Файл: Понятие метода, классификация методов в педагогике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и особенности методов и средств обучения, применяемых в начальной школе

1.1.Понятие метода, классификация методов в педагогике

1.2.Средства обучения младших школьников

1.3. Особенности методов преподавания иностранного языка в начальной школе

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе и уровню сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка.

2.1.Определение уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе

2.2.Определение уровня сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка

2.3.Структуризация методов и средств обучения английскому языку в начальной школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учитель, готовясь к игре, отрепетирует свои движения, позы, слова: постарается сделать их красивыми, интересными, неожиданными. Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, ее нужно считать неудавшейся.

Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирования [9].

Сюжетно-ролевые игры способствуют активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения, а так же - наиболее сильным мотивирующим фактором, удовлетворяющим потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться.

Словесные методы обучения младших школьников английскому языку

Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения [21].

Рассказ - это образное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материала учителем. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ - мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.


Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение - активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией.

Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение, организовать рабочее место и т. д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий [13].

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. Dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, активизировать мышление, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Беседа - это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.

По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель - выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать [15].

Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов; сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе используются все виды бесед.

Синтезирующие (итоговые или закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний, а контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях и, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания.


Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя. Следует четко определить тему беседы, ее цель, составить план- конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.

Виды речевой деятельности на уроках английского языка

Комплексный подход к обучению английскому языку позволяет включить в программу чтение текстов различной тематики, составление диалогов и монологов, решение проблемных ситуаций, разработку проектов и написание писем, как дружеских, так и официальных, прослушивание аудиозаписей. Таким образом, преподаватели добиваются максимального усвоения информации на самих занятиях [4].

При обучении английскому языку на начальном этапе звукозапись играет очень важную роль. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. А так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации, то звукозапись и дает им образец для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух.

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребёнка, и, прежде всего слуховой памяти столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.

Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа.

Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой.

Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.

Говорение - самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который далеко не просто протекает и на родном языке, поскольку он связан с формулированием мысли средствами английского языка [8].


На начальном этапе обучение монологической формы общения предполагает умение описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать о прочитанном/прослушанном; выразить свои эмоции: понравилось/не понравилось и др.

Что касается диалогической формы общения, то она предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на его приветствие; умение вежливо попрощаться; умение представить кого-то кому-то; выразить согласие/несогласие что-то сделать; умение поздравить с праздником; выразить сожаление извинение; выразить радость, восторг, удовольствие/неудовольствие и др.

Диалог - процесс общения двух и более собеседников, каждый из которых по очереди выступает в роли слушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать, запрограммировать, она более ситуативно обусловлена. Ей свойственна большая эмоциональность и экспрессивность. Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы:

  • стимулирование собеседника на высказывание: What are you doing? I’m going home, and you? Will you open the window?
  • реагирование на речевой стимул: No, I'm going shopping. I don’t know, where he lives. What shall I do? So am I. Who are you writing to?
  • развертывание реплики-ответа для придания высказываниям характера беседы.

В методологический компонент содержания обучения говорению входят умение пользоваться опорами, осознанно производить операции, необходимые для говорения, а также умение создавать свои опоры для успешного осуществления высказывания.

Также на начальном этапе формируется произношение. В большинстве методик обучение начинается с устного опережения - ученики только слушают и говорят, что не мешает постепенному обучению алфавиту. К каждой пройденной букве дается транскрипция. Знать и самостоятельно читать ее должен уметь каждый ученик.

Под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [25].

Графика письма при обучении иностранному языку предполагает собой обучение детей полупечатному шрифту. Прежде всего, учитель знакомит учеников с буквой, называет ее, говорит. Какие она может предавать звуки, вспоминает знакомые ученикам слова, где есть эта буква.

Учащиеся испытывают трудности в освоении графемно-фонемных соответствий в английском языке: буква «а» передает 7 фонем, а звук [f] может передаваться буквосочетаниями f, ff, ph, gh.


Письменные работы, описания выполняются даже в том случае, когда учащиеся делают упражнения квалифицируемые как творческие. Их не нужно обучать письменной речи как самостоятельному виду речевой деятельности.

Примеры упражнений: закончить предложение; написать 3

предложения по образцу; написать предложения, дополнив их словами, данными в скобках; согласиться или не согласиться с утверждениями; написать вопросы к тексту; ответить письменно на вопросы; выписать предложения.

На начальном этапе обучения чтению первоначальная задача учителя - научить школьников пользоваться графической системой изучаемого иностранного языка при самостоятельном озвучивании текста и, таким образом, обеспечить им возможность усваивать учебный материал через зрительное восприятие, создавая в памяти учащихся зрительные комплексы в виде слов и других единиц зрительно воспринимаемого печатного материала. Для начального этапа очень важно графическое оформление текста и его иллюстративность, то есть такое расположение печатного материала, которое бы соответствовало механизму формирования чтения - постепенному расширению поля чтении (eye-span) и т. д., и подключение опоры в виде картинки, способствующей лучшему пониманию читаемого.

Учащиеся усваивают буквы английского алфавита: они должны уметь назвать букву и звук, который она передает. В английском языке соотношение согласных (буква - звук), как правило, однозначно, например: р [р], b [b], m [m] и т.д. Такого прямого соотношения нет в гласных и некоторых согласных (w, с, g), и они представляют наибольшую трудность для учащихся, поскольку каждая из гласных, например, передает несколько звуков. То же самое можно сказать и о буквосочетаниях: одни из них стабильно передают один звук, например: sh [s], ск [к], ch [ts], ph [f], а другие - разные звуки: th [0], [б].

Для начального этапа воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал является первым и главным требованием: в какой степени тексты способствуют воспитанию детей в широком смысле этого слова и формированию морально-этических норм поведения.

Вторым, не менее важным требованием является познавательная ценность и научность содержания текста.

Третьим требованием является соответствие содержания текста возрасту учащихся. Попытка включения текстов, отвечающих этому требованию, прослеживается в учебниках II, III и IV, V классов. Так, в III классе, учитывая возраст детей, их интерес к сказкам, как в учебник, так и в книгу для чтения включены сказки, где действующими лицами выступают животные.