Файл: Отношения родителей и подростков(Подходы к исследованию детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы семьи и семейного воспитания всегда были в центре внимания исследователей. Проблемы семьи изучаются в современной отечественной и зарубежной психологии, педагогике, социологии, демографии. Еще в начале ХХ века семья рассматривалась в качестве так называемой ячейки общества, исходного пункта развития социума. Однако, в наши дни все большее распространение получает подход, основанный на самоценности семьи.

Неизменное значение на протяжении всего развития педагогики и психологии имеет проблематика детско-родительских отношений. Для ребенка опыт взаимодействия в семье является первым опытом общения с окружающим миром, который закрепляется в определенных паттернах и впоследствии формирует модели поведения, передаваемые из поколения в поколение.

Для многих людей, живущих в современном обществе семья является основной ценностью. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Хорошо известно, что психологическое здоровье человека во многом зависит от того, каким образом удовлетворялись потребности его психического развития в детстве.

Во многих исследованиях, посвященных социальной значимости семьи, отмечается важная роль родителей в формировании личности ребенка. Вопросы семейного воспитания и влияний взаимоотношений в семье на ребенка ста­ ли разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода К. Д. Ушинским, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, Е. А. Аркиным, В. К. Копырло, А. Н. Леонтьевым и другими. Эти авторы отводили важную роль раннему опыту воспитания в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений. Подростковый период является одним из критических периодов жизни человека, ход которого обусловливает его психофизиологические, репродуктивные, интеллектуальные возможности в течение всей будущей жизни. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Исследованию данного возрастного периода посвящены работы П.П Блонского, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.И. Крылова и других авторов.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании отношения родителей и подростков в рамках современной семьи.


Поставленная цель определила задачи курсовой работы:

- охарактеризовать основные подходы к исследованию детско-родительских отношений;

- выделить основные типы взаимоотношений родителей и детей;

- рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;

- исследовать основные стратегии поведения подростков в отношении родителей;

- рассмотреть возможности психологической коррекции отношений родителей и подростков.

Объект курсовой работы – теоретические подходы к обучению и воспитанию.

Предмет курсовой работы – различные подходы к пониманию специфики отношений родителей и подростков, их влиянию на становление личности подростка.

Методологической основной работы являются: анализ психолого-педагогической и методической литературы; психологическая диагностика, интерпретация и анализ ее результатов.

Структура работы включает введение, две главы, пять параграфов, заключение и список использованной литературы.

1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений

1.1 Подходы к исследованию детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Семья – это та структура общества, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. Семья основывается сначала посредством брака, а в последствие и кровном родстве и связывает своих членов общностью быта, взаимной поддержкой, уважением, пониманием, и, кроме того, совместными обязанностями, ответственностью и похожими ценностно-смысловыми ориентирами. Семья – это своего рода коллектив, который играет в воспитании личности подрастающего малыша основополагающую, фундаментальную, долговременную и, пожалуй, важнейшую роль. Все, что получает ребенок в раннем возрасте от родителей поспособствует его становлению в будущем. Все модели и стратегии поведения, которые демонстрируют старшие члены семьи младшему зачастую определяют его способ взаимодействия в более старшем возрасте [11, с.40]. Так, у несдержанной и агрессивной матери вырастают агрессивные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; бесконечно тревожащаяся мать, нередко, сама того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.


Границы современной семьи становятся все больше проницаемыми для влияний извне (массовой культуры, моды, ценностей европейского общества и др.), что влечет за собой качественные изменения в ее системе и внутренних ориентирах отдельно взятых личностей. С одной стороны, есть много свободы в выстраивании эмоциональных внутри- и внесемейных связей, обогащении сексуальной жизни пары различными экспериментами, формировании новых правил функционирования семьи и смене ролей, создании списка приоритетных задач для каждого. С другой стороны, есть ответственность – семейная и личная – за результат таких кардинальных изменений, и не столько перед государством и обществом, сколько перед членами собственной семьи.

Семейные взаимодействия, в которые непосредственно включен ребенок и взрослый – есть детско-родительские отношения. Данные отношения играют чрезвычайно важную роль в процессе формирования и становления личности ребенка [2, с.5]. Многие ученые рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи – создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого важно понимать и учитывать взрослому тот факт, что ребенок сам способен осмысливать свою семью, свое пребывание и нахождение в ней, определять свое поведение и переживать особое отношение к своей семье и к себе самому.

