Файл: Отношения родителей и подростков(Подходы к исследованию детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безусловно, одним из первых, кто стал заниматься изучением взаимодействия родителей и детей, был представитель австрийской психологии Альфред Адлер. Основными понятиями в его работах, посвященных детско-родительским отношениям, выступают «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». Кроме того, с этими понятиями он связывает, на его взгляд, два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка [27]. По мнению А. Адлера необходимо равенство между родителями и детьми во всем, то есть не только в правах, но и в обязанностях. А все воспитание должно строиться на бесконечном и качественном взаимоуважении представителей семейства. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. И главной необходимостью А.Адлер считал способность родителя учитывать, принимать Вестник психологии и педагогики и, самое главное, уважать уникальность, особенность, индивидуальность и неприкосновенность детей, начиная с момента рождения ребенка. Интересным представляется подход К. Хорни, по мнению которой отклонение в психическом развитии является следствием нарушенных отношений к другим и к себе, а также следствием противоречивых потребностей, установок, которые стоят на пути роста индивида, мешают его самореализации [6]. Проблема детско-родительских отношений рассматривается и у представителей зарубежной психологии в рамках концепций психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. Винникот, Э. Берн и др.), поведенческого (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) подходов [6].

Отечественные психологи также не остались в стороне от исследований детско-родительского взаимодействия. Так, знаменитые клинические психологи А.Я. Варга и В.В. Столин говорят о том, что в целом, детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [3]. В своих работах А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют три типа детско- родительских взаимодействий, среди которых гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Гипопротекцию (а иначе гипоопеку) психологи рассматривают как полное или частичное отсутствие необходимой заботы и ухода за ребенком. Такие родители часто игнорируют потребности своих детей, зачастую ссылаясь на нехватку времени, сил и других ресурсов.


Доминирующая гиперпротекция проявляется у родителей в том, что они проявляют чрезмерную заботу, навязчивую и излишнюю опеку, которая совершенно не дает ребенку проявлять самостоятельность. Такие родители стараются оградить своего ребенка от малейших обязанностей, которые даже были бы им под силу. Воспитание по типу эмоционального отвержения характеризуется непринятием и невниманием к ребенку. Такое отвержение может проявляться в различных формах, от открытых высказываний типа «Ты мне надоел» или «Мне не до тебя, отстань» до скрытых «подколок», иронии и т.д.

Е.О. Смирнова рассматривала детско-родительские отношения с точки зрения обоюдной деятельности матери и ребенка в виде совместного решения задач [22]. На основании проделанной работы были выделены несколько типов такого взаимодействия:

- наиболее благоприятный тип взаимодействия «сотрудничество» подразумевает такое поведение, при котором мама учитывает интересы и потребности ребенка. В то же время ребенку предоставляется возможность на его личную автономию и помощь предлагается лишь в том случае, когда она действительно ребенку необходима и без участия взрослого задача окажется неразрешимой. Следует отметить, что даже в случае вступления в ход решения задачи мамы, мнение ребенка также учитывается, к его взглядам прислушиваются;

- «псевдосотрудничество» подразумевает формальное взаимодействие, которое характеризуется либо доминированием взрослого, либо доминированием ребенка. Причем, как правило, в ходе выполнения задач, решения принимаются порой достаточно быстро, хаотично и неуверенно. Участниками демонстрируется желание угодить своему партнеру, перед которым один из них испытывает страх, перед возможной агрессией другого;

- «изоляция» представляет собой такое взаимодействие, при котором оба участника не прислушиваются друг к другу, игнорируя потребности и пожелания другого;

- «соперничество» характеризуется некоторой конкуренцией между матерью и ребенком в ходе отстаивания собственной инициативы и позиции в виде подавлении позиции партнера.

Отсюда следует, что правильнее было бы использовать стратегию взаимодействия «сотрудничество», потому что только в данном способе поведения между матерью и ребенком отсутствует игнорирование, конкуренция, пренебрежение и т.д. Данный тип взаимодействия может побуждать ребенка к творческой активности, формирует способность к инициативности, активности, самопринятию.

Рядом авторов подчеркивается, что в некоторых случаях происходит нарушения в процессе семейного воспитания и тогда детско-родительские отношения проявляются в виде дисгармоничных взаимодействиях, которые способствуют развитию неврозов у детей [25]. Так, например, Э.Г. Эйдемиллер выделил некоторые типы семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями, среди которых игнорирование потребностей детей, завышенность требований, чрезмерность наказаний, неустойчивость в стиле воспитания и другие [16]. О проблеме взаимодействия родителя и ребенка можно говорить много и долго. Проблема эта актуальна и животрепещуща. И на сегодняшний день ясно одно, что семья – это очень важный и необходимый элемент на стадии формирования личности ребенка. А как показывает практика, спектр родительского влияния может быть очень и очень разнообразен. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.


В настоящее время достаточно хорошо изучены стили (типы) семейного воспитания и стратегии взаимодействия родителей с детьми. Популярна класcификация стилей родительского поведения, основанная на фиксации двух фак-торов воздействия на ребенка в семье – контроля и теплоты: демократичный, авторитарный, либеральный, индифферентный ([19]). Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис выделили параметры семейных взаимоотношений, на основе которых формируются стили семейного взаимодействия: уровень протекции, степень удовлетворенности потребностей, количество и качество требований к ребенку, неустойчивость стиля воспитания [16]. Отечественный психолог Т.В. Андреева обозначила четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им типы отношения ребенка: диктат, сотрудничество, опека, невмешательство [1]. Некоторые исследователи выделяют три основных типа отношений родителей и детей: тип излишней вовлеченности (авторитарный контроль), тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение), оптимальный тип [2].

