Файл: Классификация и особенности рынка медицинских услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • составлено автором по данным [8]

Выводы по главе 1

Медицинские услуги - это взаимозависимые элементы, процессы, мероприятия определенной стоимости, длительности, ведущие к получению оздоровительного результата для пациентов и классифицированные особенным образом. Рынок медицинских услуг способствует наилучшему удовлетворению потребностей населения страны в медицинской помощи. Рынок медицинских услуг связывает между собой всех субъектов, которые принимают активное участие в его развитии.

На рынке медицинских услуг предоставляются услуги приемлемого качества. Основные особенности рынка медицинских услуг заключаются в том, что итог предоставления медицинской услуги не может быть оценен однозначно, медицинская услуга - это особенный продукт, который предоставляется на функционирующем и управляемым государством рынке и принадлежит его производителю и потребителю, рынок предоставляет услуги населению в области медицины, которые являются неосязаемыми, на рынке взаимодействуют предоставители и получатели медицинских услуг, которые имеют в его пределах личные контакты, на рынке предоставляются услуги, которые не могут накапливаться и храниться и в дальнейшем реализовываться, качество представленных на рынке медицинских услуг отличается вариабельностью

Рынок медицинских услуг может быть классифицирован по таким признакам: потребностям медицинских учреждений; потребностям общества.

2. Современное состояние рынка медицинских услуг Российской Федерации

2.1. Анализ рынка медицинских услуг Российской Федерации

За период 2012-2015 годов рынок частной медицины увеличился на 62% со средневзвешенным темпом роста в 15%. Спустя год было отмечено снижение до 8%, а в 2017-м показатель может опуститься до 5%. Еще меньшие темпы роста демонстрирует рынок ДМС: 4-7% за последние 2 года. И, согласно последним прогнозам, аналогичный уровень будет фиксироваться в 2017-2019 гг. На рисунке 2 представлены данные о динамике объемов рынка медицинских услуг России за 2012-2020 годы с прогнозом на 2021 год.


Рисунок 2. - Динамика объемов рынка медицинских услуг России, млрд. руб.

*составлено автором по данным [9]

Как видно, отмечается поступательное наращивание объемов медицинских услуг на рынке. По сравнению с 2012 годом объемы рынка медицинских услуг выросли на 1174 млрд. руб.

На рисунке 3 изображена динамика темпов роста национального рынка медицинских услуг России в период 2013-2020 годов с прогнозом на 2021 год.

Рисунок 3. - Динамика темпов роста национального рынка медицинских услуг России, %

*составлено автором по данным [10]

Как можно увидеть из представленного графика, наибольшее снижение темпов роста национального рынка медицинских услуг России произошло в 2017 году, когда темп его развития сократился до 2,9 %. В последующие годы траектория развития рынка медицинских услуг приняла растущий тренд и к 2020 году темп роста рынка составил 6,7 %. Прогнозируется, что к 2021 году рынок медицинских услуг продемонстрирует рост до 7,7 %.

Что касается доли расходов консолидированного бюджета на здравоохранение, она постоянна и составляет 3,2-3,6% ВВП [11, c. 53]. Это значительно меньше реальной потребности и несравнимо меньше, чем в развитых странах, где эта цифра превышает 10%. Рынок медицинских услуг можно разделить на 4 блока: государственный сегмент (ОМС и бюджетные средства), легальную коммерческую медицину, ДМС и теневую медицину. Доля сегмента легальной коммерческой медицины в общем объеме рынка составила в 2016 году 17,1%. К 2020 году прогнозируется рост доли до 20,1%. Происходить это будет главным образом за счет увеличения стоимости медицинского приема и притока клиентов из бесплатной медицины, где снижается качество обслуживания по ОМС [12].

В 2020 году емкость рынка медицинских услуг в России составила 2661 млрд. руб. Структура рынка медицинских услуг России по элементам представлена на рисунке 4. Так, судя по представленным данным, в структуре рынка медицинских услуг наибольший удельный вес занимает сегмент ОМС, на долю которого приходится 47,8 %. Наименьший удельный вес в структуре рынка медицинских услуг отведен сегменту ДМС (6,6 %).

