиеся страны не намерены примиряться с существующим положением, они начинают формировать свои объединения и финансовые органы. Свой банк (Banco del Sur) создают страны Южной Америки, а летом 2015г. были основаны Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития БРИКС с пулом резервных валют со штаб-квартирами в Шанхае. Так же китайский юань введен в корзину резервных валют МВФ, что, безусловно, отражает возросшую роль одного из лидеров развивающего мира. Со временем эти структуры смогут конкурировать с ныне действующими, излишне политизированными[41].
Однако все это не устраивает США, чье влияние в экономическом блоке, как и влияние стран Евросоюза, слабеет. Новый экономический порядок, создаваемый развивающимися странами, прежде всего странами БРИКС, - абсолютно не приемлем для США. Поэтому столь очевидны попытки американцев сохранить политическое влияние даже в ущерб экономической целесообразности.
Заключение
Разрабатывая план Бреттон-вудского валютного режима, Дж. М. Кейнс и Г. Д. Уайт предложили создать такую систему, контроль за которой осуществлялся бы посредством не отдельных международных совещаний, а постоянно действующей организацией сотрудничества. Предполагалось, что созданная система будет реагировать на существующие условия и способствовать неограниченному обмену валют, чёткому определению единой стоимости каждой валюты и устранению ограничений и такой практики, как, например, конкурентная девальвация, которая привела к почти полной остановке инвестиций и торговли в 30-е годы. Окончательный вариант соглашения о создании Международного валютного фонда (МВФ) был подписан первыми 29 государствами 27 декабря 1945 г. Фонд начал свою работу 1 марта 1947 г., в том же году Францией был взят первый кредит. В настоящее время в МВФ входит 189 государств.
Современный Международный валютный фонд – это:
- главный наднациональный орган регулирования международных влютно- кредитных отношений;
- авторитетный центр международного кредитования;
- координатор межгосударственных кредитных потоков;
- гарант платежеспособности стран-заёмщиков
Основные цели МВФ:
1) содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;
2) помощь расширению и сбалансированному подъему международной торговли;
3) обеспечение стабильности валют и недопущение их обесценивания;
4) поддержка стран-членов при помощи предоставления ссуд и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;
5) предоставление консультаций по экономическим и валютным вопросам;
6) контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях;
7) сокращение сроков и размеров дефицита платежных балансов
Сегодня МВФ является мегафинансовой организацией, капитализация которой оценивается 212 млрд. американских долларов. Данная организация предоставляет краткосрочные и среднесрочные кредиты любому государству-члену, если последний нуждается в финансовой помощи.
Среди направлений реформирования главного международного финансового института – МВФ – можно выделить следующие:
1) реформа надзорной деятельности;
2) реформа квот и голосов стран-участников Фонда;
3) реформа кредитной деятельности (базируется на перераспределении квот стран-участников).
В настоящее время в качестве источника заемных средств Международный валютный фонд больше не представляет для России интерес. Однако России интересно участие в этой международной финансовой организации возможностью решить проблему возвращения долгов, которые должны ей другие страны.
Сотрудничество России с МВФ шире, чем отношение «заемщик- кредитор». Неучастие нашей страны в международных финансово- кредитных организациях влечет не только финансовые, но и политические риски, связанные с невыполнением принятых обязательств. К примеру, участие России в МВФ является крайне деликатным вопросом в условиях внутриэкономического и внешнеполитического кризиса. С одной стороны, данный финансовый институт требует предоставления ресурсов. С другой, -он помогает Российской Федерации получать эффект экономии от масштаба в рамках участия в международных проектах.
Список использованных источников
- Алиев А. И.. Проблемы взаимодействия России с Международным Валютным Фондом // Вопросы структуризации экономики. – 2017. - №2. – С. 10-13.
- Ерпылева Н.Ю. Современный правовой статус Международного валютного фонда // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. - № 1. – С. 51-61.
- Дробина Е.А. Бреттон-Вудская конференция как важнейшее событие новейшей мировой финансовой истории // Молодой ученый. – 2016. - №27. – С. 389-391.
- Игнатова Т.В. Управленческие и организационные приоритеты модернизации МВФ и ВТО // Государственное и муниципальное управление. – 2017. - №1. – С. 56-68.
- Койлакаева А.А., Мясникова С.А. Достоинства и недостатки современной валютной системы // Бюллетень экономических интернет-конференций. – 2016. - №12. – С. 1511-1521.
- Кондратов Д.И. Актуальные подходы к реформированию мировой валютной системы // Экономический журнал ВШЭ. – 2017. - №1. – С. 128-157.
- Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях (функционирование международных кредитных организаций) // Финансы и кредит. – 2016. - № 12. – С. 5-11.
- Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки : учебник для студентов по направлению «Экономика» / О. И. Лаврушин. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Кнорус, 2013. – 560 с.
- Латышева К.В. Россия в мировой валютной системе // Молодой ученый. – 2013. - №11. – С. 377-380.
- Международное коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юрайт, 2017. – 500 с.
- Пакова О.Н., Булгакова А.В. Анализ ежемесячной отчетности МВФ по финансовой деятельности // Инновационная наука. – 2016. - №6-1. – С. 180-182.
- Светогорова В.В. Перспективы развития мировой экономики // Молодой ученый. – 2015. - №20. – С. 285-287.