На основе анализа совместной деятельности детей и родителей Э.К. Ботова выявила типы деструктивного взаимодействия родителей с детьми: тревожная активность, отвержение, соперничество, стремление к автономной деятельности, излишнее ограждение от трудностей, уход от ответственности, эмоциональная изоляция [6].

Отношение подростков к родителям А.Я. Варга определила как вариативность в следующих измерениях: принятие-отстраненность, сотрудничество-манипуляция, стремление к самостоятельности – зависимость [7]. О.А. Карабанова, П.В. Траяновская рассмотрели параметры детско-родительских отношений, системы семейного воспитания сквозь призму восприятия их подростками: эмоциональный аспект (принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция), особенности общения и взаимодействия (сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности), контроль (требовательность, мониторинг, авторитарность), противоречивость (непоследовательность, неуверенность) и другие дополнительные характеристики [11] .

Причины трудностей общения в детско-родительских отношениях описаны О. А. Карабановой:

1) неадекватность образа ребенка у родителя, при котором в ориентирующем образе неадекватно отражены потребности и мотивы ребенка, его возрастно-психологический статус, индивидуально-личностные особенности;

2) неадекватность образа «Я как родитель», выступает в форме нереалистичного образа «идеального родителя» и несогласованности образов «Я-реальное» и «Я-идеальное»;


3) неадекватность образа детско- родительских отношений у родителя и у ребенка, обусловлена ценностными установками каждого из участников и ошибочными атрибуциями;

4) неадекватность образа родителя у ребенка обусловлена возрастно- психологическими особенностями ребенка, характером детско-родительских отношений.

Л.В. Полякова, изучив связь особенностей детско-родительских отношений с характером переживания ребенком этих отношений, выделила типы взаимодействия родитель-ребенок, имеющие двусторонний характер:

конфликтный (родитель – авторитарный, доминирующий, ребенок – активный, эгоцентричный);

гармоничный (родитель – демократичный, принимающий, ребенок – инициативный, «слушающий»);

дистантный (родитель – отстраненный, холодный, ребенок – инициативный, «слушающий»);

авторитарный (родитель – авторитарный, ребенок – принимающий, пассивный или родитель – потворствующий, ребенок – эгоцентричный, активный) [14].

Исследования Н.Ю. Синягиной указывают на то, что характер взаимоотношений между детьми и их родителями зависит как от особенностей личности родителя (экстравертивные – интровертивные, уверенные – неуверенные, тревожные и т.д.) и форм его поведения (эмоциональное включение или отвержение, адекватное или неадекватное отражение ситуации), так и от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности) [21].

Таким образом, специфика детско-родительских отношений заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения.

Родительское отношение отличается своеобразием и внутренней конфликтностью, которые заключаются в максимальной выраженности и напряженности этих моментов. Они могут быть обозначены как личностное и предметное начало в отношении к ребенку. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного отношения.

С другой стороны, глобальная ответственность за будущее ребенка, порождает оценочную позицию и необходимость контролировать его действия, превращая ребенка в объект воспитания.

Социально-экономический кризис сказался на сокращении числа детей в семье, увеличилась роль экономической функции и снизилась значимость репродуктивной. Возросла ценность ребенка, но изменилось количество и качество уделяемого внимания. Идет снижение речевого и эмоционального общения со школьником. Происходит ослабление эмоциональных связей, изменение родительских установок: авторитарность и высокий уровень контроля, требовательности, опеки. На одном из первых мест стоит материальное обеспечение подростка, способность дать высшее образование, нравственное и духовное развитие не имеют такой значимости. Отдых через покупки является преобладающим, между тем, совместный досуг – важная часть жизнедеятельности семьи, ее открытости и взаимопонимания.


Отмечается рост экономической самостоятельности каждого из супругов, что приводит к подмене социальных ролей, искажению воспитательной функции. Современные матери реализовывают себя через внешнюю сферу (построение карьеры, зарабатывание денег), поэтому ребенок не получает должного материнского внимания, любви заботы, которые необходимы для полноценного развития его личности Таким образом, современный подросток оказывается в ситуации недостатка любви и эмоционального внимания при повышенном контроле, опеке и требовательности, то есть дисбалансе близости и автономности, что является условием формирования деструктивных стратегий взаимодействия подростка с родителями.

2. Влияние взаимоотношений с родителями на становление и специфику личности подростка

2.1 Психологические особенности подросткового возраста

Для подростка роль родителей велика - это и источник эмоциональной и социальной поддержки, и пример для подражания, и источник жизненного опыта и передача определенных норм, правил, ценностей, жизненных принципов и овладение социальными навыками, формами, способами межличностного взаимодействия [13, c.193].

Особое место подросткового периода (от 10-11 до 14-15 лет) в развитии человека отражено в эпитетах «переломный», «трудный», «критический» и др. Все эти характеристики связаны со сложностями перехода от детства к отрочеству, сопровождающегося специфическими изме­нениями в физическом, психическом, нравственном и социальном развитии ребенка. В этот период подростки переживают множество существенных перемен - в самих себе и во взаи­моотношениях с другими людьми [18].

Переход к взрослой жизни протекает, как правило, остро, а иногда даже драматично. В нем переплетены противоречивые тенденции физического и социального развития. С одной стороны, для этого периода показательны такие негативные явления как дисгармоничность личности, изменение интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отноше­нию к взрослым.