Файл: Отношения родителей и подростков(Подходы к исследованию детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной ситуации подростки оказались в наиболее трудном положении. Их потреб­ность в приобщении к социуму, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию стимулируются происходящими социально-экономическими процессами и, в то же время, наталкиваются на отсутствие понимания, уважения со стороны взрослых. Подобное проти­воречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностно­го развития подростков, лишая их возможности занимать активную социальную позицию.

Расхождение между стремлениями взрослеющего человека, осознающего свои возможности и утверждающего себя как личность, и положением ребенка-школьника, зависящего от воли взрослого, вызывает у подростка желание вырваться за рамки школьной повседневности в самостоятельную, серьезную жизнь, что, в частности, находит отражение в мечтах.

2.2 Стратегии поведения подростка в отношении родителей

Необходимо обратить внимание на значимость семьи в период взросле­ния, так как подростковый возраст – это противоречие между стремлением казаться и неумением «быть взрослым»; это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых [5].

Подростки любят пробовать все новое, редко когда идут прямо к цели, без всяких препятствий и преград, которые создают часто сами. Это возраст проб и ошибок, свершения и воздвижения новых горизонтов; возраст необузданной мечтательности и наивного легкомыслия. Особенно сложно может стать подростку, когда процесс его взросления происходит в условиях социальной и финансовой нестабильности семьи. Большинство наших, российских подростков находятся именно в таких условиях. Независимо от разницы в социальной среде, многие подростки обостренно переживают этот период: наблюдаются вспышки агрессии, непослушание в общении с родителями и учителями, некоторые подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики. В подобных ситуациях родители и педагоги оказываются в растерянности. Иногда, не понимая, что происходит, взрослые совершают поступки, которые только ухудшают и без того плохое поведение и кризисное состояние их детей. Часто, сами родители находятся в стрессовом состоянии [11].

Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью, с ипохондрическими реакциями, с аффективностью, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим.


Если эти особен­ности не учитывать, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении, эмоционально-волевой сфере и нравственном развитии. Здесь немаловажны отношения между родителями и подростком, так как под­ ростковый возраст — это переходный возраст, переходный период от детства к взрослости; когда возникают многочисленные конфликты, которые отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы [12; 13].

В настоящее время достаточно хорошо изучены стили (типы) семейного воспитания и стратегии взаимодействия родителей с детьми. Популярна классификация стилей родительского поведения, основанная на фиксации двух факторов воздействия на ребенка в семье – контроля и теплоты: демократичный, авторитарный, либеральный, индифферентный (А.А. Реан [18).

Рассматривать стратегии взаимодействия подростков с родителями необходимо с позиции их социальной ситуации развития. Цель развития старшего школьника – эмансипация от родителей (отделение, сепарация, достижение автономии), а цель родителей – способствовать этому, обеспечивать благо-приятные условия для этого процесса. В соответствии с этим нами выделены основные стратегии взаимодействия подростков с родителями:

1) стратегия сотрудничества: продуктивное взаимодействие (решается задача эмансипации);

2) стратегия подчинения: деструктивное взаимодействие – пассивная (зависимая) форма поведения (не решается задача эмансипации);

3) стратегия противодействия: деструктивное взаимодействие – активная (конфликтная) форма поведения (не решается задача эмансипации).

Таким образом, стратегию взаимодействия подростка с родителями можно определить как совокупность доминирующих особенностей его поведения в отношениях с родителями, обусловленных социальной ситуацией развития (достижением эмансипации в детско-родительских отношениях). Стратегия взаимодействия с родителями по типу подчинения характеризуется выраженной потребностью в поддержке, опоре, руководстве. Старшеклассники испытывают страх разочаровать, оттолкнуть от себя значимое лицо, в своём поведении они стремятся избегать конфликтов, занимают пассивную позицию в ситуациях жизненного выбора, руководствуясь мнениями, указаниями со стороны родителей [11] .