Рисунок 4. - Структура рынка медицинских услуг России, %

*составлено автором по данным [13]

В свою очередь доля сегмента ОМС и бюджетных средств в общем объеме составила 69% против 72% - в 2012 году. Согласно прогнозам, этот показатель будет непрерывно снижаться, и к 2020 году достигнет 65,8%, продолжится тенденция оптимизации государственных медучреждений и персонала. Хотя в то же время абсолютные показатели сегмента ОМС будут продолжать расти.


Объем доли ДМС составил в 2016 году 6,2%. Через 4 года он должен вырасти до 6,6% [14]. Произойдет это, главным образом, вследствие увеличения стоимости пакетов ДМС и внедрения более широкого набора полисов среднего ценового сегмента страховыми компаниями. Сегмент теневой медицины занимает весьма существенную долю рынка и демонстрирует завидную стабильность. В 2016 году объем рынка теневой медицины составил 7,6%. И в 2017 остается почти на том же уровне - 7,5%. Большой потенциал стабильности теневого сектора - следствие нескольких факторов. В первую очередь это более низкая цена на услуги по сравнению с официальными платежами через кассу. И, безусловно, доверие и лояльность пациента конкретному врачу.  На амбулаторную помощь и круглосуточный стационар приходится 92% всего объема [15]. Если говорить по этапам оказания медпомощи, наибольшая доля рынка приходится на диагностику и лечение – 75%.

Получить представление об уровне инфляции средней цены приема можно, сравнив этот показатель с уровнем общей инфляции в стране. Конечно, «средняя цена приема» в данном случае величина условная, и она очень усреднена. Для ее получения берется стоимостной объем рынка и делится на натуральный объем (посещения, операции и прочее). Так, в 2013 году наблюдался темп роста стоимости приема на уровне 14%, при этом инфляция составляла порядка 6,5% [16]. Год спустя после девальвации эти показатели сравнялись (11,4 и 12% соответственно), но в 2015 году инфляция выросла до 13%, а среднее увеличение стоимости медицинского приема лишь на 9,5%. В прошлом году темп роста стоимости приема и показатель инфляции составили 4,6 и 4% соответственно, тем самым положив начало тенденции сближения официальной инфляции и медицинской, что обусловлено в первую очередь постепенным насыщением рынка.

Несмотря на все сложности работы частных медицинских центров в сегменте ОМС, количество частных ЛПУ, работающих в государственном сегменте, довольно существенное. С 2013 по 2016 год эта цифра удвоилась, увеличив долю с 16 до 30% [12].

По прогнозам EY рынок частной медицины до 2020 года будет увеличиваться в среднем на 5-10% ежегодно [15]. На сегодняшний день можно сказать, что рынок медицинских услуг вышел из состояния стагнации, которая наблюдалась в 2014-2015 гг. Основным фактором роста рынка в 2018 г. стало увеличение средней цены почти на 10%. По данным РБК особо активно развиваются такие сегменты рынка, как лабораторная и функциональная диагностика, стоматология. В последние годы растет сегмент гинекологии и урологии. Стоит отметить, что реальные располагаемые доходы населения за 5 лет снизились на 11%, при этом цены на медицинские услуги выросли более чем на треть. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию доля медицинских услуг в общей структуре остается практически неизменной, в то время как, например, расходы на образование сокращаются [14]. Далее проанализируем основные тенденции, наблюдающиеся в развитии рынка медицинских услуг Российской Федерации.


1. Доказательная медицина

До не давних пор основным драйвером развития рынка платной медицины выступало расширение профиля медицинских услуг, оказываемых частными учреждениями, а также укрупнение уже имеющихся сетей. В настоящее время, как сообщает РБК, происходит смена самих принципов работы частных медицинских клиник. Стали появляться центры, работа которых соответствует принципам доказательной медицины, использующей новейшие научные данные и методики.

