Файл: Понятие и значение приватизации(Становление института приватизации в России на рубеже ХХI века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новая разновидность такой собственности получает наименование «собственности граждан».

Имевшиеся ранее понятие, такое как «личная собственность» прекращают использовать, но, тем не менее, открытого употребления запретного словосочетания «частная собственность» союзной властью пока не решалась.

В то время как из текста нового законодательства следовало, что собственность граждан приобрела черты самой настоящей свободно отчуждаемой частной собственности.[3]

Но данный законодательный акт также существовал не очень долго. С 01.01.1991г. действие данного закона отменяется согласно решения Верховного Совета РСФСР на территории России, а взамен вступает в действие Закон не СССР, а РСФСР «О собственности в РСФСР». По отношению к признанию права собственности граждан на жилые помещения формально практически ничего не менялось, так как российским законом буквально повторялись все положения, которые ранее предусматривал общесоюзный закон.

Новизна связана только с тем, что квартиры ранее отражались в законе в качестве объектов собственности граждан.

3 июля 1991 года принимается закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», согласно которому приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. «Создать» частную собственность на жилье при помощи изменения в действующем законе невозможно. Необходимо, чтобы органы власти дали приказ, на выделение гражданам того, что им причитается. То есть, необходимо было снять все имеющиеся запреты на то, чтобы свободно использовать частное имущество.

2. Все робкие попытки советской власти «монетизировать» жилищные права граждан России была обреченными на провал. В этом отношении весьма показательна история реализации Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года №1440 «О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного фонда».

Исторически это была первая попытка приватизации жилья.[4]

Данный документ не декларировал, а именно разрешал местным органам власти право продажи квартир их нанимателям. Помимо этого, было разрешено продавать незаселенные квартиры в домах, которые подлежали реконструкции или кап.ремонту. Это постановление составлялись именно в качестве указания. В нём, в частности, находились рекомендация по продаже всех квартир в конкретном доме.


 На этом этапе местным Советам рекомендовалось передать нанимателям квартир государственного фонда в частную собственность лишь часть жилой площади в соответствии с установленными социальными нормами.

Излишки жилья сверх социальных норм должны быть выкуплены. Рекомендованная цена – 10 рублей за квадратный метр. Устанавливался предельный срок действия льготного порядка приватизации жилья – до 1 июля или 1 декабря 1991 года.[5]

Далее – на завершающем этапе проводимых реформ – уже планировалось проводить выкуп жилья, только исходя из его рыночной стоимости.

Это считалось возможным, поскольку, по мнению авторов программы реформ, к этому моменту должны в массовом объеме развернуться коммерческие обмены жилья и оживиться жилищное строительство. Гарантией оживления должна была стать система жилищного кредитования. 

 Забавно то, что авторы программы реформ считали необходимым оценить объем совокупного неудовлетворенного спроса на жилье. На начало осени 1990 года он оценивался в 70-75 млрд. руб. При этом они полагали, что до 50% этих средств переключается на дефицитные товары потребительского рынка.

Подобного рода «статистика» для того времени вполне объяснима: считалось, что опережающая приватизация городского жилья должна быть «экономически обоснована». 

Решение Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года о переходе к бесплатной приватизации жилья было откровенно политическим.

Разумеется, сегодня можно утверждать, что это была вынужденная экономическая мера. И все же именно политический фактор был решающим.

Обратимся к историческим фактам. 14 августа 1992 года в стране началась ваучерная приватизация. Через два месяца Президент Ельцин личным указом разрешает использовать ваучеры для расчетов в процессе приватизации жилья.

Несмотря на то, что данный указ остался на бумаге, конкретная политическая цель его была понятна – смягчить негативное восприятие ваучера населением страны.

Малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях («малая» приватизация).

Крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в акционерные общества открытого типа, и затем пройти через продажу акций. При этом не менее 29% уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за ваучеры («ваучерная» приватизация).

23 декабря Верховный Совет РФ принимает Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации». И в тот же день вносит поправки в действующий Закон «О приватизации жилищного фонда». Бесплатная приватизация становится единственным способом передачи жилья в собственность граждан.


И поскольку граждане более не могут вложить ваучер в собственное жилье, для большинства населения ваучерная приватизация потеряла практический смысл.  Сегодня ясно, что денежная приватизация жилья была обречена на провал в любом случае.

Приватизация по твердым ценам и гиперинфляция – вещи несовместные.[6]

Любопытно то, что до конца 1992 года сама возможность установления всеобщего бесплатного порядка приватизации жилья даже не рассматривалась, поскольку, по общему мнению, данная мера была бы вопиющей несправедливостью.

Только для реформаторов аргументом была «рыночная» несправедливость, а для коммунистов – «социальная». При этом частичная «бесплатность» приватизации устраивала всех.