- Функционирование МВФ // МВФ крупным планом (приложение к Обзору МВФ). – 2016. – сентябрь. – 150 с.
- Хлебникова Д.В. Основные направления реформирования Международного валютного фонда с учетом уроков мирового финансово-экономического кризиса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. - №39. – С. 81-87.
- Чекунов А.С. Совершенствование кредитных механизмов МВФ в условиях современного кризиса // Пространство экономики. – 2016. - №3-2. – С. 226-231.
- Чувахина Л.Г. Международный валютный фонд как инструмент политики США // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2016. - №4-1. – С. 281-289.
- Ягодкина В.М. Трансформация деятельности МВФ в глобальном контексте // Известия ИГЭА. – 2016. - №3-4. – С. 64-67.
- Якунин В.И. и др. Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение. – М.: Научный эксперт, 2014. – 632 с.
-
Дробина Е.А. Бреттон-Вудская конференция как важнейшее событие новейшей мировой финансовой истории // Молодой ученый. – 2016. - №27. – С. 389. ↑
-
Светогорова В.В. Перспективы развития мировой экономики // Молодой ученый. – 2015. - №20. – С. 285. ↑
-
Латышева К.В. Россия в мировой валютной системе // Молодой ученый. – 2013. - №11. – С. 377. ↑
-
Якунин В.И. и др. Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение. – М.: Научный эксперт, 2014. – С. 215. ↑
-
Дробина Е.А. Указ. соч. – С. 390. ↑
-
Латышева К.В. Указ. соч. – С. 378. ↑
-
. Дробина Е.А. Указ. соч. – С. 390. ↑
-
Хлебникова Д.В. Основные направления реформирования Международного валютного фонда с учетом уроков мирового финансово-экономического кризиса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. - №39. – С. 83. ↑
-
Международное коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юрайт, 2017. – С. 172. ↑
-
Функционирование МВФ // МВФ крупным планом (приложение к Обзору МВФ). – 2016. – сентябрь. – С. 14. ↑
-
Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки : учебник для студентов по направлению «Экономика» / О. И. Лаврушин. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Кнорус, 2013. – С. 215. ↑
-
Пакова О.Н., Булгакова А.В. Анализ ежемесячной отчетности МВФ по финансовой деятельности // Инновационная наука. – 2016. - №6-1. – С. 180. ↑
-
Ерпылева Н.Ю. Современный правовой статус Международного валютного фонда // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. - № 1. – С. 54-55. ↑
-
Лаврушин О.И. Указ. соч. – С. 217. ↑
-
Международное коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юрайт, 2017. – С. 175. ↑
-
Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях (функционирование международных кредитных организаций) // Финансы и кредит. – 2016. - № 12. – С. 7. ↑
-
Лаврушин О.И. Указ. соч. – С. 225. ↑
-
Международное коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юрайт, 2017. – С. 177. ↑
-
Коровяковский Д.Г. Указ. соч. – С. 8. ↑
-
Чувахина Л.Г. Международный валютный фонд как инструмент политики США // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2016. - №4-1. – С. 282. ↑
-
Ягодкина В.М. Трансформация деятельности МВФ в глобальном контексте // Известия ИГЭА. – 2016. - №3-4. – С. 66. ↑
-
Чекунов А. С. Совершенствование кредитных механизмов МВФ в условиях современного кризиса // Пространство экономики. – 2016. - №3-2. – С. 227. ↑
-
Пакова О.Н., Булгакова А.В. Указ. соч. – С. 181. ↑
-
Ягодкина В.М. Указ. соч. – С. 65. ↑
-
Чувахина Л.Г. Указ. соч. – С. 283. ↑
-
Кондратов Д.И. Актуальные подходы к реформированию мировой валютной системы // Экономический журнал ВШЭ. – 2017. - №1. – С. 133. ↑
-
Чекунов А. С. Указ. соч. – С. 228. ↑
-
Пакова О.Н., Булгакова А.В. Указ. соч. – С. 181. ↑
-
Чувахина Л.Г. Указ. соч. – С. 285. ↑
-
Кондратов Д.И. Указ. соч. – С. 134. ↑
-
Ягодкина В.М. Указ. соч. – С. 66. ↑
-
Чекунов А. С. Указ. соч. – С. 229. ↑
-
Алиев А. И.. Проблемы взаимодействия России с Международным Валютным Фондом // Вопросы структуризации экономики. – 2017. - №2. – С. 12. ↑
-
Чувахина Л.Г. Указ. соч. – С. 285. ↑
-
Пакова О.Н., Булгакова А.В. Указ. соч. – С. 181. ↑
-
Чекунов А. С. Указ. соч. – С. 229. ↑
-
Игнатова Т.В. Управленческие и организационные приоритеты модернизации МВФ и ВТО // Государственное и муниципальное управление. – 2017. - №1. – С. 59. ↑
-
Чувахина Л.Г. Указ. соч. – С. 287. ↑
-
Игнатова Т.В. Указ. соч. – С. 60. ↑
-
Койлакаева А.А., Мясникова С.А. Достоинства и недостатки современной валютной системы // Бюллетень экономических интернет-конференций. – 2016. - №12. – С. 1515. ↑
-
Чекунов А. С. Указ. соч. – С. 230. ↑