2. Цифровизация и автоматизация

Кроме того, рынок медицинских услуг не обошел тренд цифровизации. Эра электронной медицинской документации постепенно наступает. Активно развивается рынок телемедицины, т.е. дистанционного предоставления медицинских услуг. По данным Delloite, цифровые технологии будут способствовать переходу рынка медицины на новые рельсы в плане лечения, увеличат скорость и качество обработки данных и в большей степени будут ориентированы на пациентов [16].

2.2. Противоречия в функционировании рынка медицинских услуг Российской Федерации

Реформы в России затронули и здравоохранение. Первым был принят Закон о медицинском страховании, установивший новую форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Затем 22 июля 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, установившие обязанность государства по финансовому обеспечению деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений [11, c. 54]. Тем самым бюджетное здравоохранение изначально рассматривалось как область социальных гарантий по оказанию медицинской помощи гражданам России.

Хроническое недофинансирование государственной медицины в 90-х годах породило развитие сектора платных медицинских услуг в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Огромный разрыв между заявленными государством гарантиями по оказанию медицинской помощи населению и реальной поддержкой, который сложился в 90-е годы, привел к тому, что пациент в большинстве случаев стал выступать соплательщиком своего лечения [18, c. 9]. При этом государство само фактически указало путь для поиска дополнительных источников финансирования ЛПУ, выпустив документ «Правила предоставления платных медицинских услуг населению», утверждённый постановлением правительства РФ от 13 января 1996 года № 27. «Правила», не раскрывая самого понятия «платные медицинские услуги», устанавливали ряд норм при их оказании [18, c. 11].


Ожидалось, что в этот период произойдут изменения организационно-правовых форм государственных медицинских учреждений, ряд которых станут унитарными предприятиями, хозяйственными товариществами и обществами и, соответственно, будут работать в гражданском обороте, тем самым формируя рынок медицинских услуг. Однако этого не произошло, а вот платные медицинские услуги прочно закрепились в их деятельности.

Отдельные аналитики считают появление платных услуг в государственной медицине определённым достижением политики в области здравоохранения, так как развитие платных медицинских услуг позволило сохранить кадры и даже обеспечить развитие медицинских учреждений. Однако последствия данного шага породили ряд проблем [10, c. 23].

За 15 лет доля платных медицинских услуг достигла в деятельности отдельных государственных учреждениях 70%, при этом качеством медицинской помощи удовлетворено только 30% населения. Кроме того, по данным агентства DISCOVERY Research Group, около 40% жителей Москвы осуществляло в той или иной форме неофициальные платежи врачам [8, c. 17].

Отдельно нужно сказать об изменении морали медицинского сообщества за эти годы. У пациентов прочно сформировалась психология, что врачу «нужно дать», санитарке и медсестре «нужно дать», для лечения нужно самому всё купить и только тогда можно выздороветь. Главное, что и врач, и медсестра, и санитарка зачастую берут это уже не в виде благодарности, а в виде законного соплатежа к своей зарплате. В государственной медицине параллельно официальным платным медицинским услугам прочно сформировался дополнительный теневой «рынок».

Теневой «рынок» прочно занял свою нишу в государственной медицине при оказании так называемой «бесплатной» медицинской помощи. Например, можно лечить лекарствами, прописанным в стандартах, а можно лечить эффективными лекарствами, это и дополнительные обследования, рекомендуемые «конфиденциально» пациенту за плату, с помощью которых диагноз будет поставлен уж точно на 100%.

Сам факт ползучего замещения «бесплатных» услуг платными теневыми говорит о том, что медицинское сообщество уже привыкло не к тем платежам, которые им гарантирует государство в виде заработной платы, а к тем, которые они смогут самостоятельно получить дополнительно с пациента [18, c. 12].

Делая первый вывод, можно сказать, что одним из итогов 15-летней платности в государственной медицине является потеря доверия пациента к врачу. В обществе прочно сформировался принцип: «не заплатишь – не вылечат».