10 января 1993 года в России официально началась бесплатная приватизация жилья. В этот день лишь очень немногие граждане поверили бы в то, что через двадцать лет их скромное жилище можно будет продать на рынке по цене в миллион рублей и выше.[7]

Таблица 1 - Доли государственного и частного секторов в ВВП
в 1994 и 1996 годах (по данным ГКИ и Минэкономики), % к итогу

1994

1996

Государственный сектор

38

23

Приватизированные предприятия, включая компании с госучастием

37

39

Частные предприятия

25

38

Разумеется, о полном провале не может быть и речи, поскольку массовая приватизация состоялась (табл. 1). Во многом этого удалось достичь потому, что ставка была сделана на осуществимость. Но до полного успеха оказалось далеко.

Доля госсектора в экономике России составляет, по разным оценкам, от 50% до 71%.

В январе 2014 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, выступая на Гайдаровском форуме, заявил что необходимо сократить долю госсектора с текущих 50% до 25% к 2018 году.

Согласно программе приватизации на 2014-16 годы, утвержденной правительством 1 июля 2013 года, приватизации (полной или частичной) подлежат госпакеты акций в 514 ФГУПах и 436 акционерных обществах. В целом, доходы от приватизации ожидаются на уровне 1,7 триллиона рублей.

1.2. Приватизация за рубежом и его особенности


Приватизация жилищного фонда по большей части незначительно распространена за рубежом и широкое распространение получила в основном в странах постсоветского пространства. Украина - лидер по количеству приватизированного жилья в Европе. Украина – лидер среди стран Европы по количеству людей, которые являются собственниками жилья.

Национальный институт стратегических исследований сообщил, что в Нидерландах всего лишь 5% домохозяйств владеет собственным жильем, в Швеции – 17%, в Германии – 24%, во Франции – 34%, в Португалии – 47%, в Чехии – 55%, в Польше – 75%, в Болгарии – 87%, а в Украине это количество равно 95%.

Это связано с тем, что в нашей стране была произведена приватизация собственности, а в той же Польше и, тем более, Голландии, этого сделано не было.

Из-за приватизации большинство украинцев стали обладателями домов и квартир. Государственное и ведомственное жилье еще тоже осталось, но в очень небольшом количестве.

По некоторым данным 0,2% украинцев сейчас проживают в ведомственном жилье, а 1,6% - в государственном. Так что украинская нация – нация собственников жилья.

Всего 4,8% семей арендует жилье у других. В Швеции это число составляет аж 36%, а во Франции 22%. Во многих странах Европы есть такая услуга как строительство жилья, которое потом сдается только в аренду. Это очень выгодно как для бизнеса, так и для арендаторов.

Продажа гражданам квартир в личную собственность стала возможной после принятия Советом Министров СССР 02.12.1988 г. постановления «О продаже гражданам в частную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда».

В Беларуси аналогичное постановление было принято 06.06.1989 г., им было утверждено Положение о порядке продажи квартир. Согласно этому Положению граждане могли купить:

- занимаемые ими квартиры;

- незаселенные квартиры в домах, подлежащих реконструкции или капремонту;

- освобождаемые квартиры в домах с пониженным качеством.

Продаже не подлежали комнаты в коммуналках и общежитиях, квартиры в обособленных и закрытых военных городках, служебное жилье (кроме колхозов и совхозов).

Вопросам приватизации сейчас посвящена глава 23 ЖК РБ ст. 134-135. Приватизация жилых помещений – это приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда.

Для приобретения занимаемого жилого помещения в собственность наниматель, несовершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми сохраняется равное владение и пользование этим жильем, подают заявление о приватизации в местный исполком или организацию, в чьем ведении находится это жилое помещение. Заявление подписывается всеми указанными выше гражданами, как участвующими, так и не участвующими в приватизации.


К нему необходимо приложить документы, перечень которых назовут в «одном окне».

Решение по заявлению принимается в течение месяца. Если приватизация разрешена, то оформляется и нотариально удостоверяется договор купли-продажи жилого помещения.

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ

2.1 Правовая природа правоотношений в сфере приватизации

С понятием «приватизация» жители России первый раз столкнулись в 1991 году, с принятием закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Приватизацией считается бесплатная передача того жилья, где гражданин проживает в соответствии с договором социального найма, в собственность гражданин. Приватизация является процессом, конечный результат которого связан с превращением квартиросъемщика в полноценного владельца квартиры.

Бесплатная приватизация может быть произведена по отношению к жилью, которое находится в государственном или муниципальном жилищном фонде.[8]

Особое место занимает передача жилого помещения в собственность не всех, а лишь некоторых проживающих в нем лиц. В этом случае граждане, давшие согласие на приватизацию данного жилья, право на бесплатную приватизацию в собственность другого жилого помещения сохраняют. Это положение закреплено в постановлении № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года. Обусловлено оно тем, что при даче согласия на приватизацию жилья другими членами семьи личное право на одноразовую приватизацию не реализуется.

Аналогичная ситуация возникает и при приобретении жилья в собственность одним из супругов. В этом случае жилое помещение становится не общей, а единоличной собственностью данного гражданина. Супруг, давший согласие на приватизацию, свое право на нее сохраняет.

Сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию и несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. Воспользоваться им они могут после достижения совершеннолетия.