Файл: Понятие и значение приватизации(Становление института приватизации в России на рубеже ХХI века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Такое явление, как массовая приватизация жилья уже длится в России в течение двадцати лет. И в настоящий момент трудно поверить в то, что данная житейская практика могла восприниматься в качестве системной реформы, целью которой являлось – радикальное изменение отношения к собственности.

В России инициаторами закона о приватизации ставилась основная цель - возможность получить гражданами жилье в собственность, а также сократить расходы государства на содержание жилищного фонда, ведь бремя по содержанию имущества в такой ситуации ложилось на нового собственника.

Е. Гайдар считал, что «Приватизация являлась большой и серьезной работой, длящейся годами». Нельзя не отметить и большую роль А. Чубайса в формировании процессов российской приватизации. При этом, результаты его деятельности многими расценивают неоднозначно. А. Чубайс считал, что «Приватизация является единственным способом демократизаци российского общества».

В настоящее время проблема понимания процесса приватизации населением очень актуальна, так как до сих пор часть жилищного фонда остается в государственной и муниципальной собственности в связи с тем, что люди боятся ответственности за содержание переданного им в собственность имущества и не осознают необходимость участия в гражданском обороте как равные субъекты, а не с позиции власти-подчинения.

Целью курсовой работы является характеристика необходимости введения и порядка осуществления приватизации в Российской Федерации.

Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

- охарактеризовать историю и теоретические основы института приватизации;

- раскрыть гражданско-правовое регулирование правоотношений в области приватизации.

Объект курсовой работы – приватизация жилищного фонда в России. Предметом курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы приватизация жилья в Российской Федерации.

Тема приватизации до сих пор актуальна. И, не смотря на то, что институт приватизации сравнительно молодой для Российской Федерации, многие авторы рассматривают его проблемные вопросы в своих научных статьях и монографиях, например, Г.В. Бойцов, Б.М. Бирюков, А.В. Гурин, А.П. Гусев, М.Т. Абаев, А.А. Батяев и многие другие.


Для написания работы были использованы специальные методы познания, такие как: сравнительно-правовой и логико - юридический методы.

Основной нормативно - правовой базой для написания курсовой работы явились Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативно - правовые акты.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

1.1. Становление института приватизации в России на рубеже ХХI века

Приватизация в России конца ХХ века стала новым и абсолютно нетипичным явлением для административно-командной экономике, которая 70 лет существовала в России. Связано это было с отсутствием самого понятия частная собственность и его нормативного применения в социалистическом государстве. И лишь с распадом СССР и развитием рыночных отношений появилась возможность существования данного исторического явления.

Политологи давно пытаются ответить на вопросы, почему же вообще могут распадаться государства? Не рассматривая мелочи, можно попробовать просто сказать, что они исчерпывают себя, так и СССР как государственная структура - исчерпал себя, свои внутренние ресурсы, осуществил имеющуюся программу и... следом распался. Последователи архаичной теории циклической смены политических режимов преподносят распад СССР в виде борьбы демократии с тоталитаризмом.

Можно конечно сказать, что смысл существования СССР был в том, чтобы провести скоростную индустриализацию страны и Великой Победе, которую Советский Союз одержал над фашизмом. Ведь как следствие оказалось, что СССР выполнил данную миссию и закончил свое дальнейшее существование, которое стало абсолютно бессмысленным. Ведь известно, что любая система или человек, а также общество в целом имеет цели и смысл, а утрата этого смысла и цели становится смертью общества. СССР практически утратил цель своего существования ещё к 80-м годам, дальше он пытался весьма неудачно заимствовать экономическую и государственную политику на Западе, но как говорят, размерчик оказался совсем не наш, и на этом всё закончилось.


Истинная причина распада СССР заключается в неспособности партийной верхушки, которая узурпировала власть меняться в ногу со временем. Было мало говорить о социализме и строительстве коммунизма, при этом нужно было меняться как  внешне, так и внутренне, для чего необходимо было использовать лучшие мировые достижения всех стран. То, что СССР было чрезмерно закрыто, а также хлынувший со всех сторон поток нефильтрованной информации, который появился у нас в стране после начала «курса на перестройку и ускорение» как цунами накрыл практически всё, и внутреннюю экономику, которая долго функционировала обособленно от мира, и идеологию, подменившую псевдоценностями Запада веру народа, которая у него была, в правительство и мощь Советского государства.

Данные последствия распада СССР привели в отчаяние огромное число людей и привели к резкой дифференциации общества на 2 категории, бедные и богатые, начался беспрецедентный рост потока беженцев. Потеря накопленных в течение десятилетий советской державы «человеческого капитала», выращенного поколениями нового слоя интеллигенции и ученых.

Международные последствия от того, что распался СССР в то же время рассматриваются по-разному. Большинство исследователей оценивают эти последствия как глобальные. Одни считают, крушение СССР стало геополитической катастрофой, выходящей за пределы понятия «система международных отношений»; другие отмечают, что распад СССР рассматривается как конец системы международных отношений, которые сложились после Второй мировой войны, то есть перевод от биполярного мира к многополюсному.

Территория бывшего СССР становится районом нестабильности и локальных вооруженных конфликтов. Распад СССР квалифицируется как развал ранее существовавшего единого международного правового пространства. Если же взять современность, то независимые государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, до настоящего времени не нашли формы эффективного политического и экономического сотрудничества, хоть СНГ и существует, но нет никакой уверенности в том, что дезинтеграция остановится. Именно по этой причине для бывших республик СССР острым остаётся вопрос и до сих пор о своем месте в новом мире, перед ними так и осталась задача суметь занять свою нишу в системе новых международных отношений.