Стратегия взаимодействия с родителями по типу противодействия выражается в бунтарстве, когда все поступки индивида диктуются стремлением действовать в противоположность тому, что от него ожидают. При этом такое негативистическое поведение как бы удовлетворяет внутреннюю потребность в независимости подростка, однако, оно же является доказательством наличия эмоциональной связи с родителями, болезненности её переживания, что влечёт за собой конфликтные действия. Выбор подростка в этом случае так же обусловлен мнениями окружающих, как и в ситуации проявлений стратегии подчинения [14].


Необходимо различать проявление стратегий противодействия и подчинения у подростков и проявления негативизма и зависимости в младшем подростковом возрасте. М.А. Зимина рассматривает негативизм и зависимость младших подростков как два варианта протекания возрастного кризиса со-ответственно: кризис независимости (строптивость, упрямство своеволие, про-тест, бунт и т.д.) и кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам и формам поведения). В обоих вариантах кризис является нормой в протекании взросления младших подростков [10]. В старшем же подростковом возрасте данные формы поведения свидетельствуют о трудностях в решении задачи эмансипации в детско-родительских отношениях.

Стратегии взаимодействия с родителями по типу подчинения и противодействия являются деструктивными, в их основе лежит фрустрированная потребность в самоактуализации (А.Я. Варга [7]). Это приводит к сильному стремлению к эмоциональной близости, поддержке и защите со стороны родителей (явно проявляемым или завуалированным), сниженной способности к самостоятельному поведению, неуверенности в себе, чувству беспомощности, не-самодостаточности, тревожности.

Важным аспектом является аффективный компонент стратегий взаимодействия подростков с родителями – характер эмоциональной связи между родителем и ребенком. Старшие школьники со стратегией по типу сотрудничества могут выстраивать с родителями эмоционально теплые и близкие отношения. Подростки со стратегиями по типу подчинения и по типу противодействия эмоционально зависимы от родителей (О.П. Макушина [17]). Необходимо различать «здоровое», зрелое проявление любви, привязанности (при стратегии сотрудничества) и зависимость, «невротическую» близость (при деструктивных стратегиях взаимодействия).

Важнейшим фактором на становлении идентичности подростка, является влияние родителей. Особым условием успешного развития идентичности является приобретение подростком самостоятельной позиции, для чего необходимо освобождение от влияния родителей. Освобождение, здесь не является уходом от родителей и семьи, а выступает как возможность принятия на себя ответственности за свою, установление партнерских взаимоотношений, в которых родители, семья и сам подросток способствуют взаимному развитию.