Нужно понимать, что ввиду своего небогатого и ограниченного опыта, а также специфического мышления и своеобразного восприятия, дети по-своему, иначе оценивают и воспринимают все вокруг. Порой взрослому непросто понять поведение, мысли, эмоции и переживания своего ребенка. И помочь малышу можно лишь в том случае, если постараться посмотреть на окружающий мир его же глазами, что также зачастую непросто дается взрослому. Кроме того, на ребенка оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные акты воспитательского процесса, но в первую очередь все остальные ежедневные и фундаментальные личностные особенности родителей [13, с. 56].

Общеизвестно, что в семье формируется личность человека, поэтому для ученых особую значимость представляет исследование детско-родительских отношений. С одной стороны, это область достаточно изучена, с другой − динамично меняющееся общество и семья, как его ячейка, порождают новые проблемы в сфере отношений родителей и детей. А также, как отмечает Д.И. Фельдштейн, существует потребность в иных, соответствующих современности ракурсах и взглядах исследовательской позиции [22, с. 34].


В современной науке свою актуальность имеет интегративный подход, рассматривающий личность как активного субъекта жизнедеятельности, в частности мультисубъектная теория личности [1, с. 66]. Сквозь призму этой научной парадигмы подходы к исследованию детско-родительских отношений в старшем школьном возрасте можно разделить на три подгруппы в зависимости от фокуса рассмотрения этих отношений: с позиции родителя, с позиции подростка, субъект-субъектное взаимодействие.

1) Родительская позиция: мотивы и ценности родительского воспитания, «родительские установки», родительское отношение, модели поведения, стили (типы) и стратегии воспитания.

В рамках исследований этой группы активная роль отводится родителю, который выступает субъектом отношений, активно воздействует на старшеклассника. При этом можно выделить внутреннюю позицию родителя (мотивы, ценности, установки) и ее внешние проявления (модель поведения, стили и стратегии воспитания).

А.А. Бодалев, В.В. Столин родительскую позицию рассматривают через систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения [15]. Е.О. Смирнова выделяет в родительской позиции два структурных элемента − личностное и предметное, определяющие своеобразие и внутреннюю конфликтность родительского отношения к ребенку и отражающие ее двойственность [21]. А.Я. Варга определяет родительское отношение через его компоненты: когнитивный (интегральное принятие-отвержение родителями, представление родителей о потребностях и интересах подростка), эмоциональный (межличностная дистанция-близость, совокупность эмоциональных переживаний), поведенческий (форма и направле-ние контроля, манера обращения) [8].

Отечественные психологи Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис уделяют внимание неосознаваемым проблемам родителей, влияющим на их взаимоотношения с детьми и воспитательскую позицию. Также они рассматривали родительские установки, включающие восприятие ребенка, представления и ожидания, связанные с его развитием, систему знаний и идей для построения так-тики и стратегий воспитания, а также оценочный компонент [16].

Если такую важную и существенную роль в становлении и развитии ребенка играет взрослый, то отсюда возникает актуальность изучения всех детско-родительских отношений с целью понимания и использования только тех стратегий взаимодействия с ребенком, которые могли бы принести пользу и сыграть в становлении личности малыша наиболее конструктивную роль. О значимости данной проблемы может говорить тот факт, что наиболее значимые психологические школы и теории не обошли внимание эту проблему, также рассматривая диаду «родитель-ребенок» как важный источник детского развития. А очень многие авторитетные ученые посвятили ряд своих исследований и разработок данной теме.


Особенности взаимодействий ребенка со своими близкими, степень их отзывчивости на получаемые от ребенка сигналы и полнота удовлетворения его потребностей во многом определяют характер формирующихся в эти первые годы жизни отношений с людьми. Отношения привязанности, важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или стрессогенных ситуациях. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей наиболее часто тех, с которыми они находятся в тесном контакте. Выбор ребенком той или иной модели поведения в какой-то мере определяется вариантами поведения, которые он наблюдает среди окружающих его взрослых. Необходимо отметить роль моделей родительского поведения не только в процессе приобретения привычек, но и как способ преодоления стресса также определяется исходя из знакомой ребенку стратегии в поведении. Дети таким образом учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила, но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей поведения.

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе достаточно подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, но вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, остается мало изученным. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.

1.2 Типы детско-родительских отношений

Определение детско-родительских отношений трактуется как: а) собственно эмоциональные отношения детей и родителей; б) характер взаимодействия ребенка со взрослым, характер родительского воспитания, как реализация одной из основных функций семьи. Взаимодействие родителей с ребенком отличается тем, что взрослый в силу своей ответственности и компетентности становится в них ведущим. Именно он организует и направляет это взаимодействие, в то время как ребенок постепенно осваивает эти возможности, приобретая коммуникативную компетентность. В связи с этим отношения ребенка и родителя нередко рассматриваются как отношения руководства и подчинения.