Важная причина распада СССР заключается и в том, что ликвидация правительств социалистических стран создала прецедент для республиканских элит. Заключалась она в том, что, наблюдая за «политикой уступок», которую проводил М.С. Горбачев в области международных отношений, республики Советского Союза и их руководство также начали стремиться к получению собственного суверенитета, ожидая либерального отношения и к их волеизъявлениям. Большую роль в распаде СССР сыграл и нерешенный национальный вопрос, который привёл к тому, что обострились межэтнические конфликты и выросло стремление республик к независимости. [1]


Руководство страны оказалось неспособным выработать эффективные меры по решению национального вопроса. Направленная на то, чтобы развалить СССР политика руководящих работников союзных республик сыграла одну из наиболее важных ролей в деле ликвидации СССР. В октябре 2009 года в интервью с главным редактором Радио «Свобода» Людмилой Телень первый и единственный Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв признал свою вину за развал СССР:

Людмила Телень: Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз? Михаил Горбачёв: Это вопрос решенный. Развалил

Убрав стержень государственной идеологии, которую в новейшей истории пытались окрестить понятием «национальная идея» и совсем ничего не вложив в такое понятие связи, как «человек-государство», адепты перестройки полностью похоронили страну, а ведь экономика этой страны к началу XXI века в ожидаемый перспективе должна была превысить общий ВВП Европы и  самой большой на сегодняшний день экономики США. В настоящий момент место, которое принадлежит Китаю в современной экономике по праву должно было принадлежать  СССР.

В течение 70-ти лет в нашем государстве отсутствовало понятие частная собственность, тем более по отношению к недвижимому имуществу. Конечно, любой гражданин обладал в СССР определенным комплектом благ, но при этом, данный набор был ограничен по своему составу. И взамен такого понятия, как частная собственность необходимо было использовать другое, которое являлось более политкорректным и подходящим к идеологии партии и социалистического равенства, таким понятием стало «личное имущество». Под ним подразумевалась (по отношению к большинству населения) обстановка квартиры, личные вещи человека, в определенных случаях машину и дачу (подсобные хозяйства), но, при этом никто в полной мере не владел правом на главную собственность, являющуюся основанием всей современной рыночной системы, - правом на недвижимость.

И речь идет не о земельных наделах, участках леса или водоемах - в советской системе не существовало права на частное владение даже на квартиру или комнату в коммуналке, в которых многие семьи жили на протяжении нескольких поколений. Любое жилье в какой бы то не было форме принадлежало лишь государству.[2]

Переход экономики на рыночные рельсы был бы невозможен без введения в стране права на частную собственность. Ее нужно было создавать, и с этой целью в России провели реформы. С помощью ваучерной приватизации каждый гражданин мог приобрести для себя долю в промышленном предприятии. Все мы помним результаты ваучеризации, и большая часть населения страны, как не владела коммерческой собственностью, так не владеет ею и сейчас.


Слово «приватизация», как многие другие слова из лексикона реформаторов, было заимствовано на Западе. Правда, на английском языке оно звучало несколько иначе - «реприватизация»: этим термином обозначались методы экономической политики, известной как «рейганомика» и «тэтчеризм». К этим методам обычно относились: денационализация, дерегулирование и частно-государственное партнерство.

Так как же Россия перешла к этапу перевода государственной собственности в частную и что в конечном итоге смогла получить большая часть населения нашей страны, за исключением ваучеров и финансовых пирамид?

Первый проект перехода к рыночной экономике, путем массовой приватизации государственного имущества, был предложен в рамках программы 500 дней, разработанной в 1990 году группой экономистов под руководством Станислава Шаталина. В частности, к 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. На союзном уровне, однако, программа была отклонена.

Приватизация, с которой столкнулся практически каждый гражданин России, связана в первую очередь с приобретением право собственности на занимаемое данными гражданами жильё. До начала 90-х такого понятия, как частная собственность в СССР не существовало, а если рассматривать возможность иметь в наличие жилье в собственности, то это связано с кооперативным жильем. Или – если говорить более полно – то – это квартиры в кооперативе, так как их законными собственниками являлись кооперативы, в то время как жильцы числились в качестве пайщиков. Изменения в данной ситуации начали происходить в марте 1988 года, после того, как было принято совместное постановление ЦК КПСС и СовМина СССР «О мерах по ускорению развития жилищной кооперации».

Этот документ установил, что члены кооператива, в случае полной выплаты паевого взноса, при выбытии из кооператива имеют право на получение уже выплаченного паевого взнос обратно за исключением суммы амортизации или могли передать данную квартиру любому из своих родственников или другому лицу. Необходимо было получить только согласие кооператива. Таким образом, происходит купля-продажа, которая осуществлялась в 2-а этапа. На первом этапе кооперативу необходимо было выкупить квартиру у пайщика, а на втором этапе продать её новым жильцам.

Данное правило существовало совсем недолго: с 01.07.1990 г. вступает в действие закон «О собственности в СССР», согласно которому члены кооператива, которые выплатили в полном объеме паевой взнос, признавались собственником оплаченного ими имущества. Так произошло превращение кооперативных квартир в частные. Помимо этого, новое законодательство впервые установило, что наниматели жилых помещений совместно с членами семьи имеют право на выкуп его у собственника в домах, которые относились к государственному и общественному жилищному фонду. Закон всего лишь забыл указать механизм совершения данных действий.