Файл: Отношения родителей и подростков(Подходы к исследованию детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Формирование у подростков деструктивных стратегий взаимодействия, и, как следствие, возникновение трудностей в отношениях со сверстниками связаны с нарушением условий развития личности в семье на предыдущих этапах онтогенеза. Учитывая особенности связи стратегий взаимодействия подростков с родителями и их отношениями со сверстниками (прямой и причинно-следственной), работа со школьниками с деструктивными стратегиями взаимодействия с родителями по коррекции их отношений со сверстниками должна решать две основные задачи:

1) Решение возрастных задач общения и формирование эффективной модели взаимодействия со сверстниками.

2) Развитие субъектных качеств личности (личностной автономии в первую очередь), изменение установок и внутренней позиции подростка в детско-родительских отношениях. Важной компонентой психокоррекционной программы по развитию меж-личностной сферы старших школьников , является реализация следующих направлений [7]:

формирование интереса к себе, развитие самооценки, самоанализа;

укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

укрепление навыков личностного общения в группе сверстников, развитие способов взаимопонимания;

развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям. Формирование интереса к другому человеку как к личности.

Деятельностный подход в психокоррекции основан на организации активной деятельности подростков, где создаются условия для ориентировки в «трудных» ситуациях и закладывается основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Значимой деятельностью старших школьников является общение со сверстниками, которое способствует удовлетворению потребности в самоактуализации. Деятельностный подход реализуется в групповой форме работы.


Группа выступает как модель реальной жизни, где юноши и девушки проявляют те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования, и те же поведенческие реакции в отношениях со сверстниками. Подросток может экспериментировать с различными моделями поведения среди равных партнеров. Групповой опыт противодействует отчуждению, существует возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами, что способствует самораскрытию и самопознанию[27].

Коррекция отношений со сверстниками старших подростков с деструктивными стратегиями взаимодействия с родителями является многоаспектной задачей и требует использование совокупности методов групповой психокорреции в ее решении

У подростка достаточно высокий уровень развития самосознания и рефлексии, это уже сформированная личность. Он обладает внутренними ресурсами, личностным потенциалом и активностью, которые психокоррекционная работа помогает активировать. Поэтому старший школьник сам может изменить что-то в своем психологическом пространстве: отношение к самому себе, своему месту в семье, социуме, отношение к своим близким людям и в целом к своему окружению.

Исходя из этого, с одной стороны, психокоррекционное воздействие на межличностную сферу подростка будет эффективным без включения в психокоррекцию родителей и других значимых лиц, что является важным условием для младших возрастов С другой стороны, изменения психологического пространства подростка будет проходить быстрее и продуктивнее в подготовленной среде, где организовано конструктивное партнерство общеобразовательных учреждений, родительской общественности и психологических служб .

В США, Австралии и развитых странах Европы особое внимание уделяется семье и школе как институтам социализации личности, организованы центры психологической поддержки, разработаны программы психокоррекции. В России, как отмечает О.А. Карабанова, существуют трудности развития системы психологической помощи семье, связанные как с организационными, так и содержательными причинами. При этом существует проблема психологической неграмотности родителей и педагогов: сталкиваясь с трудностями взросления подростков, они чаще всего перекладывают ответственность на самих школьников, хотя взрослые должны начать воспитание с себя [11].

Учитывая ситуации современной российской действительности, наиболее оптимальной формой работы с родителями и педагогами является просветительская, которая направлена на поддержку семьи подростка и привлечение к воспитательному процессу образовательных учреждений. Просветительская работа повышает социальную и психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов, что способствует изменению деструктивных установок воспитания старших школьников.


От родителей зависит то, как видит мир под­ росток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности.

Психокоррекционная работа со подростками, с одной стороны, направлена на ослабление эмоциональной связи с родителями за счет развития субъектных качеств личности и изменения установок, внутренней позиции подростка в детско-родительских отношениях, с другой – на решение возрастных задач общения и формирование эффективной модели взаимодействия со сверстниками. Просветительская работа с родителями и педагогами включает повышение психологической компетентности и изменение деструктивных установок воспитания старших школьников, что обеспечивает создание благоприятных условий для развития личности подростка. Данный комплекс психолого-педагогических мероприятий может привести к положительной динамике отношений со сверстниками у подростков с деструктивными стратегиями взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегия взаимодействия подростка с родителями − это совокупность доминирующих особенностей поведения подростка в отношениях с родителями, обусловленных его социальной ситуацией развития и степенью развития суверенных качеств личности. Обозначены три основных стратегии взаимодействия с родителями: стратегия сотрудничества (продуктивное взаимодействие, решается задача эмансипации); стратегия подчинения (деструктивное взаимодействие – зависимая форма поведения, не решается задача эмансипации); стратегия противодействия (деструктивное взаимодействие – конфликтная форма поведения, не решается задача эмансипации). Существует связь между особенностями отношений подростков со сверстниками и их стратегиями взаимодействия с родителями.

