Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и особенности методов и средств обучения, применяемых в начальной школе
1.1.Понятие метода, классификация методов в педагогике
1.2.Средства обучения младших школьников
1.3. Особенности методов преподавания иностранного языка в начальной школе
2.3.Структуризация методов и средств обучения английскому языку в начальной школе
Четвертое требование связано с языком текста. На начальном этапе и, особенно на первом году изучения английского языка, учитывая трудности английской орфографии, обучение чтению должно осуществляться на лексико-грамматическом материале, предварительно усвоенном устно. Это позволяет снимать трудности, связанные с пониманием читаемого, и больше внимания уделять технике, выразительности чтения.
Итак, нами были рассмотрены такие понятия, как метод обучения английскому языку и виды речевой деятельности младших школьников на уроках английского языка. Мы рассмотрели основные виды работы на уроках английского языка на начальном этапе обучения: аудирование
(прослушивание записи), чтение, письмо, а так же говорение (монологическое и диалогическое), а также проанализировали такие методы обучения младших школьников английскому языку, как словесные и игровые.
1.2.Средства обучения младших школьников
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика.
Главное дидактическое назначение средств обучения - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам [18].
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
1.3. Особенности методов преподавания иностранного языка в начальной школе
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме [19].
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
а) формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
б) приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
в) развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
г) воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка [19].
С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
- Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- Расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
- Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- Духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
- Развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работать в паре, в группе [19].
При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре [13].
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.) [21].
Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово [23].
Таким образом, нами были рассмотрены цели и планируемые результаты обучения английскому языку в начальной школе, выявлено, что одной из основных целей является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника, на доступном для него уровне.
Выводы:
Итак, мы рассмотрели средства обучения младших школьников английскому языку. Выяснили, что средства бывают двух видов и что к ним относятся такие предметы как учебники, диски, тексты, речь учителя, кассеты, видеоматериал.
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе и уровню сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка.
2.1.Определение уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе
Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ СОШ № 83 г.Краснодара. Для определения уровня осведомлённости учителей начальных классов о методах и средствах обучения английскому языку в начальной школе нами была составлена анкета, содержащая 5 вопросов.
В анкетировании приняли участие 5 учителей.
Анкета
Уважаемые коллеги!
Просим Вас ответить на следующие вопросы
- В каких классах вы
преподаете?
- Какие средства обучения английскому языку вы знаете?
- Какие средства обучения английскому языку вы используете в своей работе?
- Какие методы обучения английскому языку вы знаете?
- Какие методы обучения английскому языку вы используете в своей работе?
Спасибо!
Критерии обработки анкеты.
По второму и третьему вопросам:
Названы:
0-2 средства обучения - низкий уровень осведомлённости
3-4 средства обучения - средний уровень осведомлённости
5 и больше средств обучения - высокий уровень осведомлённости
По четвёртому и пятому вопросам:
Названы:
0-2 метода обучения - низкий уровень осведомлённости 3-4 метода обучения - средний уровень осведомлённости 5 и больше обучения - высокий уровень осведомлённости
Результаты проведённого анкетирования представлены на Диаграмме 1 и Диаграмме 2.
Диаграмма 1 - Уровень осведомлённости учителей в области методов обучения английскому языку.
Из Диаграммы 1 видно, что высокий уровень осведомлённости в области методов обучения английскому языку у 4 учителя (80%), средний уровень осведомлённости у 1 учителей (20%), низкий уровень осведомлённости отсутствует.
Диаграмма 2 - Уровень осведомлённости учителей в области средств обучения английскому языку.
Из Диаграммы 2 видно, что высокий уровень осведомлённости в области средств обучения английскому языку у 3 учителя (60%), средний уровень осведомлённости у 2 учителей (40%), низкий уровень осведомлённости отсутствует.
2.2.Определение уровня сформированности лексического запаса младших школьников в области английского языка
В экспериментальной работе приняли участие 13 учащихся 2 «А» класса, 15 учащихся 2 «Б» класса. Всего 28 учащихся.
Целью проведения диагностики было выявление исходного уровня усвоения младшими школьниками лексического материала.
В качестве диагностического тестирования применялись проверочные задания, предложенные УМК «Spotlight 2» к уроку «Мои игрушки».
Ход проведения: перед учащимися лежит лист с заданиями. Они должны выполнить три задания:
- Перед учениками изображение трех игрушек. Они дважды прослушивают описание игрушки и ставят галочку у одной из предложенных кукол на рисунке.
- Учащимся необходимо соединить две части игрушек и подписать их название на английском.
- Ученикам необходимо закончить предложения, опираясь на рисунок.