Должен происходить диалог, в результате которого стороны могут помочь друг другу решить свои жизненные задачи [6]. Иногда, случается так, что этого отделения не происходит. В таком варианте подросток остается эмоционально зависимым от родителей, ему сложнее даются принятие каких-либо решений. Как следствие, у таких уже взрослых, сформирована склонность к отношениям зависимости с вышестоящими лицами, пассивная жизненная позиция. Создавая свою семью, они будут постоянно под контролем родителей или как замена влияния, на зависимость от мужа или жены. Часто самой семье бывает сложно «отпустить» подростка. Тому могут быть разные причины. Например, ребенок как смысл жизни для матери. Забота о нем – основная радость для неё. Отделение от семьи делает жизнь матери серой и бессмысленной. Особенно сильно это проявляется в неполных семьях, состоящих из матери и сына. Другой пример, повышенная требовательность к ребенку быть первым во всем, присутствует у родителей, которые сами обладают высоким социальным статусом. В этом случае у ребенка формируется страх потери родительской любви. Этот страх существенно влияет на процесс отделения. Порой, подросток не дает себе права на отделение от семьи, интуитивно чувствуя, что это неизбежно приведет к распаду самой семьи (разводу родителей) [5]. Затрудняется отделение и в случае нарушения структурно – ролевого характера. В семье с эмоционально отстраненным отцом, мать возлагает эту роль сначала на старшего, а после его отделения на младшего сына. В семье матери и дочери, мать находится в позиции дочери и отчаянно сопротивляется ее отделению, так как дочь служит ей опорой. Часто дети, взрослея, начинают противоречить, «уходить» в оппозицию – так подросток демонстрирует себе, миру, родителям свою собственную независимость. Если родители бурно реагируют, то только еще более могут усилить это противостояние в ребенке. В данное время дети очень критично относятся к мнению родителей, так как их точка зрения интерпретируется, как попытка ущемить их самостоятельность и взрослость. Особенно остро этот период взаимодействия может восприниматься между бабушками (дедушками) и внуками; возникают либо острые конфликты между ними, либо, в противоположность – полная идиллия во взаимоотношениях. В такое время, осознавая взросление и принимая его, взрослым было бы не плохо эмоционально грамотно реагировать на подростка. Родителям необходимо культивировать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка. Невозможно обойти, описывая кризисные этапы взросления, такой этап как, идентификация себя с образцом для подражания. Для успешной эго-идентичности, родителям необходимо мягко направлять на положительные образцы интеграции среди значимых взрослых. Это говорит о том, что и самим родителям необходимо развиваться, находиться в интегрированном состоянии [5]. Иногда, может создаться впечатление, что ребенок полная противоположность родителей, но на самом деле внутренние психологические характеристики он имеет такие же, как и у отвергаемого родителя. Случается, что подросток может идентифицировать себя с героями комиксов и кино. В таких случаях это процесс может обернуться трагедией, как для самого подростка, так и для семьи. Очень важно, чтобы подростки в это время знали и чувствовали любовь и поддержку близких взрослых. Значимым является и вера в родителей, в их возможности – это дает силы и уверенность.


2.3 Влияние характера отношения родителей на поведение и личность подростка. Вопросы психологической коррекции стратегий взаимодействия в семье

Кризисный характер переходного возраста и невнимание взрослых к сложностям подростков приводят к тому, что они не в состоянии преодолеть проблему собственного конфликтного поведения самостоятельно. В связи с этим актуализируется проблема поиска форм психологической помощи родителям, имеющих детей подросткового возраста [4] и испытывающих трудности в их воспитании. При возникновении конфликтных ситуаций у подростков начинает доминировать то поведение, которое было сформировано под влиянием типа семейного воспитания, что отражено в работах Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Если в семье диагностирован нарушенный тип воспитания, то стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации становятся ригидными. Это приводит к сложности адаптации в условиях меняющейся среды. Поведение подростков становится однотипным, что вызывает сложности при установлении контакта с окружающими [16].

Семья маленькая социальная группа и следует развивать в ней все то, что роднит ее с данной группой. Участники социализации и воспитания личности ребенка должны постоянно помнить, что он усваивает социальный опыт именно в условиях семьи. Эмоциональное общение между членами семьи является не заменимым условием развития ребенка, особенно это заметно в наше время, когда возросла воспитательная роль семьи вместе с повышением ее морального, интеллектуального и материального уровня. Общественная направленность семейного коллектива выражается также и в том, что родители правильно оценивают детский коллектив и используют его для воспитания у детей общественной активности и развития чувства взаимопомощи и доброжелательности. Важно, чтобы ребенок понимал и чувствовал с раннего возраста, что то, как он живет и как трудится, касается не только его лично, но и всех социальных отношений.

Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией многие дети остаются без родительского попечения. Многих отцов и матерей лишают родительских прав, ограничивают в дееспособности. Исходя из исследований в России - среди осужденных за изнасилование подростков около 48 % - дети из неполноценных семей. Эти удручающие факты - свидетельство многих изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость. Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не со­ став семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно не­ благополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подрост­ ков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.


Профилактическая работа с подростками - процесс сложный, продолжительный по времени. Специфическая задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в про­ ведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обе­спечивающих возможность нормального разви­тия детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Вовремя замеченные отклонения в поведении подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего че­ловека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

По мнению исследователей, причинами отклонений в поведении являются следующие неблагоприятные условия семейного воспитания:

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в несколько раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей - вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестает любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим ее. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» родителей.