В отношения подростков со сверстниками переносится опыт семейных отношений, полученные от родителей знания и представления, паттерны поведения и особенности совместной деятельности, особенности проявления эмоциональных переживаний и способность к близким чувственным отношениям.

Также на поведение подростков влияет характер эмоциональной связи подростков с родителями (здоровая эмоциональная близость или болезненная привязанность). Подростки с деструктивными стратегиями имеют трудности в отношениях со сверстниками и нуждаются психологической помощи. Психолого-педагогическая работа со старшеклассниками с деструктивными стратегиями взаимодействия с родителями по коррекции их отношений со сверстниками имеет комплексный характер, должна быть организована со всеми субъектами образовательного процесса (школьниками, их родителями и педагогами), реализована в просветительском и психокорреционом направлениях.


Психокоррекционная работа со подростками, с одной стороны, направлена на ослабление эмоциональной связи с родителями за счет развития субъектных качеств личности и изменения установок, внутренней позиции подростка в детско-родительских отношениях, с другой – на решение возрастных задач общения и формирование эффективной модели взаимодействия со сверстниками. Просветительская работа с родителями и педагогами включает повышение психологической компетентности и изменение деструктивных установок воспитания старших школьников, что обеспечивает создание благоприятных условий для развития личности подростка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева, Т.В. Теоретико-методологические основы социальной психологии семьи ка области научных исследований [Текст] / Т.В. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика – 2011. - №3. – с. 66-78
  2. Арсентьева, Е.С. К вопросу о детско-родительских отношениях [Текст] /Е.С. Арсентьева//Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. № 2. С. 1-8.
  3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. [Текст] / Бандура А., Уолтерс Р. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / K.B. Боджович.- СПб.:Питер, 2008. 400с.
  5. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И.Божович // Вопросы психологии – 2010 - № 6 – С. 45 –53.
  6. Ботова, Э.К. Проблемы детско-родительского взаимодействия в современных психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Э.К. Ботова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. - №1. – с. 29-32
  7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] /А.Я. Варга.- СПб.: Речь, 2011.- 144 с.
  8. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений [Текст] / А.Я. Варга - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.
  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С.Выготский.- М.: Просвещение, 2009
  10. Зимина, М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников [Текст] / М.А.Зимина // Молодой ученый - 2016. - №10. - С. 1354-1357.
  11. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте [Текст] /О.А. Карабанова//Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 3. С. 54-62.
  12. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. [Текст]/О.А. Карабанова - М.: Гардарики, 2014
  13. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учеб. пособие [Текст]/ В. Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2016. – 393 с.
  14. Полякова, Л.В. Детско-родительские отношения как фактор, влияющий на психологическое благополучие подростка [Текст] /Л.В. Полякова// XLIII научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников Сахалинского государственного университета Сборник материалов/ Составитель А.С. Ломов.- Южно-Сахалинск, 2014. С. 79-92.
  15. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. А.А Бодалева. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 600 с.
  16. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис. СПб.: Изд-во «Питер», 2011. 672 с.
  17. Райгородский Д. Подросток и семья: антология [Текст] / Д. Райгородский. М.: Изд-во «Бахрах-М», 2011. 656 с.
  18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. СПб.: Изд-во «Питер», 2014. 816 с.
  19. Реан, А.А. Психология подростка. Учебник. [Текст] /Реан А.А. - СПб.: «Прайм– ЕВРО-ЗНАК», 2003 – 480с.
  20. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во «Академический проект», 2011. 128 с.
  21. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 196 с.
  22. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. СПб.: Изд-во «Питер», 2011. 304 с.
  23. Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы [Текст] / Л.В. Устюгова, И.Г. Сухогрузова, Г.А. Басуева / Под ред. Л.Е. Гринина, А.В. Перепелкиной. Серия: управление образовательным процессом. М: Изд-во «Учитель», 2014. 148 с.
  24. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) [Текст] / Д.И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Модекс», 2013. 335 с.
  25. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст] /Л. К. Фомина // Молодой ученый. 2014. №2. С. 704-707.
  26. Фридман Л.М. Психология детей и подростков [Текст] / Л.М. Фридман. М.: Изд-во Института психотерапии, 2011. 480 с.
  27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьел, Д. Зиглер. Серия: Мастера психологии. СПб: Изд-во «Питер», 2008. 607 с.
  28. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов. [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2016. - 768с.
  29. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] /Д.Б. Эльконин.- М.: Академия, 2017. 384 с.